Главные вкладки

    Проект " Что за чудо эти сказки"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Козюкова Татьяна Николаевна

    Развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с русскими народными сказками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt2.docx22.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Что за чудо эти сказки!»

    Тип проекта: информационно-творческий.

    Срок: 1 месяц.

    Участники: дети, воспитатель, родители, логопед, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

    Цель проекта:

    Развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с русскими народными сказками.

    Задачи проекта:

    Коррекционно-образовательные:

    1. Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.

    2. Научить выделять основных сказочных героев.

    3. Познакомить с волшебными предметами и событиями.

    4. Научить различать сказочные и реальные события.

    5. Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.

    2. Формировать навыки связной речи.

    3. Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

    4. Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.

    5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    6. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

    7. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.

    8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.

    2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

    3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

    4. Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.

    Актуальность:

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

    Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

    Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

    Всеобъемлющий гений Пушкина, черпавшего содержание и силу своих бессмертных произведений из творческих недр народа, и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки.

    Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

    К сожалению, в настоящее время не все воспитатели видят многогранные возможности этого направления своей деятельности и не в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал. Поэтому тема проекта «Что за чудо эти сказки» является актуальной.

    Проблема:

    Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.

    Слабо развиты творческие способности детей.

    Планируемые результаты:

    1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.

    2. Обогащение словарного запаса детей.

    3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

    4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.

    5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

    I этап «Подготовительный»

    1. Изучение литературы по проектной деятельности.

    2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

    3. Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Что за чудо эти сказки!.

    4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, перчаточный, пальчиковый, марионеток); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;

    в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.

    II этап «Информационно-творческий»

    Познавательное развитие:

    1. НОД: «Русские народные сказки».

    2. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).

    Речевое развитие:

    1. ОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».

    ОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».

    ОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».

    2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы.

    3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.

    4. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».

    5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».

    6. Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Русские народные сказки».

    7. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».

    Социально-коммуникативное развитие:

    1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Снегурочка».

    2. Драматизация сказок: «Волк и Лиса», «Лисичка со скалочкой», «У  страха глаза велики».

    3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».

    4. Отгадывание загадок.

    5. Заучивание наизусть пословиц, считалок, стихотворений.

    6. Настольно печатные игры: пазлы по русским народным сказкам

    Физическое развитие:

    Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза», «Бабка Ёжка»; физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.

    Художественно-эстетическое развитие:

    1. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

    2. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

    3. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».

    4. Аппликация из листьев по русским народным сказкам «Волшебные листья».

    5. Лепка «Мои любимые герои».

    6. Театр своими руками.

    7 Показ воспитателем театров по сказкам: «Заюшкина избушка» (Бибабо), «Петушок и бобовое зёрнышко», «Девочка-Снегурочка» (плоскостной), «Кот, Петух и Лиса» (на конусах), «Хаврошечка» (настольный), «Царевна-Лягушка» (на фланелеграфе).

    8.Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

    Совместная работа родителей и детей:

    1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.

    2. Книжки малышки своими руками.

    Работа с родителями:

    1. Консультация для родителей «Воспитание сказки»

    2. Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).

    3. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.

    III этап «Заключительный»

    Результаты проекта:

    1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.

    2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

    3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.

    4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

    5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

    6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.

    Продукт проекта:

    1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, аппликации из листьев, лепка

    2. Изготовление картин в стиле пластилиновая пластика по мотивам сказок (дети и родители).

    4. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.

    5. Викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).

    Литература:

    1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М.: ТЦ Сфера, 2003.

    2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектиро-вания: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

    3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.

    4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

    5. Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

    6. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

    7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля.» - М.: Школьная Пресса, 2011.

    8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.

    9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.

    10. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»

    СПб.: «Паритет», 2007.

    11. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.

    12. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

    13. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.


    По теме: 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка проекта "Что за чудо эта сказка"

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Что за чудо эта сказка».Тип проекта: творческий.Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги группы.Продолжительность проекта: 3 недели ( краткосрочный ).     ...

    Методическая разработка проекта "Что за чудо эта сказка"

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Что за чудо эта сказка».Тип проекта: творческий.Участники: дети старшей группы, их родители, педагоги группы.Продолжительность проекта: 3 недели ( краткосрочный ).     ...

    Проект: "Что за чудо эти сказки?"

    Развитие  речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с русскими народными сказками....

    Педагогический проект "Что за чудо эти сказки!"

    Данный проект предназначен для старших дошкольников. В ходе его реализации дети знакомятся  с авторской и народной сказкой через разные виды деятельности....

    проект "что за чудо эти сказки"

    проект направлен на развитие речи детей, приобщение к художественной литературе на примере сказок...

    Проект "Что за чудо эти сказки?"

    Педагогический проект, по ознакомлению детей с творчеством А.С.Пушкина....

    Проект "Что за чудо эти сказки"

    Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность проекта: 2 недели (с 28 ноября по 9 декабря 2016 года)Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Звездочки», воспитатели, родите...