Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Ручеек»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Программа «Ручеек» имеет  речевую направленность и предполагает развитие речевой активности детей через активизацию мелкой моторики в процесс овладения графическими умениями и навыками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_rechevoy_napravlennosti_rucheek.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 252»

Принято:

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2018г.

Утверждаю:

Заведующий МБ ДОУ

«Детский сад №252»

Черноусова Д.В._______

Приказ №____ от 31.08.2018г.

        

Дополнительная

общеразвивающая программа

речевой направленности

«Ручеек»

для детей 5 - 6 лет

(срок реализации – 1 год)

Автор:

                                                                                               Абложей И.В. –

                                                                                               воспитатель первой

                                                                                               квалификационной категории

Новокузнецкий городской округ, 2018

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Учебный план…………………………………………………………………...5

Содержание программы………………………………………………………..6

Планируемые результаты………………………………………………………8

Календарный учебный график………………………………………………....8

Условия реализации программы……………………………………………….9

Оценочные материалы………………………………………………………...10

Формы аттестации……………………………………………………………..11

Критерии освоения программы……………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………….12

Пояснительная записка

Направленность программы

      Программа «Ручеек» имеет  речевую направленность и предполагает развитие речевой активности детей через активизацию мелкой моторики в процесс овладения графическими умениями и навыками.

Актуальность программы

         Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (речевое  развитие, развитие центральной нервной системы, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

 Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, необходима постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику.  Важность данной темы заключается в том, что развитие  мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.

 Часто у детей 5-6 лет наблюдается недоразвитость мелкой моторики рук и полное отсутствие графических умений и навыков. Поэтому, деятельность дополнительной программы  «Ручеек» направлена на речевое развитие и развитие  мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий и, как следствие, стимулирование речевой активности.

 Отличительная  особенность программы

В увлекательной форме занимательной игровой деятельности дети развивают речевые способности, пополняют активный словарный запас, получают знания об окружающем мире через выполнение  графических заданий.

Адресат программы: дети 5-6 лет

Объем программы:15 часов

Формы обучения: дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, занимательные графические задания.

Методы обучения

Словесные методы:

- устное изложение;

- беседа

Наглядные методы:

- показ иллюстраций;

- показ, исполнение педагогом;

- работа по образцу

Практические методы:

- игровой;

- моделирование;

- продуктивная деятельность.

Режим  занятий:1 занятие  в 2 недели, продолжительность занятия  25 мин.

        Цель программы: развитие речевой активности детей в процессе освоения графических умений и навыков.

Задачи программы:

1.Обучающие:

- обогащать словарный запас в процессе дидактических игр, игровых упражнений, посредством ознакомления детей со скороговорками, пальчиковой гимнастикой.

- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

2.Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать произвольное внимание,  целеустремленность;

- развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строки.

3.Воспитательные:

     -воспитывать эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату;

    - воспитывать аккуратность при выполнении графических заданий;

    - вызывать интерес к выполнению графических заданий, диктантов.

Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Диагностика

1

0,5

0,5

2

«Веселые клеточки»

1

0,5

0,5

3

«Ежик Николка»

1

0,5

0,5

4

«Разноцветные квадраты»

1

0,5

0,5

5

«Слоненок»

1

0,5

0,5

6

«Змейка»

1

0,5

0,5

7

«Украшение»

1

0,5

0,5

8

Графический диктант «Автомобиль для папы»

1

0,5

0,5

9

Графический диктант «Волшебный теремок»

1

0,5

0,5

10

Графический диктант    «Тюльпан для мамы»

1

0,5

0,5

11

Графический диктант  «Петушок-золотой гребешок»

1

0,5

0,5

12

Графический диктант      «Перелетная птица»

1

0,5

0,5

13

Графический диктант     «Золотая рыбка»

1

0,5

0.5

14

Графический диктант         «Конь-огонь»

1

0,5

0,5

15

Графический диктант    «Махаон»

1

0,5

0,5

Итого часов:

15

7,5

7,5

Содержание программы

№ занятия

Тема

Цель

1

Диагностика

Выяснить, насколько развиты у детей графические умения и навыки, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

2

Игровое упражнение «Веселые клеточки»

 Разучить пальчиковую гимнастику «Пять пальцев». Познакомить с порядком работы в тетради в клетку  Формировать умение проводить линии по точкам сверху вниз и слева направо. Учить работать по образцу. Словарная работа: клетка, сторона, угол, центр, слева, справа.

3

Игровое упражнение «Ежик Николка»

Разучить пальчиковую гимнастику «Ежик Николка» Формировать умение самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии по образцу, пропуская две клетки. Слов. раб.: туловище, колючий, забавный, запасливый.

4

Игровое упражнение «Разноцветные квадраты»

Разучить скороговорку «У ворчливой Варвары пропали варежки, варежки пропали у ворчливой Варвары». Формировать умение рисовать квадраты  по точкам и самостоятельно, пропуская две клетки. Воспитывать положительное отношение к работе, усидчивость, аккуратность. Слов.раб.: расстояние, ворчливый, пропуск.

5

Игровое упражнение «Слоненок»

Разучить скороговорку «Испекли слоненку сладкую слоненку, попросил слоненок дать еще слоненок». Формировать умение повторять простой узор по образцу, используя косые линии, по точкам и самостоятельно. Слов.раб.: слоенка, косая, слева направо.

6

Игровое упражнение «Змейка»

Разучить пальчиковую гимнастику «Червячки». Формировать умение рисовать по клеткам простой узор до конца строки. Учить работать по образцу.  Слов.раб.: извиваться, узорчатый, чешуя, кожа, строчка.

7

 Игровое упражнение «Украшение»

Формировать умение повторять простой узор, используя дуги и круги. Учить работать по образцу. Д. игра «Назови признаки». Закреплять умение называть признаки предметов. Слов. раб.: расстояние, дуги, признак.

8

Графический диктант «Автомобиль для папы»

Разучить скороговорку «В гараже-машина, за гаражом-шины, не новы у машины шины, поменяем шины у машины». Формировать умение выполнять графические диктанты, развивать произвольное внимание, память, мышление Слов. раб.: налево, направо, вверх, вниз, салон, капот, шины, фары.

9

Графический диктант «Волшебный теремок»

Разучить скороговорку «Тома дома? Дома Тома». Развивать графические навыки, память, внимание, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Слов. раб.: чудесный, деревянный, резной.

10

Графический диктант «Тюльпан для мамы»

Развивать интерес к выполнению графических диктантов. Закреплять графические навыки, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Дид. игра «Назови цветок» Закрепить названия цветов. Слов. раб.: тюльпан, роза, ромашка, незабудка, хризантема ,мак, василек, колокольчик, нарцисс, ирис, флоксы, углы, стороны, украшать.

11

Графический диктант «Петушок-золотой гребешок»

 Закреплять умение классифицировать птиц (домашние, перелетные, зимующие) Дид. игра «Третий-лишний». Закреплять графические навыки, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Слов. раб.: шпоры, перья, пух.

12

Графический диктант «Перелетная птица»

Разучить скороговорку «В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи». Закреплять графические навыки, развивать внимание, память, воображение. Слов. раб.: стриж, чечетка, чиж, щегол.

13

Графический диктант «Золотая рыбка»

Формировать интерес к выполнению графических упражнений, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Разучить пальчиковую гимнастику «Рыбки плавали в пруду». Развивать память, расширять словарный запас. Слов. раб.: чешуя, жабры, блестящая, плавники, медлительная.

14

Графический диктант «Конь-огонь»

Разучить скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Закреплять графические умения, развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Слов. раб.: грива, копыта,, седло, уздечка, стремена, масть, стремительный.

15

 Итоговое занятие

Графический диктант «Махаон»

Закреплять умение выполнять графическое задание под диктовку взрослого, свободно ориентируясь на листе бумаги в клетку. Дид. игра «Четвертый-лишний» Закрепить умение классифицировать животных. Слов. раб.: махаон, лимонница, капустница, павлиний глаз.

        Планируемые  результаты:

  • развитие речевой активности детей;
  • формирование графических умений и навыков;
  • углубление и расширение знаний детей об окружающем мире;
  • улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости;
  • развитие произвольного внимания, целеустремленности.

Календарный учебный график

Начало учебного периода

17 сентября 2018г.

Окончание учебного периода

30 апреля 2019 г.

График каникул

Зимние – с 01 января по 14  января

Продолжитель-ность учебного периода, всего

30 недель

Образовательная нагрузка, количество НОД

1 раз в 2 недели

Объем образовательной нагрузки НОД (в минутах)

25 минут

Регламентирование образовательного процесса (первая и вторая половина дня)

Вторая  половина дня

Итоговый мониторинг

02.04.2019 г. - 30.04.2019 г.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Дидактические материалы для обеспечения речевой активности, проведения графических диктантов, демонстрационный материал, тетради в клетку, простые карандаши, фломастеры.

Информационное обеспечение:

  1. Наличие фотоаппарата для подготовки фотоотчетов
  2. Наличие доступа к интернет- ресурсам для подготовки материалов

Оценочные материалы

Ф.И.ребенка

ориентировка на листе бумаги в клетку

графические умения

развитие речевой активности

Общий балл

Формы аттестации

Открытое занятие, в процессе которого дети смогут выполнить достаточно сложный графический диктант, рассказать о последовательности выполнения задания, провести простейший анализ своей работы.

Критерии качества освоения ребенком программы

  1. Свободно ориентируется на листе бумаги в клетку.
  2. Владеет способностью выполнять задание по образцу.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ своей работы.

Список литературы

  1. Комарова Т.С Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
  2. Утехина К. С. Развитие графических навыков письма у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – 95 с.
  3.  Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». М. Просвещение, -2012.- 125 с.
  4.  Яфаева  В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников».  Сфера.- 2014г. -135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «Учимся говорить по-мордовски»

Направленность образовательной программы (общеразвивающей): программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям старшего дошкольного возраста получить полноце...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через логоритмику»

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"...