Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему : "Насекомые"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Шмалько Татьяна

Методическая разработка предназначена для формирования у детей 4-5 лет обобщающего понятия "насекомые" в ходе образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nasekomye_4-5.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 18 Калининского района  Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет

Развитие речи на тему: «Насекомые»

с использованием технологий:

игровой, здоровьесберегающей, личностно-ориентированный

     

                                                                                     Воспитатель первой категории

                                                                                            Шмалько Т.Н.

Санкт-Петербург

2020

Цель: ввести в речь обобщающее понятие «насекомые», формировать навыки диалогической речи.

Задачи:

Образовательные: знакомить с внешними признаками насекомых. Формировать обобщающее понятие «насекомые». Обогащать и активизировать словарь: насекомые, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, порхать, летать, кружиться, жужжать, собирать.  

Развивающие: развивать внимание ,мышление,упражнять в устранении смысловых ошибок.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание и обсуждение предметных картинок, чтение сказки А.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Оборудование: иллюстрация к сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха», предметные картинки с изображением бабочки, жука, стрекозы, кузнечика, пчелы, божьей коровки, муравья, мухи, комара.

Список литературы:

1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.

2. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет Соломатина Г.Н., Рукавишникова Е.Е. М; ТЦ Сфера, 2018 (методическое пособие).

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент

Дети сидят на стульчиках вокруг мольберта. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Воспитатель: Кто узнал ,какая это сказка?

Дети: «Муха - Цокотуха».

Воспитатель: Про кого эта сказка?

Дети: Про насекомых.

Воспитатель: Правильно, мы сегодня будем говорить о насекомых.

2. Рассматривание предметных картинок

На мольберте изображение  предметных картинок с изображением насекомых.

Воспитатель задает детям вопросы.

Кто это?

Какие части есть у этого насекомого.

Как оно передвигается?

Обращается внимание на отличительные особенности каждого насекомого.

У бабочки большие яркие крылья, маленькое тело, есть усики, лапки, крылышки, хоботок. Она умеет летать, порхать, пить цветочный нектар.

У жука одна пара жестких блестящих крыльев и вторая пара прозрачных крыльев, жуки бывают разного цвета. Жук умеет ползти, летать.

У стрекозы длинное тело, прозрачные крылья, похожие на кружево, на голове большие глаза.

У кузнечика зеленая окраска, длинные задние лапки, с помощью которых он хорошо прыгает. Кузнечик умеет высоко прыгать, стрекотать.

У пчелы полосатая окраска (желтые и черные полосы), жало, тело пчелы покрыто волосками. Пчела умеет быстро летать, собирать нектар.

У божьей коровки жесткие оранжевые крылья с черными точками.

У муравья серая окраска, маленькое тело, маленькие тонкие лапки.

У мухи прозрачные крылышки,на голове два больших глаза.

У комара серая окраска,на голове есть хоботок, которым он прокалывает место укуса и пускает под кожу ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса чешется.

В конце рассказа воспитатель делает обобщение. Бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, пчела, жук, божья коровка, комар, муха, муравей - это насекомые. У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы и усики, три пары ног (6 ног).
Воспитатель. Чем отличаются друг от друга насекомые?

Дети: Не у всех есть крылья.

Воспитатель: У кого есть крылья?

Дети: У бабочки, жука, божьей коровки, комара, мухи, стрекозы.

Воспитатель: Как они передвигаются?

Дети: Они летают.

Воспитатель: Как передвигаются насекомые, у которых нет крыльев?

Дети: Ползают, прыгают.

Какие насекомые прыгают?

Кузнечики.

Какие насекомые ползают - жуки, муравьи.

3. Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики:

Прыг - скок,прыг- скок.

Стоп! Сели,травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше,выше,высоко

Прыгай на носках легко.Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился.

К облакам поднялись,

И шасси убрались.

Вот лес- мы тут

Приготовим парашют,

Толчок,прыжок,Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились.

4. Игра в мяч

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какое-либо действие,а ребенок, возвращая мяч, называет насекомое, совершающее это действие (например- «прыгает — кузнечик», «порхает — бабочка», «летает — муха», «ползает- муравей» и т.д.).

5. Дидактическая игра «Исправь предложение»

Детям предлагается на слух исправить смысловую ошибку в предложении. Воспитатель читает предложения,а дети заменяют неправильное слово на  правильное (например: «Пчела собирает варенье» - Неправильно. Нужно сказать: «Пчела собирает мед»).

- Пчела собирает — варенье.

- Божья коровка скачет по дорожке.

- Жук принес мед.

- Стрекоза ползает по траве.

- Кузнечик перелетает с цветка на цветок .

- Муравей прыгает по травке.

6. Итог

Оценивается работа каждого ребенка.
Ребята вы — молодцы!

Наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в средней группе по теме: Признаки осени".

Обогащение и активизация словаря ; составление простых предложений....

Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему «Зима. Зимние приметы»

Закрепить знания детей о признаках зимы, развивать память, внимание и наглядно-образное мышление....

Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему: «Ловкое движение руки, сказка в гости приходи»

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позвол...

Методическая разработка по развитию речи в средней группе по теме "Что я знаю о себе:наши органы чувств"

Материал будет полезен для воспитателей групп среднего и старшего возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "НАСЕКОМЫЕ"

Материал поможет воспитателям детских садов в работе с детьми 3-4 лет...

Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему: «Ловкое движение руки, сказка в гости приходи»

гармоничное развитие дошкольников на основе интеграции развивающих технологий и проектной детальности....