Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему «Зима. Зимние приметы»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Михайлова Татьяна Александровна

Закрепить знания детей о признаках зимы, развивать память, внимание и наглядно-образное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи в  средней группе на тему «Зима. Зимние приметы»

Михайлова Татьяна

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Зима».

Закрепить знания детей о признаках зимы, учить рассказывать по мнемотаблице.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ:

Мнемотаблицы по теме «зима», игрушка – Зайчик, снежинки.

Ход занятия.

---Дети стоят полукругом---

Воспитатель читает загадку:

Во дворе замерзли лужи,

 Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...

Ответ: зима

Воспитатель. Какое настроение вам навивает эта загадка (печальное, грустное, радостное и.т.д)

Воспитатель: ребята, а теперь послушайте стихотворение

Пришла зима

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Автор: И. Черницкая

Воспитатель. А теперь какое у вас настроение прочтя это стихотворение. (веселое, радостное, грустное и т.д.)

А какая зима, какие определения ей можно подобрать? (Снежная, красивая, радостная, веселая)

В: Вот, как много красивого мы сказали о зиме. Давайте поиграем в игру.

Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

снег - снежок,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

лёд - ледок,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

санки– саночки,

Дерево – деревце.

- Молодцы.

Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ЗИМЕ»

На смену осени пришла… (зима).

Солнце все реже выглядывает… (из—за туч).

Деревья надели… (укрыты снегом).

Снежинки… (красивые, белые) блестят на солнышке, а затем… (таят, кружатся, укрывают землю белым ковром.

Снег… (падает, кружится,) и заставляет прятаться… (по домам).

Зверям впали в … (спячку).

Физкультминутка

«Снежинки»

Снежинки тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Снежинки нам под ноги плавно ложатся (приседают.)

И под ногами хрустят и лежат, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(На ширме появляется кукла – Зайка)

ЗАЙКА: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что-то я ничего не пойму. Какое сейчас время года? Помогите мне, пожалуйста, расскажите, научите. А то я совсем запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Не переживай, ЗАЙКА , наши дети тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какое сейчас время года?

(использую мнемотаблицы)

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо рассказали о зиме.

Воспитатель: Медленно и неспешно наступала зима и по пословицам и поговоркам люди уже смотрели на предстоящую весну и об этом говорило многое. Ведь по многим приметам зимы можно было строить догадке о том, какова будет весна. ЗАЙКА, послушай, какие дети знают поговорки и пословицы о зиме

  • Зимой денек, как у комарика носок. Изречение говорит о том, что зимой дни очень короткие, а ночи долгие. Поэтому необходимо много успеть.
  • Летом соберешь, то зимой на столе найдешь. Это изречение говорит о том, что летом и осенью необходимо трудиться, стараться и складывать запасы на зиму. Если ничего из этого делаться не будет, то зима будет голодной.
  • Зима лето пугает, да все равно тает. Смысл изречения заключается в том, что рано или поздно зима заканчивается. За ней приходит теплое время года.
  • Зимой тулуп всякому люб. Смысл изречения в том, что в холодное время года необходимо тепло одеваться. Без верхней одежды невозможно ходить по улицам.
  • Лето собирает, а зима поедает. Суть учения в том, что в теплое время года нужно работать, не покладая рук и складывать запасы овощей и фруктов в погреб. Чтобы зимой можно было съесть. Фраза гласит о необходимости труда в теплое время года.
  • Зима заморозками начинается и капельками кончается. Смысл фразы в том, что в самом начале зимы обычно морозы. Последний месяц зимой характеризуется гололедом, а также снегом, который тает.
  • Береги нос зимой в мороз. Фраза гласит о необходимости тепло одеваться. При необходимости в лютый мороз не выходить на улицу.
  • Подрожишь, так и побежишь. Смысл изречения в том, что в холода все люди ходят гораздо быстрее, нежели летом. Потому как долго находиться в неподвижном состоянии на одном месте, в лютый мороз, нельзя. При активном движении согреваешься.
  • В мороз добрый хозяин не выгонит собаку за ворота. Смысл фразы в том, что в лютые холода хорошему хозяину жалко своего пса. Поэтому он держит его в тепле.

Воспитатель. ЗАЙКА, теперь ты точно знаешь какое сейчас время года и его приметы.

Поиграй с нами в интересную игру.

Подвижная игра «Найди пару»

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре- снежинки (их количество по количеству детей и подобраны снежинки так, чтобы можно было составить пары одинаковых снежинок). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку.

Воспитатель говорит: «Найдите себе пару – снежинку такую же как у тебя.»

Зайка. Спасибо, ребята.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для ЗАЙКИ придумаем красивые предложения про зиму. Каждое предложение начинается со слова «Зимой». Например: «Зимой снежинки подают на землю и все кругом бело».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Дети придумывают предложения.

ЗАЙКА: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений о зиме.

Воспитатель: А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков зимы, какие запомнили. Мы их подарим Зайке, чтобы он не путал больше зиму с другими временами года.

(дети делают зарисовки).

ЗАЙКА: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме:

Непосредственная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.Тема: «Прогулка по лесу»...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...