НОД по развитию речи «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Насырова Эльвира Ахнафовна

формирование умения дифференцировать звуки «Ц» «Ч»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ts_i_ch_starshaya_gruppa.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Группа №7 «Дельфин»

Тема НОД: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Сумка для доктора Айболита

Цель: Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков «Ч», «Ц»: слышать и различать в слогах, словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи.

Задачи:

Образовательные: Продолжать работу по уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи; выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Развивающие: развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение работать в подгруппах, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Активизация словаря: калач, колодец, цепочка

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, вопросы

Наглядный- показ картин на звук ц и ч, предметов, видеозапись

 Игровой- дидактические игры, физминутка

Предварительная работа: чтение произведения «Доктор Айболит», знакомство со звуками и буквами  «Ц» и «Ч», проведение игр «Внимательные ушки», «Эхо».

Материалы и оборудование: мнемотаблица, карточки на звук Ц и Ч, сумка Айболита, мяч, конверты с заданием, свечка, очки, полотенце, упаковка чая, часы, игрушка Чебурашка и Цыплёнок

Ход образовательной деятельности:

Доброе утро ребята. Какое у вас сейчас настроение? (хорошее) И у меня тоже хорошее настроение.

Сегодня мне оставили большую сумку. Как вы думайте, кто ее оставил? (предположения детей)

Давайте подойдем и посмотрим. Это же сумка от доктора Айболита.

 Может там есть записка?

Действительно, здесь видеозапись, давайте посмотрим(дети садятся)

Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить  зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен.

Ну что? Поможем? Интересно?  

Открываем сумку.(дети присаживаются)

Ребята! А здесь подсказка. Все вещи, которые хотел собрать Айболит, имеют два определенных звука. Посмотрите на картинку. Какая скороговорка здесь нарисована?

Выставляется мнемотаблица.

1. «У черной курицы четыре цыпленка». Давайте все вместе повторим. Повтори скороговорку Даша, Самина, Сережа.

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ребята все вещи, которые должен собрать Айболит, имеют звук «Ч» или «Ц».

Первая вещь-полотенце. Соня, посмотри в нашем домике полотенце.

Ребята, а полотенце нужно в дорогу? А для чего?

2.Открываем конверт.

А здесь задание, которое называется «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я.

Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют:

ц-ц-ц;   ч-ч-ч;   ц-ч-ц;  

ц-ч-ч;   ч-ц-ч;   ч-ч-ц;  

Ча – ца –ца  ца – цу –чи

Чи – ци –чи  ац – уц - ча

Ач – ач – цу  чу – ча – ци.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

Ребята, вы справились с заданием, вот для вас карточка из списка необходимых вещей. Только вот не могу понять, что здесь написано. Цай или чай. Как правильно?

Сережа, сходи на нашу игрушечную кухонку и принеси упаковку чая. Мы начнем собирать вещи для Айболита в сумку. А как вы думаете, чай нужен в дороге? Зачем?

Вставайте около своих стульчиков. Поиграем со звуками Ц и Ч. Повторяйте за мной слова и движения.

Чок- чок- чок – застучал наш  каблучок.

Оч – оч – оч – наступила  у нас ночь.

Ач – ач – ач – испекли мы калач.

Чо – чо – чо – у меня болит плечо.

Чи – чи – чи – к нам летят грачи.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Присаживайтесь.

3.Следующий конверт с заданием. А здесь задание-игра «Слушай внимательно». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Ребята, вставайте около стульчиков. Сейчас я буду произносить слова со звуком «ц». Если вы услышите, звук «ц» – хлопните. Вот так.

ночь, час, дочь,  цепь, кольцо, тачка, платочки,  пальчик,  очки, печенье, царь. 

Молодцы, справились, ошибались очень редко. Вы меня порадовали, вы такие внимательные.

Открываем конверт, а там опять непонятное слово. Оцки. Или как правильно сказать? Очки! Какой звук мы слышим? Звук «Ч». Повтори Ромал. Теперь посмотри на трюмо, где же лежат очки. Неси их в чемодан.

А как вы думаете очки нужны Айболиту в дороге? Зачем?

4. Здесь такое задание. Чебурашка и Цыпленок предлагают нам поиграть. Надо разложить картинки по домикам. Картинки со звуком «Ц» в домик к цыпленку. А картинки со звуком «Ч» в домик с Чебурашкой. Мы разделимся на команды.У кого желтые круги подходят к цыпленку, у кого коричневые к чебурашке

Дети выполняют задание.

Давайте проверим, правильно ли вы разложили.(садятся на стульчики)

(калач, почтальон, колодец, меч, печка, перец, огурец, черепаха, цепочка, мяч, чайник, цапля, солнце, цветок)

Проверяем вместе домик Чебурашки и домик Цыпленка. Находим ошибки. Проговариваем слова.

Молодцы, справились с заданием. А наш список пополняется. Цасы. Как правильно сказать? Какой звук должен стоять? Звук «Ц» или звук «Ч»?

Милана найди нам часы. А как вы думаете часы нужны в дороге? Для чего?

5. Следующее задание.  А здесь игра «Большой – маленький»

Поиграем в игру. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное и бросайте мне мяч обратно. Например,

«Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Молодцы, давайте посмотрим, что же еще надо собрать в дорогу доктору Айболиту. Пошлите на стульчики.

Открываю конверт.

Слово «свецка». Или как правильно сказать? Свечка! Повтори Эмилия.  Теперь посмотри где же стоит у нас свечка. Неси ее к нам.

 В сумке лежат свечка, очки, полотенце, чай, часы

Молодцы, вот мы и собрали вещи для доктора Айболита, теперь он быстро сможет отправиться в Африку и вылечить больных зверей.

Итог: О каких звуках мы говорили?

Какое задание вам понравилось?

Как вы думаете, помогли мы доктору Айболиту?(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Открытое занятие по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л

Открытое занятие по развитию речиЗвуковая культура речи: дифференциация звуков р-лЦель: упражнять детей в различении звуков р-л в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его пози...

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.Провела Седова О. А. 07.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...