Речевые игры в адаптационный период для детей 2-3 лет
консультация по развитию речи (младшая группа)

Горохова Илюса Закирьяновна

Привыкание дошкольника к детскому саду — процесс непростой. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу. Игры с малышами во время адаптации  основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Учитывая такую их особенность можно активно использовать игры – подражания с речевым сопровождением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_malyshami_vo_vremya_adaptatsii.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры в адаптационный период для детей 2-3 лет

Привыкание дошкольника к детскому саду — процесс непростой. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу. Игры с малышами во время адаптации  основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Учитывая такую их особенность можно активно использовать игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель данных игр :упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.              

 Следует обратить внимание на то, что материал для речевых упражнений подбирается с учетом последовательности появления звуков  у ребенка в раннем возрасте, т.е. в раннем онтогенезе работаем над следующими звуками:

- гласные А, О, У, И;

- согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)

- дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

1.«Произношение гласных звуков». ( Произнесение по картинкам)

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб, удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

- Летит самолет(ЫЫЫ).

-И-и-и (жеребенок ржет)и т.п.

Звуки произносятся на выдохе.

2.-  звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычит  корова (МУ) и т.п.

3. А также можно использовать распевки :  Т. С. Овчинниковой "Логопедические распевки", Е. Железновой,  "Топ-хлоп, малыши!" А. Буренина, Т. Сауко  - упражнения очень гармонично подобраны вместе с музыкальным сопровождением, для всех групп мышц и с нарастанием сложности.

4. Игры – подражания с речевым сопровождением. Примерные тексты:

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон. Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон. из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.

Маленькие ножки.

Топ, топ, топ – медленно топают ножки. 1 вар: дети выполняют движение в

Топ-топ-топ – чуть быстрее идут по дорожке. соответствии с ритмом стихотв.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ - очень быстро идут. 2 вар: движение «ножек» имитируется

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ - А теперь они бегут. движением указательного и

Ох-ох-ох. Устали ножки быстро бегать по дорожке. среднего пальцев.

Лужи.

Я иду по лужам – шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями по коленям

Ой, вода в ботинках – хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами.

Ах, мне зонтик нужен – кап-кап-кап. Постукивают ритмично пальчиками по голове

Ох, вода по спинке – оп-оп-оп. Скрещивают руки на груди и ритмично

похлопывают по предплечьям

Бах, упала шапка – буль-буль-буль. Выполняют ритмично пружинку, приседая все ниже.

Ой, кругом вода – ой-ой-ой. Встают и кружатся.

Ах, себя так жалко – да-да-да. Руки на щеки, ритмично кивают.

Одевайтесь в дождь всегда! Погрозить пальчиком в ритм стихотворения.

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь. Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь. Ритмично похлопывать по коленям

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой Движения по полу кистями рук

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой. Пальцы в замок.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал. Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал Быстро стучать указательными пальцами двух рук

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. по коленям.

Машина

Би-би-би – гудит машина «Моторчик» - кулачки быстро крутятся вокруг друг друга

Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно

Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»

Он так громко говорит. «Кулачки»

Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки

Шу-шу-шу они шуршат.

Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад, одновр.

Та-та-та – вперед спешат. топают ногами

5. Упражнения на развитие дыхания.

Дыхательная гимнастика очень полезна для организма деток.

Кроме того, если  ребенок отличается гиперактивностью, он научится расслабляться, успокаиваться. Игры: "Одуванчик", "Бабочки"
«ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Дети «лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озябшие пальчики (подносят их к губам и дуют на них несколько раз).

 «ТРУБАЧ»

Дети подносят к губам сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Повторить 4—5 раз.

 «ЦВЕТОК»

Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза.

 «ШАРИК»

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4—5 раз.

 «ЗАДУЕМ СВЕЧУ»

Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Повторить 3—4 раза.

 «ОГОНЬКИ»

Пусть пальчики детей будут пятью огоньками. Ребёнок каждый раз задувает по одному «огоньку».

 «ТРЕНИРОВКА»

Дети подносят ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, и перебирают пальчиками, имитируя игру на дудочке (флейте, свирели). Одновременно с этим на выдохе медленно дуют на пальчики.

 «ПОСТИРАЕМ ПЛАТОЧЕК»

Дети сжимают пальчики в кулачки и трут их друг о друга, имитируя стирку платочка. Затем делают махи кистями рук — «полощут платочек». После этого «вывешивают» платочек на воображаемую верёвку и показывают, как ветер сушит его, т.е. дуют в одном направлении 4—5 раз.

 «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ»

Дети подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить 4—5 раз.

«ИСПЕЧЁМ ПИРОЖКИ»

Дети «делают» пирожки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки (приставляют ладошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15—20 см). При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 4—5 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

 «ОСЕННИЙ ВЕТЕР»

Дети поднимают руки вверх — это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом качаются (кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот).

 «ФОНАРИКИ»

Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»). Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4—5 раз.

 Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период. И я надеюсь, что приведенные игры   помогут в вашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в адаптационный период для детей 3-4 лет

Комплекс игр для успешной адаптации детей 3-4 лет...

Игры в адаптационный период для детей 2-3 лет

В какие игры можно поиграть с детьми 2-3 лет в период адаптации...

Игры в адаптационный период для детей 2-3 лет

Основная задача игр в адаптационный период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощ...

Игры в адаптационный период для детей 2-3 лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как...

Игры в адаптационный период для детей младшего возраста

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама...