Технологическая карта занятия по развитию связной речи.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи. Пересказ рассказа Е. Пермяка "Как Маша стала большой". Занятие для детей старшего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, обучающихся по АООП для детей с ТНР.  Основная область коррреции - связная речь. В технологической карте подробно представлены взаимосвязанные этапы занятия, с применением коррекционно- развивающих технологий для детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_masha_stala_bolshoy.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно - развивающего занятия

Ф.И.О. Турова Наталья Владимировна

Группа: группа компенсирующей направленности для детей с ОНР 6 «Л», 2 год обучения

Тема занятия: Пересказ рассказа «Как Маша стала большой»

Тип занятия: Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи

Форма организации – подгрупповая.

Категория детей:

  • возраст – 6-7 лет
  • логопедическое заключение – ОНР III ур.

Цель: Совершенствование умения детей передавать содержание рассказа близко к тексту, используя средства связной монологической речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать навыки связной монологической речи: умения строить предложение, используя сложные речевые конструкции, последовательно и логично передавать содержание текста.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (понимание и употребление наречий, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, относительных прилагательных).
  • Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слухоречевую память, используя ассоциативное мышление.
  • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, предпосылки словесно-логического мышления.
  • Развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог, отвечать на вопрос, используя речевые обороты).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительное отношение к трудовым обязанностям
  • Продолжать воспитывать навыки контроля и самоконтроля за собственной речью.
  • Воспитывать чувство любви к родному человеку

Формирование предпосылок УУД:

Личностные УУД:  

  1. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. формировать умение отстаивать и аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

  1. планировать свои действия с опорой на алгоритм;
  2. соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные УУД:

  1. формировать умение слушать педагога, развивать умение слушать и понимать других;
  2. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формировать умение согласовано работать в паре, группе.

Познавательные УУД:

  1. формировать умение на основе анализа делать выводы;
  2. развивать умения извлекать информацию из наглядного материала;
  3.  уметь на основе анализа объектов делать выводы, выстраивать логическую связь между объектами

Оборудование: Аудиозапись, сюжетные картинки по мотивам художественного произведения, коробка с предметами, мяч, материалы для коллективной работы (заготовки для аппликации, клей-карандаши)

Этапы занятия

№ п/п

Название этапа, продолжительность

Задачи

Методы и приемы

Содержание

I

Организационный момент

1 мин

Психологический настрой на занятие

Создать мотивацию к предстоящей деятельности

Сюрпризный момент

Приветствие.

Введение в игровую ситуацию.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите. Сегодня к нам в детский сад пришла посылка, и в ней загадочные предметы, давайте посмотрим, что это за предметы, и почему их нам прислали? (рассматриваем). Мы с вами обязательно в конце занятия узнаем, откуда эти предметы, и кому они принадлежат.

(Приглашение садиться на ковер)

II

Вводный

3 мин

Ведение в тему занятия, Объявление цели, выставление задач перед детьми.

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение задач занятия

Слушание музыки

Беседа

Игровые

Художественное слово

звучит аудиозапись.

Логопед: Ребята, какой праздник приближается? Кого мы будем поздравлять в этот праздник? (Мам, бабушек, сестер) Они наши любимые, близкие люди, давайте назовем их ласково.

д/и Назови ласково

Чтение стихотворения.

Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.

Принимают поздравления, хоть у них и не день рожденья.

Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.

А еще сюрприз их ждет - испекли мы с папой торт.

Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.

Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!

А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"

В. Нестеренко

Кто самый главный человек в нашей жизни, кого мы любим больше всех? (ответы детей)

Давайте расскажем какая у нас мама. И/У с мячом «Какая мама»

Ребята. Скажите, как можно порадовать ещё маму в этот день?

(Помочь ей в её взрослых домашних делах).

Сегодня на занятии мы с вами узнаем, как мы можем помогать нашей маме. И ещё мы узнаем, как становятся большими, самостоятельными детьми.  (пройдемте на стулья)

III.

Основная часть

9 мин

Закрепить умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, образовывать причинно-следственные связи. Обогащение и активизация словаря.

Чтение художественной литературы

Беседа

Игровые

Словесные

Наглядно - демонстрационные

Ребята, а вы хотите стать большими? (повзрослеть?) А как вы думаете, как можно стать взрослым? (предположения детей).

Послушайте рассказ про девочку Машу, которая тоже хотела стать взрослой и что из этого получилось.

Чтение рассказа

"Как Маша стала большой" Е. Пермяк

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

Беседа по прочитанному. (обратить внимание детей на картинки)

Как звали главную героиню рассказа?
Чего больше всего хотела девочка? (Вырасти, стать большой)

Как на это реагировали взрослые? (Только смеялись)

Как она пыталась стать большой? (В маминых туфлях ходила, в бабушкином халате сидела, прическу как у тети Кати делала, бусы примеряла, часы на руку надевала)

Удалось Маше стать большой после таких действий?

Что же такого сделала Маша? (Подмела пол, вымыла посуду)

Как Маша подмела пол и вымыла посуду? (Чисто-начисто, очень чисто, чисто-пречисто)

 Как Маша вытерла посуду? (Сухо-насухо, очень сухо, сухо-пресухо)

Когда Машу назвали большой? (она взяла веник и подмела)

 Как изменилось имя у Маши после ее поступков?

Как ее назвал папа? (Мария)
А как станут звучать ваши имена, когда вы вырастите?

Динамическая пауза

2 мин

Организовать воспитанникам смену деятельности.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движением

Игровые, словесно-практические

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,           все пальцы поочередно соединяются с большим пальцем.

Мы посуду перемыли:                         Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.                    Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,                     Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,                     Снова загибаем пальчики.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.     Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

п/и «Мамочка»

Пересказ рассказа детьми

10 мин

Умение передавать содержание текста с опорой на сюжетные картинки

Словесно-практические

А сейчас я вам еще раз прочту рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Теперь давайте попробуем пересказать Машину историю. Картинки вам в этом помогут.

Повторное чтение рассказа.  (установка на запоминание) Пересказ 2-3 детьми.

IV.

Практическая часть.

3 мин

Вызвать у детей яркий эмоциональный отклик, желание порадовать близкого человека

Практические

Ребята, а давайте подарим нашим мамам большой красивое, любящее сердце, пусть все мамы знают, как мы их сильно любим.

Мы его потом повесим в раздевалке, пусть все мамы любуются.

Заключительный.

(Рефлексивный)

Подведение итогов.

Анализ результатов.

2  мин

Побуждать детей к высказыванию своего мнения. Обобщение содержательной части занятия.  Обеспечить положительную реакцию детей на прошедшую деятельность.

Словесные

Теперь вы догадались, откуда эти вещи из коробки? Помогли они Маше стать взрослой? Что же помогло нашей Маше стать большой?

Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....

Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»

Цель занятия: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок....

Технологическая карта НОД по развитию связной речи (во второй младшей группе) Тема: Путешествие в зимний лес

Данная технологическая карта - это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. Возможно коллегам...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...