семинар на тему словарная работа в доу
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Нуркенова Камила Жололиддиновна

В данном семинаре говорится о том как важна словарная работа. Какие задачи нужно использовать при словарной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sloavrnaya_rabota.docx547.93 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

Семинар на тему:

«Словарная работа

как часть программы развития речи детей»

Подготовила: воспитатель

 высшей категории К.Ж.Нуркенова

2020 год

Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира. 

Константин Сергеевич Аксаков ( русский публицист) 

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая система. Развитие словаря это длительный процесс количественного накопления слов, умение использовать их в конкретных условиях общения.

Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.  

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Задачи словарной работы:

  1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  1. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  2. активизация словаря, т. Е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
  3. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Методы и приемы словарной работы :

  • Называние
  • Показ предметов с их называнием
  • Сочетание показа  предмета  с активными действиями детей по его обследованию
  • Договаривание слов, недосказанных воспитателем
  • Сравнения сходных по внешнему виду предметов
  • Толкование
  • Включение слова в предложение
  • Повторение слова
  • Вопрос
  • Объяснения происхождения слова
  • Упражнения или дидактические игры
  • Мнемотехника
  • Синквейн

   Для  дошкольного возраста систему словарных упражнений предложила российский педагог дошкольного образования  Елизавета Ивановна Тихеева.

1. Подскажите слово:

Кошка мяукает, а воробей…

Соль в солонке, а масло…

Медведь спит в берлоге, а волк…

 2. Найдите похожие по звучанию слова:

Спички – синички,

Врач – мяч,

Значок – крючок,

Ключи – кирпичи,

Стол – пол.

3 .«Подбери словечко»:

 (багряный закат, хитрые глаза, чистое поле, шелковые волосы, благодатный дождь). 

4. «Сравнения»: Давайте подберем предметы как образные сравнения к слову:глазки, как … (бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи и т.д.); 

цыпленок, как … (комочек, одуванчик, пух, вата, облако на небе, лимончик, желток, солнышко и т.д.).

5.«Что бы это значило?»:

 Фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком-нибудь деле.

6.  « Скажи ласково»:
шапка-шапочка,
утка-уточка.
7. « Один-много»:
утенок- утята,
гусенок- гусята,
носок- носки.
8. « Горячо – холодно»

Горячий – холодный,  Хороший – плохой

Мнемотаблицы :

                                         Синквейн-
Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.
Вторая строка – 
два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
Третья строка – 
три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – 
фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
Пятая строка – 
слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

C:\Users\Lenovo\Desktop\img13.jpg

      Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

«Речь ребенка-это глина:

пока она сырая - ей легко придать правильную форму .
Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины.  

Результат будет по меньшей мере плачевным»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Словарная работа с дошкольниками на занятиях"

В данном материале отражены пинципы, задачи, направления словарной работы, предложены методы и приёмы над словом....

Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"

"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...

Непосредственно – образовательная деятельность по теме: « Словарная работа при рассматривании картины»

Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познания», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Здоровье»Задачи:1.Формирование умений рассматривать картину; связно и последовательно...

Презентация Семинар-практикум по словарной работе с дошкольниками

Данная презентация используется для выступления учителя-логопеда с семинаром-практикумом по словарной работе с дошкольниками....

Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».

Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с  детьми, имеющими общее недоразвитие речи.Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса дете...

Призентация на тему: "Словарная работа с дошкольниками"

Обогащение словаря - введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; Уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного ...