КОНСПЕКТ ООД: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шияпова Диляра Насимовна

Конспект на тему: "Зимующие птицы"  

Задачи:

  • развивающие: развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворения по мнемотаблице;  развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи); развивать память, внимание.
  • воспитательные: воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
  • обучающие: дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать; учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД "Зимующие птицы"43.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ООД: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Шияпова Диляра Насимовна,

Воспитатель МБДОУ № 74 «Айсылу» г. Набережные Челны

Возрастная группа: средняя группа

Задачи:

  • развивающие: развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворения по мнемотаблице;  развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи); развивать память, внимание.
  • воспитательные: воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
  • обучающие: дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать; учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Словарная работа: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, прыгает

Предварительная работа: беседа с детьми о временах года, о птицах, рассматривание зимних пейзажей и иллюстраций с птицами, чтение стихов и рассказов о птицах.

Оборудование: мнемотаблица по содержанию стихотворения, и сходства птиц, мяч, картинки с изображением птиц.

ХОД ООД:

     Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними. (Здравствуйте)

Давайте расскажем и покажем нашим гостям, какие мы дружные и послушные!

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас идет время года? (Зима)

Правильно зима. Сейчас проверим, как хорошо вы знаете, какая погода бывает зимой.

Мяч наш зимний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!

Кому брошу мяч, тот и будет отвечать.

- Если дует ветер, погода какая? (Ветряная)

- Если холодно? (Холодная)

- Если хмуро? (Хмурая)

- Если солнечно? (Солнечная)

- Если на улице мороз? (Морозная)

- А если идет снег, какая погода? (Снежная).

     Основная часть:

Воспитатель: Сегодня утром, когда, пришла в садик, я нашла письмо под дверью. Интересно! Что же в этом письме написано. Давайте посмотрим. А там загадки.  Попробуем отгадать загадки?  Слушайте внимательно.

  1. Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зёрнышки клевать,
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять                   
    (Снегирь)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке.

  1. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика.       (
    Синица)
    Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека.
  2. Маленький мальчишка
    В сером армячишке
    По дворам шныряет,
    Крохи подбирает
    .     (Воробей)

Воробьи – шустрые, маленькие. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

  1. Эта хищница болтлива,
    Воровата, суетлива,
    Стрекотунья белобока,
    А зовут её 
    ...                        (Сорока)

Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.

  1. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
    Вот и весь репертуар.
    Оглашает крону клёна
    Своим пением …                 (
    Ворона)

Ворона – птица важная, горластая. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым.

  1. Эта птица — символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно! (Голубь)

Голуби – Это доверчивые птицы. Они издают воркование.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).

Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).

Воспитатель: Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: Что у них разное? (окраска, размер). А что у них общего нам поможет схема.

Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)

Воспитатель: А сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны на них  ответить.

- Что птица делает клювом? – клюет.

- Что делает крыльями? – машет, летает.

- Для чего нужны лапки? – ходит, прыгать, держатся. 

- Для чего нужны крылья? – летать.

Молодцы, ребята.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули (Дети выполняют имитирующие движения).

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птички летят.

Как они сядут покажем –

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Ребята, зима у нас суровая, снежная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?  (Дети размышляют).

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?  Садитесь в кружок.

Воробьи и голуби  кушают зернышки и крошки, а самое их любимое блюдо –это зернышки от семечек. Давайте договоримся  их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/504059/img1.jpg

Синица тоже ест хлебные крошки и зернышки, а ее любимое блюдо –это сало, его обозначим:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/504059/img2.jpg

Снегирь ест ягоды, семена растений, а самое его любимое блюдо в наших краях- это ягоды рябины, их обозначим:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/504059/img3.jpg

Вороны и сороки  едят крошки, и зернышки. но самое их любимое лакомство –это очистки, остатки пищи, их обозначим:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/504059/img4.jpg

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить? (Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, стихотворение  Натальи Нищевой  «Снегири».

 «Снегири».

Вот на ветках, Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Воспитатель:  проводится беседа по содержанию стихотворения.

Вопросы к детям:

-Кто сидел на ветках?  ( Снегири) 

-В чем они сидели? (В красных майках) 

-Что делали снегири?  (грелись на солнышке, вертели головой)  

Воспитатель:  Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (воспитатель читает стих, выставляет схемы).

(Педагог предлагает рассказать стихотворение  2-3 детям с использованием схем. Дети рассказывают стихотворение ННищевой «Снегири».)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились.

Заключительная часть:

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Требуют ли заботы зимующие птицы?

-  Мы помогли зимующим птицам? Что мы сделали? Почему нужно помогать зимующим птицам?

Воспитатель: Вы сегодня хорошо занимались,  я подарю вам раскраски, вы их раскрасите, и у каждого будет свой снегирь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Знатоки зимующих птиц"

Конспект открытого занятия....

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Данный материал содержит стихи, малоподвижные, речевые игры и упражнения, разнообразные виды работы с детьми по теме "Зимующие птицы". Конспект подробный.           ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей,  формирование  отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им.  Задачи:  1.Расширить, закрепит...