Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юлия Анатольевна Посморова

Консект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы, цель которого развитие речи у старший дошкольников. Занятие состоит из трех частей. Интерес детей вызывает то, что к ним приходит девочка Маша и просит помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи «Маша идет в школу»

Цель. Развитие речи детей.

Задачи. Закреплять умения составлять предложения, описательный рассказ по схеме; закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов: образование притяжательных прилагательных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными, сравнительная степень прилагательных; Закреплять  умение высказывать свою мысль. Развивать речь, внимание, память, мышление, познавательный интерес, творческие способности. Расширять словарь детей. Воспитывать стремление к знаниям, умения слушать товарищей, не перебивая друг друга; воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

 Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.

Оборудование:  рюкзак с различными предметами, аудиозапись, «Четвёртый лишний», школьные принадлежности: ручка, пенал, линейка, ластик, тетрадь, карандаш, мяч; игры «Чей хвост, чьи уши».  

Методы и приемы:

- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

- практические (игровые).

Ход занятия

1. Вводная часть.

 - Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма.

 (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.) Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? 

Дети: Маша.

Воспитатель:  Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

- А вот и наша героиня. (Входит Маша с портфелем).  

2. Основная часть.

Маша здоровается с детьми.

Дети: Маша, а зачем тебе портфель?

Маша: Я решила, что пора идти в школу. Вот даже и портфель собрала. Ребята, посмотрите и подскажите, правильно ли я его собрала?

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же у Маши в портфеле.

На стол выкладывают содержимое портфеля: овощи, фрукты, мяч, скакалку, тетрадь, ручку, карандаши, линейку, головные уборы.

Дети: Маша, а зачем тебе в школе все эти предметы?

Воспитатель: Ребята, давайте разложим все предметы на группы. Дети раскладывают.

Воспитатель: Почему вы так разложили?

Дети: Потому что это овощи и тд….

Маша: Спасибо, ребята. Так что же в школу нужно брать?

Дети: Школьные принадлежности.

Маша: А я не знаю, что это такое!

Воспитатель: Не переживай, наши дети сейчас тебе все расскажут.

Дети проходят за столы. На доске висит графическая схема описания предметов. С детьми проговаривается, что означает каждый знак.

Сейчас, мы расскажем тебе о школьных принадлежностях. Но сначала с играем в игру

«Из чего какой» Закончи предложение по образцу.

Карандаш из дерева, какой? Деревянный, а еще какой? (острый, простой, цветной,тупой)

Ножницы из металла, какие? Металлические.

Портфель из кожи, какой? Кожаный.

Линейка из пластмассы, какая? Пластмассовая.

Ластик из резины, какой? Резиновый.

   Тетрадь из бумаги, – какая? (Бумажная) А ещё какая? (Зеленая, тонкая, в клеточку, в линеечку.)

А пенал, какой? (Пластмассовый, деревянный, вместительный.)
 Ручка из пластмассы – пластмассовая,

Дети составляют рассказы по схеме.

Воспитатель. – Молодцы, вы хорошо подготовили домашнее задание и  составили рассказы. А сейчас мы поиграем и посчитаем: Сколько и сколько будет с числом 5?

У меня один карандаш, а будет 5 карандашей.

У меня одна тетрадь, а будет 5 тетрадей.

У меня одна ручка, а будет 5 ручек, линеек.

Воспитатель: Маша, теперь ты узнала о школьных принадлежностях. А сейчас, мы проверим, как ты освоила эту тему. Дети загадают тебе загадки.

  • Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь. Солнце, горы, море, пляж…что же это? Карандаш
  • Два кольца, два конца, а по середине гвоздик. Ножницы.
  • То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей – ка. Можешь и нарисовать… что такое я? Тетрадь.

Маша: спасибо вам ребята, я узнала, что такое школьные принадлежности и теперь правильно соберу портфель. Когда пойду в школу. Ну что-то я устала. Давайте поиграем.

Проводим музыкальную физминутку.

Маша:    Ой, ребята, у меня еще одна проблема. Мне Мишка передал конверт и какие – то картинки с заданиями. А я совсем не ни чего понимаю, помогите мне пожалуйста разобраться и с этими заданиями!  

Открываем конверт, там задание 4 лишний. Ой, ребята посмотрите, так это же игра «4 лишний», здесь необходимо выделить лишний предмет и объяснить почему? Мы сейчас быстро справимся. Правда, же, ребят?

  Отвечают полными ответами. Маша: и я хочу, и я….

 Маша: спасибо, это так оказывается легко. А вот слов наоборот я не знаю.

Воспитатель: Мы поможем. Дети, давайте выйдем на ковер и встанем в круг. Я буду называть слова, а вы, наоборот.

Игра «Наоборот» ( с мячом)  

Радостный – грустный, печальный

 Светлеть – темнеть

 Сухой – мокрый

 Тишина – шум

 Далеко - близко

 Ясный – пасмурный

 Мёрзнуть – согреваться

 Высоко-низко

Друг-враг

Храбрый -  трусливый

Дружба -ссора

Одежду надевать-снимать

Тихо – громко

 Широкий – узкий

Холодный -  горячий и т. д.

На мольберте туловища животных, уши и хвосты в коробочке.

Маша: Ребята, а что здесь? Звери растеряли свои хвосты и уши. Что делать, надо им помочь! А что это за коробочка? (В ней хвосты и уши). Ребята, по одному берут хвост и уши и называют со словом чьи, чей.

Воспитатель: Вы достаёте из коробки хвост и проговариваете: у меня заячий хвост…

Маша: Как здорово, звери нашли свои уши и хвост.

Воспитатель: Посмотрите, белка красивая, а лиса еще красивее,

У белки пушистый хвост, а у лисы еще пушистее,

У зайца хвост короткий, а у медведя еще короче,

У волка хвост длинный, а у лисы еще длиннее.

Заключительная часть. 

Маша: Спасибо вам ребята за помощь, вы столько много знаете! Молодцы, я  напишу Мишке, что вы со всеми заданиями справились. Примите от меня вот такой сюрприз.

Воспитатель:  Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Ребята, вы тоже уже совсем скоро будете не просто детьми, а учениками. И сегодня вы занимались как настоящие ученики. И даже сами были учителями для Маши. Очень хорошо отвечали на вопросы, отвечали полными предложениями. Молодцы, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....