Итоговая справка по итогам работы за год учителя-логопеда Жежу В.И.
методическая разработка по развитию речи

Итоговая справка учителя-логопеда по итогам работы за год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhezhu_itogovaya_diagnostika_godovoy_otchet_2016-2017.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая справка

По итогам работы за 2016-2017 учебный год

Учителя-логопеда ЛГ МАДОУ ДСКВ № 1 «Теремок»

Вводная часть

Название программы: «Адаптированная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». «Адаптированная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (с 5 до 7 лет)». «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Сроки проведения мониторинга: 3 раза в год (сентябрь, январь, май)

Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная, промежуточная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников, владеющих вербальными средствами общения.

Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала.

Задачи мониторинга:

- определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматических сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;

- уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи;

- отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы.

Методы мониторинга:

- наблюдение

- беседа

- создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.

Методика обследования: Н.М.Трубникова «Структура и содержание речевой карты».

Количество обследуемых: 19 детей, посещавших логопедический пункт ДОУ в 2016-2017 учебном году.

Всего логопункт посещало 19 детей из них:

14 детей-выпускников (группы № 2, 5, 7)

3 ребенка-старшая группа (группы № 2, 7)

2 ребенка-средняя группа (группы № 2, 3)

Критерии оценки

Диагностика состояла из 10 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:

- Общее звучание речи.

- Артикуляционная моторика.

- Звукопроизношение.

- Слоговая структура слов.

- Фонематический слух.

- Языковой анализ и синтез.

- Грамматический строй речи.

- Лексика.

- Связная речь.

- Словообразование.


Аналитическая часть

В 2016-2017 учебном году было зачислено на логопедический пункт 19 человек (из групп № 2, 3, 5, 7), имеющих логопедическое заключение, всем детям установлен статус ОВЗ.

ФИО ребенка

Дата рождения

Группа

Заключение ТПМПК

1

23.12.2009 г.р.

2

НВОНР

2

07.09.2011 г.р.

7

ОНР II-III ур., дизартрия

3

10.03.2010 г.р.

5

ОНР  III ур.

4

10.03.2010 г.р.

5

ФФНР

5

10.03.2010 г.р.

5

ФФНР

6

24.02.2010 г.р.

7

ОНР III ур., дизартрия, билингвизм

7

26.05.2012 г.р.

3

ОНР II ур., дизартрия

8

25.11.2009 г.р.

2

ОНР III ур., дизартрия

9

11.01.2011 г.р.

5

ОНР III ур.

10

11.11.2010 г.р.

5

ОНР III ур., дизартрия

11

23.04.2010 г.р.

5

ОНР II-III ур., дизартрия

12

11.08.2010 г.р.

5

ОНР II-III ур., дизартрия

13

18.07.2010 г.р.

2

НВОНР

14

08.06.2011 г.р.

2

ФФНР

15

05.02.2012 г.р.

2

ФФНР

16

14.06.2010 г.р.

2

ОНР III ур., дизартрия

17

14.12.2010 г.р.

5

НВОНР

18

14.10.2010 г.р.

5

ОНР III ур., билингвизм

19

16.08.2011 г.р.

7

ОНР III ур., дизартрия

9 детей имеют клинический диагноз дизартрия.

2 ребенка с билингвизмом.

13 детей посещают логопункт 2 год, 6 детей I год обучения.

В конце учебного года проводилось повторное исследование устной речи детей, с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 10 основных тесно взаимосвязанных разделов.  Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты отражены в протоколах обследования речи детей в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт воспитанников, индивидуальных программ развития, а также логопедических заключений, на каждого ребенка соответственно в начале и в конце учебного года.

Анализ результатов овладения программными навыками логопедического пункта показал, что у всех 19 (100%) детей произошла логопедического заключения:

5 детей с нормой речевого развития

3 ребенка с ЛГНР

2 ребенка с ФНР

5 детей с ФФНР

2 ребенка НВОНР

 2 ребенка ОНР III ур.

Результативность проведенной коррекционно-логопедической работы с детьми, представлена в таблице:


Динамика формирования речи у детей логопедического пункта ЛГ МАДОУ ДСКВ № 1 «Теремок»

№ п/п

ФИО ребенка

Дата рождения

Логопедическое заключение при зачислении на логопедический пункт

Логопедическое заключение на выпуске из логопедического пункта

Динамика

Затруднения

Примечания (причины)

1

23.12.2009 г.

Группа № 2

НВОНР

ЛГНР

Положительная

Наблюдаются ошибки в словообразование и словоизменение

2

07.09.2011 г.

Группа № 7

ОНР II-III ур., дизартрия

ОНР III ур., дизартрия

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, в формировании фонематического слуха, анализа и синтеза, в произнесении слов сложной слоговой структуры, грамматический строй речи, обогащение и развитие словарного запаса

Дизартрия, пропуски по болезни, уровень ВПФ низкий

3

10.03.2010 г.

Группа № 5

ОНР III ур.

Речевая норма

Положительная

Уровень ВПФ высокий

4

10.03.2010 г.

Группа № 5

НВОНР

ФНР

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи (некоторые звуки требуют автоматизации)

Уровень ВПФ средний

5

10.03.2010 г.

Группа № 5

НВОНР

Речевая норма

Положительная

Уровень ВПФ высокий

6

24.02.2010 г.

Группа № 7

ОНР III ур., дизартрия, билингвизм

ФФНР

Положительная  

Звукопроизносительная сторона речи, формирование фонематического слуха

Дизартрия, уровень ВПФ средний

7

26.05.2012 г.

Группа № 3

ОНР II ур., дизартрия

ОНР III ур., дизартрия

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, в произнесении слов сложной слоговой структуры, формирование фонематического слуха, анализа и синтеза словарный запас, грамматический строй речи, связная речь

Дизартрия, пропуски по болезни, уровень ВПФ средний

8

25.11.2009 г.

Группа № 2

ОНР III ур., дизартрия

ФФНР

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, формирование фонематического слуха

Уровень ВПФ средний

9

11.01.2011 г.

Группа № 5

ОНР III ур.

ФФНР

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, в произнесении слов сложной слоговой структуры, грамматический строй речи

Пропуски по болезни, уровень ВПФ средний

10

11.11.2010 г.

Группа № 5

ОНР III ур., дизартрия

НВОНР, дизартрия

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, в произнесении слов сложной слоговой структуры, в формировании фонематического слуха

Дизартрия, пропуски по болезни, недостаточная активность со стороны родителей, уровень ВПФ средний

11

23.04.2010 г.

Группа № 5

ОНР II-III ур., дизартрия

Речевая норма

Положительная

Уровень ВПФ высокий

12

11.08.2010 г.

Группа № 5

ОНР II-III ур., дизартрия

Речевая норма

Положительная

Уровень ВПФ высокий

13

18.07.2010 г.

Группа № 2

НВОНР

ЛГНР

Положительная

Наблюдаются ошибки в словообразование и словоизменение

Уровень ВПФ средний

14

08.06.2011 г.

Группа № 2

ФФНР

Речевая норма

Положительная

Уровень ВПФ высокий

15

05.02.2012 г.

Группа № 2

ФФНР

ФНР

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи

Уровень ВПФ средний

16

14.06.2010 г.

Группа № 2

ОНР III ур., дизартрия

ФФНР дизартрия

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, в формировании фонематического слуха, анализа и синтеза

Дизартрия, уровень ВПФ средний

17

14.12.2010 г.

Группа № 5

НВОНР

ФФНР

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, в формировании фонематического слуха, анализа и синтеза

Уровень ВПФ средний

18

14.10.2010 г.

Группа № 5

ОНР III ур., билингвизм

ЛГНР

Положительная

Наблюдаются ошибки в словообразование и словоизменение

Уровень ВПФ средний

19

16.08.2011 г.

Группа № 7

ОНР III ур., дизартрия

НВОНР, дизартрия

Положительная

Звукопроизносительная сторона речи, формирование фонематического слуха, анализа и синтеза грамматический строй речи

Дизартрия, уровень ВПФ средний

Выводы:

  1. В 2016-2017 учебном году из логопедического пункта ДОУ выпущены 16 детей. Из них:

14 подготовишек: речевая норма- 4 ребенка

                                  ЛГНР- 3 ребенка

                                  ФНР- 1 ребенок

                                  ФФНР- 5 детей

                                  НВОНР -1 ребенок

2 детей были зачислены на логопедический пункт на 1 год.

  1. 3 детей продолжают курс коррекционного обучения в 2017-2018 учебном году. На момент обследования итоговой диагностики у всех детей выявлена положительная динамика в формировании речевых процессов. Из них:

ОНР III ур., дизартрия-2 ребенка

НВОНР, дизартрия- 1 ребенок

Качественный анализ логопедической работы

  • 8 детям были поставлены все нарушенные звуки, у 3 детей звуки в стадии автоматизации, у 8 детей звуки в стадии постановки.
  • Грамматический строй речи в пределах нормы у 13 детей, у 4 детей нарушение некоторых компонентов грамматического строя речи, у 2 детей нарушение всех компонентов грамматического строя речи, в речи присутствуют аграмматизмы.
  •  У всех детей пополнился и обогатился пассивный активный словарь.
  • Развитие связной речи соответствует возрасту у 16 детей, дети самостоятельно составляют простые распространенные предложения, используют их при ответах на вопросы; составляют рассказ по картинкам, воспринимая их как единое целое. 3 ребенка не могут самостоятельно составить предложения по опорным словам, картинке, объединить предложения в рассказ.
  • У детей развиваются коммуникативные умения и навыки. Дети общаются между собой, с взрослыми, задают вопросы, поддерживают беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания, в игре.
  • У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость.

 По итогам проведенного исследования намечены направления коррекционно-логопедической работы на следующий год для детей.

  1. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
  2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  3. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи.
  5. Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии.
  6. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
  7. Вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Работа с педагогами ДОУ

В 2016-2017 учебном году работа с педагогами ДОУ была направлена на решение следующих задач:

  1. Отрабатывать взаимодействие с педагогами, работающими с детьми на логопедическом пункте детского сада.
  2. Оказывать консультативно-рекомендательную помощь воспитателям разных возрастных групп.

Проблема:

  1. Не в полном объеме воспитатели групп (№ 2,5,7,3) отработали рекомендации учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, обогащению словаря, развития связной речи.

Пути решения:

  1. В течение года проводить работу по наблюдению занятий по развитию речи с их последующим анализам и рекомендациям.

Рекомендации:

Воспитателям групп (№ 2, 3, 5, 7) следует продолжить работу в летний период по индивидуальному сопровождению воспитанников логопункта в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, так же продолжать работу по контролю за поставленными звуками у детей.

Работа с родителями

В 2016-2017 учебном году работа с родителями была направлена на решение следующей задачи:

  1. Познакомить родителей с эффективными методами и приемами работы с детьми в условиях семьи.

Данная задача решалась с родителями через использование разнообразных форм работы:

  1. Индивидуальное консультирование родителей по запросу и по приглашению учителя-логопеда (информирование родителей о результатах диагностики речи ребенка, о динамике речевого развития и т.д.).

Рекомендации:

Осуществлять более тесную связь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, работу сайта ДОУ, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от ближайшего окружения. Родителям выпускников следует продолжать работу по закреплению речевых навыков в условиях семьи, при выбытии из детского сада необходимо ознакомится с динамикой речевого развития ребенка, предполагаемыми трудностями в условиях школьного обучения и с дальнейшими образовательными перспективами ребенка с нарушением речи.

Составила учитель-логопед: Жежу В.И.