Лэпбук как современное образовательное средство для познавательного развития дошкольников.
статья по развитию речи (младшая группа)

Яковлева Людмила Анатольевна

Большое значение  творческий подход в работе и применение творческих развивающих технологий. Педагог должен проявлять вариативность и креативность в выборе образовательных средств, которые помогут каждому ребенку реализовать свои интересы. Используемые иновации должны быть интересны дошколникам и соответствовать их возрасту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лэпбук как современное образовательное средство для познавательного развития дошкольников.

На современном этапе развития воспитания и образования в России важной является проблема преемственности дошкольного и начального образования. Одним из оснований преемственности является развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательное развитие является необходимым компонентом учебной деятельности, которое обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

Познавательная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.  У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще не умеет, он может запомнить надолго и в деталях какое-то событие или вещь, если они чем-то  привлекли его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно.

Современные требования, предъявляемые к качеству дошкольного образования, подразумевают не только техническое переоснащение, но и перестройку содержания и способов обучения дошкольников, а значит и изменение роли педагога в образовательном процессе.  Они не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед, заниматься самообразованием, повышать уровень профессиональной компетентности. В связи с внедрением ФГОС в ДО, каждый педагог просто обязан искать и внедрять в свою работу новые идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

  Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

 Большое значение приобретает творческий подход в работе и применение развивающих технологий. Педагог должен проявлять вариативность и креативность в выборе образовательных средств, которые помогут каждому ребенку реализовать свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс. Используемые инноваций должны быть интересны дошкольникам, соответствовать их возрасту, и наиболее эффективно решать педагогические, образовательные и воспитательные задачи, а значит способствовать достижению качественных, устойчивых показателей развития детей.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к позновательной деятельности.   Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.  Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

 На наш взгляд, лэпбук – это эффективное современное образовательное средство, применение которого в работе с дошкольниками дает стабильные результаты в их развитии.

Лэпбук – это технология, которая пришла к нам с запада, где давно успешно и широко используется в домашнем обучении. В России лэпбук первыми начали использовать учителя английского языка, проходившие стажировки в Европе и Америке. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде, информативен – в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, полифункционален – способствует развитию мышления, творчества, воображения, обладает дидактическими свойствами может быть использован как с подгруппой детей, так и индивидуально; является средством познавательного развития ребенка. Его структурой содержание доступно детям дошкольного образования и обеспечивают вариативное игровое использование каждой части. Лэпбук помогает организовать познавательную деятельность дошкольников всех возрастов.

 Лэпбук для дошкольников – прежде всего игрушка, причем сделанная своими руками. Важно, чтобы размер лэпбука умещался на коленях и содержал много познавательной информации, разнообразные дидактические игры, стихи, загадки и маленькие «сюрпризики». Детям всегда интересно новое, яркое, загадочное, что-то, что спрятано внутри – в лэпбуке все это есть! Таким образом можно сказать, что лэпбук – это небольшая тематическая коллекция, своеобразный детский мини-музей одного предмета или явления, который направлен на развитие познавательного потенциала ребенка, расширяя не только кругозор, но и формируя полезные навыки и умения. Важным эффектом образовательной работы в процессе планирования и изготовления тематической папки становиться навык детей самостоятельно давать объяснение, отвечать на возникающие вопросы, опираясь на свои знания и умения, используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

   Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы в познавательном развитии. В процессе исследования данного метода происходит формирование субъектной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуется интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию.

 Лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющая организовать активную познавательную деятельность воспитанников, осуществляет дифференцируемый подход; отличный способ при поднесении и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями. Лэпбук для образовательной организации – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"

Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Тема: «Использование современных образовательных технологий впознавательном развитии дошкольников.БлокиДьенеша» Год разработки программы: 2019 проблема:По результатам мониторинга...

План работы «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Проблема:По результатам мониторинга логическое мышление детей имеет низкий и средний уровень развития и для решения этой проблемы, я решила использовать блоки Дьенеша.Методическая тема:«Использо...