Творческий проект по литературе «Язык цветов» в произведениях русских писателей»
проект по развитию речи

Денисова Татьяна Владимировна

Творческий проект по литературе

«Язык цветов» в произведениях русских писателей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lena_s.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Образовательное учреждение – МБОУ СОШ № 4

Творческий проект по литературе

«Язык цветов» в произведениях русских писателей»

 

Исполнитель:

  Сабурова Елена,

учащаяся 7 «Б» класса

Нижний Тагил

2020

Введение

На земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о цветах. Любуясь красотой цветов , человек задумывался а том , какие сверхъестественные силы их породили согласно мифологии многих народов цветы были созданы богами , они воспеты в мифов и легендах.

        Русские писатели также затрагивали эту тему своих произведений . Нередко цветок мог сказать человеку больше , чем красноречивое послание: выразить и уважение и любовь . А «язык цветов» при встрече заменял слова выражал переживания . «На языке цветов писатели говорят  о том , что считают самым важным и интересным произведением – о душе своего героя ,о его сложных отношениях с миром природы и людей

        Цель проекта: создания альбома «Литературный гербарий» , проанализировав использование мотивов и образов цветов в произведении русских писателей.

        Задачи проекта :

  1. Изучить легенды, придания  связанные со цветами.
  2. Ознакомиться с выбранными  для анализа литературными произведениями: С.Аксаков «Аленький цветочек», В.П Катаев «Цветик - семицветик»; Е.Носов «Живое пламя», Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы», А.Платонов «Цветок на земле».
  3. Систематизировать полученные результаты,  создав альбом  «Литературный гербарий»
  4. Подготовить защиту проекта

Методы решения основных задач:  

  1. Аналитический метод – анализ художественного текста, с сбор и систематизация материалов , исследования «языка цветов»
  2. Поисковый метод – изучение научной литературы по теме  сбор данных о произведениях литературы и фольклора , в которых встречается  упоминаниях о цветах .
  3. Практический метод – создание альбома «Литературный гербарий»

Актуальность донной темы проекта  в том, что она знакомит с цветами, с народным  и литературным творчеством , мифами народов  разных стран , позволяет сравнить  мировосприятие  разных народов и культуру и отношение к окружающему миру.

Эта работа показывает связь литературы , биологии , истории, может быть использована на уроках , тематических классных часах.

Глава 1

Мифы и легенды о цветах

В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов. Мать-и-мачеха, незабудка, иван-да-марья, подснежник... Многие из этих них созданы народом и со временем вошли в русский литературный язык, стали героями поэтических и живописных произведений.


Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следует искать в образности народного мышления. Рассмотрим некоторые поэтические названия цветов, выявим их происхождение, определим значение образов цветов в произведениях художественной литературы.

Мифы и сказания о цветах играли важную роль в фольклоре древних славян. Вспомним, например, знаменитый языческий праздник Ивана Купалы, который проводили в пору летнего солнцестояния. Многие знают, что с этим праздником связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на несколько мгновений вырастает волшебная разрыв-трава.

Древние славяне верили, что с помощью этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть двери любой темницы. Сколько волшебных историй, легенд и мифов можно вспомнить, глядя на цветы! В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем.

Испокон веков ромашка является символом русской природы. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Её цветок, по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит. У древних славян она считалась одним из 7 священных растений (орешник, ромашка, дуб, хмель, плакун, верба и омела).

Название цветка происходит от латинского слова «romana», означающего в переводе на русский язык «римская». В Древнем Египте ромашка посвящалась богу солнца Ра. А греческое название переводится как «белый цветок».


Ромашка на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому в литературе образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости. Считается, что ромашка вырастает там, где упадет звезда с неба.

Скромный темно-голубой полевой цветок василька, растущий во ржи и других злаках, обязан своим названием древнерусскому переоформлению греческого basilikon «царский» (цветок, растение.Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком.

Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает «кентаврово». Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка.

Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира. Роза – бесспорная царица цветов!.

По количеству посвящённых ей стихов, песен, поэтических легенд и преданий царица цветов занимает исключительное место. Самые первые сведения о розе встречаются уже в древнеиндийских сказаниях, согласно которым она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.

Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови. Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она получила от знаменитой Сафо.

А родилась роза из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти некоторых богов нектар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же смертной, как и всё, что рождается на Земле.

По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом солнца, радости и оптимизма, а также — верности и достоинства.


Древние греки рассказывали миф о боге сновидений Мардие. Вокруг его жилища росли маки, в цветах которых покоились сны. Когда наступала ночь, Мардий срывал один из цветков и облетал Землю, усыпляя им утомившихся людей.

В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая могла бы открыть бутон тюльпана. Однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери и со звонким смехом побежал к цветку – и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. Тюльпан – символ гордости у славян

Древние римляне утверждали, что однажды богиня охоты Диана убегала от фавнов, безумно влюблённых в неё. Они хотели пленить прекрасную богиню. Она бежала так быстро, что из её ясного чела на землю стекали капли серебристого пота, которые превратились в душистые цветочки ландышей.

А в украинском фольклоре есть своя история о появлении ландыша. Она утверждает, что эти цветочки, подобные жемчужинам, — не что иное, как застывший серебристый счастливый смех лесной русалки Мавки, которая впервые ощутила радость огромной, искренней, взаимной любви. Старинный русский фольклор говорит, что цветы ландыша — это слёзы гордой водяной царевны Волхвы, которая увидела, как Садко, горячо ею любимый, обнимает её счастливую соперницу Любаву.

На Кавказе, еще в XI веке, возникла легенда о несчастной любви одного юноши и красавицы девушки, превратившейся в лилию. Девушку звали Тамара. Родители просватали ее за нелюбимого человека, и она не смела их ослушаться. Собрав несколько слуг и родственников, Тамара решила пойти в горы к святому отшельнику, помолиться вместе с ним и попросить Бога о помощи.

Во время моления разразилась страшная гроза. Дождь лил как из ведра. Сверкали молнии. Сопровождающие девушку люди еле успели укрыться в пещере. Кончилось ненастье, наступил вечер, но Тамара не возвращалась. Родственники стали спрашивать монаха: «Что с ней?» И услышали в ответ: «Господь превратил девушку в цветок лилии, и она более не томится душой». Придя в неописуемый гнев, люди растерзали монаха, сожгли его дом, разрушили все вокруг.

Только прекрасная белая лилия гордо поднимала свою головку над пепелищем. Узнав о случившемся, умер с горя отец девушки, а юноша, которого она любила, склонившись над цветком, горько-горько заплакал. И вдруг он увидел, что лепестки покраснели, словно от радости. Долго проливал слезы безутешный жених, пока Господь не сжалился над ним и не превратил его в дождевую тучу.

С тех пор на Кавказе, когда начинается засуха, деревенские девушки с пением песен о Тамаре отправляются на жаждущие влаги поля и усыпают их лилиями. Привлеченная дорогим для нее цветком, появится туча и обильно поливает землю дождем — слезами.

Глава 2

Цветок как литературный образ

Многие из названий цветов, созданных народом, со временем стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических и живописных произведений. Но в диалектах русского языка те же самые названия (должно быть, в силу своей образности) продолжает обозначать самые различные растения.


Так, васильком, например, называют цветы и растения, не имеющие отношения к тому синему цветку, который известен каждому из нас. В народе васильком именуют и кипрей, и полевую герань, и аптечную мяту, и шалфей, и зверобой, и веронику… Этот материал, касающийся названия цветов и трав, чрезвычайно привлекателен. Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следует искать в образности народного мышления. Рассмотрим образ цветов в некоторых произведениях.

В сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» одна из купеческих дочек – Настенька - просит отца привезти ей в подарок из заморских стран чудесный цветочек аленький. Отец привёз цветочек Настеньке, и, как и полагается в русских сказках, посредством этого цветка героиня обрела своё счастье. Образ аленького цветочка нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и простоту души.

Сюжет сказки о заколдованном юноше и о девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его, - один из самых распространённых фольклорных сюжетов. Полевую гвоздику исстари называли «аленьким цветочком». В реальной жизни существует алый цветок, который растет на океанском острове в диких, населенных хищными зверями лесах, имеет необыкновенный вид, к тому же распространяет сильный запах, что сорвать его решится далеко не всякий.

В сказке В. Катаева тоже есть свой цветочек - чудесный цветик-семицветик. Главная героиня Женя использует его для осуществления своих желаний: сначала она желала осуществить свои мечты и решить свои проблемы, но потом Женя помогает больному мальчику обрести здоровье, а заодно обретает и друга.В жизни цветик-семицветик что-то между ромашкой и подсолнухом. Раскрас семицветика это уже придумка автора и мультфильма , так как в жизни нет цветков, у которых есть семь разных цветов.


В сказке Л. Гераскиной дети Маша и Ваня отправляются в путь, полный опасностей, для того, чтобы набрать на грядке у Бабы-Яги синие цветочки, которые помогут вылечить их маму.Этот цветочек на мой взгляд очень похож на клематисы синего сорта. Клематисы очень любят солнечные места, поэтому в тени их лучше не сажать, иначе цветения не дождешься. Но нельзя допускать перегрева корневой системы клематиса

В рассказе Е.И. Носова «живут» цветы маки. Поначалу эти цветы не нравились хозяйке тёте Оле: слишком быстро они отцветали и усыпали клумбу своими алыми лепестками. Но квартирант старой женщины насыпал семян в клумбу, маки взошли, хозяйка все их выполола, оставила только три ростка. И маки зацвели: «издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!» Через два дня маки осыпались. «Да, сгорел…- вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля.- Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.

И у людей так бывает. И как-то сгорбившись, тётя Оля заторопилась в дом». Оказалось, что у тёти Оли на войне совсем молодым погиб сын Алексей: на своём крошечном «ястребке» он спикировал на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. Прочитав рассказ, я поняла, почему сгорбилась и вздохнула тётя Оля: для неё маки – живое пламя, память о сыне, благодарность земли, за которую он погиб. А недолговечность цветения маков – символ его молодой, загубленной фашистами жизни.

В рассказе «Цветок на земле», очень простом по содержанию, герой Афоня пытается узнать у дедушки, прожившего долгую жизнь, «Что есть самое главное на свете?» Дед отвечает, но не сразу. Он хочет, чтобы внук сам пришел к ответу на этот вечный вопрос, показать ему на примере, наглядно, что «есть самое главное». Дедушка Тит ведет Афоню на пастбище и показывает на голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого чистого песка. «Тут самое главное тебе и есть, - говорит дед. - Ты видишь: песок мертвый лежит, он каменная крошка, а более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах».


Он спрашивает внука, понял ли тот, почему он показывает ему этот цветок. Дед терпеливо разъясняет «
непонятливому» внуку: «Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз... А цветок, ты видишь, жал - конький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него чистым духом. Вот гебе и есть самое главное на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется.

Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». А. Платонов в своем рассказе для детей поднимает вопросы философские о целесообразности всего живого, о необратимости жизни, ее непрерывности. «Жалконький» цветок все время работает, он «свято труженик», он «из смерти работает жизнь»; цветок - символ непрерывности бытия. Но Афоня хочет знать больше; он задумывается над этим чудом: как из неживого происходит живое - вот в чем тайна жизни.

По мнению А. Платонова, человек, живущий в мире природы, в мире растений, животных, птиц, несет ответственность перед ними. И человек, так же, как безымянный цветок из рассказа А. Платонова, «из смерти работает жизнь». Boт в этом и заключено основное нравственное содержание рассказа, центральная мысль писателя: «Афоня задумался среди трав и цветов.

Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу добрые лица и дышащие истым духом в белый свет». Всё прекрасное достигается человеком и всем живым на земле только с помощью труда.

Для дедушки Тита цветок – символ такого чуда, преображения, когда из мёртвого праха рождается красота, сама жизнь, но рождается она после тяжёлого труда. Прочитав этот рассказ А.Платонова, я поняла, что имел в виду автор, описывая жизнь неизвестного цветка: только ценой огромной работы над собой можно «вырастить» чудесный цветок - человеческую душу.

В сказках Г.Х. Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза. В «Снежной королеве» есть целый садик цветов. Прочитав эту сказку, я сделала вывод, что цветы розы выступают в ней в роли волшебного помощника Герды, как и в сказке В.Катаева«Цветик-семицветик». Ожившие от слёз Герды розы помогают девочке выбраться из райского цветника и помочь Каю, ведь у него других помощников не было.Розы олицетворяют мир Кая и Герди, преисполненный гармонии, любви и добра.

Герда стремится возвратить этот мир любой ценой, и заплакала девочка из-за того, что осознала: в садике старой колдуньи она не в гостях, а в тюрьме. Тогда девочка села на землю и заплакала. Теплые слезы упали в самый раз на то место, где стоял раньше один из розовых кустов, и как только слезы намочили землю - куст мигом вырос из нее, такой свежий, цветущий, как раньше.

Заключение


          Мифы, предания, легенды о цветах позволили нам заглянуть в прошлое и многое узнать о происхождении цветов и об отношении к цветам наших предков, заставили нас прийти к следующему выводу:

 В течение многих веков цветок использовался как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств. Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные зацветами, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.

Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений. Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи

         Я прочитала рассказы и авторские сказки, в которых используются образы цветов. В моей работе подтвердилась гипотеза: в детских рассказах и сказках на «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным.

         Я обнаружила, что цель использования образов цветов может быть разной.

  • Цветы – волшебные помощники героев сказок (В. Катаев «Цветик-семицветик»).
  • Цветы – символы любви, верности, подвига, бескорыстности (Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы», С.Аксаков «Аленький цветочек», Е.И.Носов «Живое пламя»).
  • Цветок – труженик, пример для подражания, ведь он из серого праха земли рождает красоту, так и человек способен, работая над собой, явить миру красоту своей души (А.Платонов «Цветок на земле», «Неизвестный цветок»).

 Собранный мною материал интересен, актуален. Его можно применить на уроках и классных часах.

Список использованной литературы:

  1. Токмакова И.П., Скандинавские легенды. - М.: Эксмо, 2002.
  2. Животные, растения. Мифы и легенды. - М.: Аванта+, Астрель, 2007.
  3. Волшебный мир цветов. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1997.
  4. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. М. Педагогика-Пресс. 1998.
  5. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - СПб.: Альфарет, 2006.
  6. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. - М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимая работа творческого проекта на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное....

Проект к 105-летию со дня рождения русского писателя Н.Носова «Незнайка и его друзья».

Проект к 105-летию со дня рождения русского писателя Н.Носова «Незнайка и его друзья»....

творческий проект "пусть вокруг цветут цветы небывалой красоты"

творческий проект  для детей средней группы...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПТИЦА, КАК СИМВОЛ ВЕСНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»

продолжить знакомить детей с сезонными изменениями в природе- формировать интерес к окружающему миру- формировать интерес к художественной литературе- развивать восприятие сюжетной живописи на примере...

Проект к 105-летию со дня рождения русского писателя Н.Носова «Незнайка и его друзья».

Проект к 105-летию со дня рождения русского писателя Н.Носова «Незнайка и его друзья»...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» с конспектами НОД

Тематическое планированиепо реализации творческого проекта«Приобщение детей к русской народной культуре»    на I полугодие Тема: Знакомство с народной культурой и русскими фольклорными ...

Творческий проект "Изображение природы и животных в произведениях Виталия Бианки"

Познакомить детей с творчеством русского писателя В.Бианки. Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц и животных в природе....