Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «транспорт». Закреплять понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта. Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что»; в употреблении существительных в родительном падеже; в образовании сложных слов, прилагательных от существительных; в составлении рассказов-описаний; в составлении предложений с заданным словом; схемы предложения, в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать связную речь. Формировать навыки взаимопонимания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речевое развитие
Тема: «Транспорт».
Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «транспорт». Закреплять понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта. Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что»; в употреблении существительных в родительном падеже; в образовании сложных слов, прилагательных от существительных; в составлении рассказов-описаний; в составлении предложений с заданным словом; схемы предложения, в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать связную речь. Формировать навыки взаимопонимания.
Словарь: легковой автомобиль, велосипед, автобус, летающая тарелка, транспорт.
Оборудование: плакат с изображением воды, неба, земли; презентация «Путешествие на планету Транспорта»; схемы для составления рассказов-описаний (велосипед, автомобиль, автобус, летающая тарелка); маски космонавтов; предметные картинки с изображением различных видов транспорта (самолёт, вертолёт, теплоход, поезд, автомобиль, автобус, лодка, велосипед, трамвай, троллейбус, катер, лодка); картинка инопланетянина; Схемы – предложения для грамоты; тетради, простые карандаши.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня прекрасный день. Давайте создадим радостное настроение друг другу:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть Вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у Вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение. Давайте мы улыбнемся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. К нам прибыл один очень интересный гость. Давайте узнаем, кто это и послушаем, что он нам расскажет.
Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья, я хочу пригласить Вас в путешествие на планету Транспорта. Вот как эта планета выглядит из космоса. (Показ слайда планеты).
Воспитатель: Ребята, а на чём мы полетим на эту планету? (На космическом корабле, ведь это космический транспорт).
Воспитатель: Все готовы к полёту? (Да). Займем свои места.
Юпик: Ну, тогда вперед к звездам! Дети проходят к стульчикам. На стульчиках лежат маски космонавтов.
Воспитатель: А теперь будем считать: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск! Мы взлетели.
Воспитатель: Ребята, мы пролетаем мимо первой звезды. Звезда на экране. Какого она цвета? (Белая).
Воспитатель: Это звезда нам приготовила игру: «Отгадай загадку».
Воспитатель предлагает подойти к доске, где находятся изображения различного транспорта: самолёт, велосипед, поезд, автомобиль, вертолет, теплоход, автобус, корабль, катер, трамвай, лодка, троллейбус. Детям предлагается отгадать загадки:
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Не собака — а с цепью.
Не лошадь — а с седлом. (Велосипед)
У меня друзей — не счесть.
Среди них и козлик есть.
Он с веселым голоском —
Колокольчиком-звонком.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке! (Велосипед)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский ... (Вертолёт)
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала-побежала.
Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик)
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей. (Катер)
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (Метро)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а мы летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Желтая).
Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Найди место». Давайте определим, где наш транспорт должен передвигаться. Дети подходят к плакату, который разделен на три части: небо, земля, вода.
Дидактическая игра «Найди место».
Воспитатель: Ребята, поставьте ваш транспорт в нужное место.
- Самолет я поставлю…..(на небе, это воздушный транспорт)
- Катер я поставлю………(на воде, это водный транспорт)
- Метро я поставлю……..(под землей, это подземный транспорт).
- Грузовик я поставлю….(на земле, это наземный транспорт).
- Вертолет я поставлю …(на небе, это воздушный транспорт).
- Лодку я поставлю …….(на воде, это водный транспорт)
- Корабль я поставлю……(на воде, это водный транспорт).
- Велосипед я поставлю…(на земле, это наземный транспорт).
- Автобус я поставлю … (на земле, это наземный транспорт).
- Поезд я поставлю………(на земле, это наземный транспорт).
Воспитатель: Ребята, а мы летим дальше. Мимо какой звезды мы пролетаем? (Это голубая звезда)
Воспитатель: На этой звезде нас ждет Физкультминутка:
Раз-два, стоит ракета дети поднимают руки вверх
Три-четыре, скоро взлет разводят руки в стороны
Чтобы долететь до солнца круг руками
Космонавтам нужен год берется руками за щеки, качает головой
Но дорогой нам не страшно руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево
Каждый ведь из нас отлет сгибают руки в локтях
Пролетая над землею разводят руки в стороны
Ей передадим привет поднимают руки вверх и машут
Воспитатель: Молодцы, ребята, а мы летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Синяя).
Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Составь слово».
Игра с мячом. Образование сложных слов.
Лес возит – (лесовоз).
Бензин возит – (бензовоз).
Рыбу возит – (рыбовоз).
Молоко возит – (молоковоз).
Воду возит – (водовоз).
Мусор возит – (мусоровоз).
Хлеб возит – (хлебовоз).
Муку возит – (муковоз).
Воспитатель: Отлично, ребята, полетели дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Красная).
Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Скажи какой».
Воспитатель: Ребята, а теперь, я буду говорить из чего сделана деталь, а вы говорить какая она.
Колесо из резины – резиновое.
Сиденье из кожи – кожаное.
Руль из металла – металлическая.
Окно из стекла – стеклянное.
Кузов из дерева – деревянный.
Рама из пластмассы – пластмассовая.
Рельсы из железа – железные.
Дверь из металла – металлическая.
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Нас встречает Юпик. Давайте, послушаем, что он нам скажет.
Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья! Я рад приветствовать Вас на планете «Транспорта». Ваш путь был нелегким, но вы со всем справились.
Составление рассказов-описаний с опорой на схемы.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Юпику, как мы умеем составлять красивые рассказы о транспорте. Давайте смотреть на схемы и рассказывать.
Легковой автомобиль.
Воспитатель: - Что это? (ответ: Это легковой автомобиль)
Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ:. Это наземный транспорт, потому что он движется по земле)
Воспитатель: - Что есть у автомобиля? (ответ: У автомобиля есть: кабина, руль, окна, двери, колеса, сиденья, мотор)
Воспитатель: - Кто управляет автомобилем? (ответ: Управляет автомобилем водитель)
Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы автомобиль поехал? (ответ: Чтобы автомобиль поехал, его надо заправить бензином)
Воспитатель: - Для чего нужен автомобиль? (ответ: Автомобиль нужен для того, чтобы перевозить людей и вещи.)
Воспитатель: - На что похож автомобиль? (ответ: Он похож на железный дом.)
Велосипед.
Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт? (ответ: Это велосипед.)
Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ: Это наземный транспорт, потому что он движется по земле.)
Воспитатель: - Что есть у велосипеда? (ответ: у велосипеда есть: руль, седло, колеса, рама, педали.)
Воспитатель: - Какие бывают велосипеды? (ответ: Велосипеды могут быть взрослыми и детскими.)
Воспитатель: - Что приводит в движение велосипед? (ответ: В движение его приводит сила ног.)
Воспитатель: - Что можно делать на велосипеде? (ответ: На велосипеде можно совершать прогулки и заниматься спортом.)
Воспитатель: - На что похож велосипед? (ответ: Велосипед похож на железного коня).
Автобус.
Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт?(ответ: Это автобус.).
Воспитатель: - Какой это вид транспорта? (ответ: Это наземный вид транспорта, потому что он движется по земле.)
Воспитатель: - Что есть у автобуса? (ответ: У автобуса есть кабина, в которой сидит водитель, руль, салон с сидениями, мотор.)
Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы автобус двигался? (Чтобы автобус мог двигаться, его нужно заправить бензином.)
Воспитатель: - Доля чего нужен автобус? (ответ: Автобус нужен для того, чтобы перевозить детей, людей).
Воспитатель: - На что похож автобус? (ответ: Автобус похож на большой дом, в котором много окон.)
Воспитатель: - Скажите, ребята, а на каком транспорте сегодня совершал путешествие инопланетянин Юпик? (ответ: На летающей тарелке.)
Воспитатель: - Ребята, а давайте составим рассказ и об этом транспорте.
Летающая тарелка.
Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт? (ответ: Это летающая тарелка)
Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ: Это космический транспорт.)
Воспитатель: - Что есть у летающей тарелки? (ответ: У летающей тарелки есть: верхний и нижние диски, кабина управления с иллюминаторами.)
Воспитатель: - Для чего нужна летающая тарелка? (ответ: Она нужна для того, чтобы летать в космосе на другие планеты.)
Воспитатель: - Кто управляет летающей тарелкой? (ответ: Летающей тарелкой управляет инопланетянин.)
Воспитатель: - На что похожа летающая тарелка? (ответ: Она похожа на большой, яркий, светящийся шар.)
Воспитатель: Ребята, Юпик приготовил для нас интересные задания. Давайте выполним их скорее.
Упражнять в составлении предложений с заданным словом, схемы предложения. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком.
«Упражнение - работа с предложением».
Воспитатель: Юпик хочет, чтобы мы составили предложение со словом «Автомобиль», определять количество слов в предложении и называть их по порядку и записали в тетрадях схему этого предложения.
1 предложение: Автомобиль едет по дороге.
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (4).
Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (Автомобиль – 1 слово; едет – 2 слово; по – 3 слово; дороге – 4 слово).
Воспитатель: Какой знак поставим в конце предложения? (Точку) Почему? (Предложение произнесли повествовательно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем четыре клетки вниз от предыдущей работы, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Саша пойдёт к доске и запишет схему, остальные проверяют правильность выполнения.
2 предложение: У тебя есть игрушечный автомобиль?
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (5).
Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (ответ: у, тебя, есть, игрушечный, автомобиль).
Воспитатель: Ребята, на сколько слов в предложении нужно нарисовать схему? (На 5 слов). Какой знак поставим в конце предложения? (Вопросительный знак) Почему? (Предложение произнесли вопросительно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Ваня пойдёт к доске и запишет схему предложения, остальные проверяют правильность выполнения.
3 предложение: Какая красивый у Артема автомобиль!
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (5).
Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (Какой, красивый, у, Артема, автомобиль).
Воспитатель: Какой знак поставим в конце предложения? (Восклицательный) Почему? (Предложение произнесли побудительно, радостно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Тарон пойдёт к доске и запишет схему предложения, остальные проверяют правильность выполнения.
Аналогично дети составляют предложения со словами: велосипед; автобус.
Воспитатель: Отлично, ребята, с первым заданием нашего друга-пришельца справились. Давайте перейдём ко второму: Юпик сейчас будет называть звук, а вы должны придумать слово с этим звуком на тему «Транспорт»:
Юпик: Итак, звук «В» (Велосипед). Где в слове стоит звук В? (В начале слова)
Юпик: Молодцы! А теперь звук «К» (Корабль).
Юпик: И слово на звук «П» (Поезд).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а нам пора отправляться домой (Дети проходят к стульчикам.) Все готовы? (Да). Дети прощаются с Юпиком. (До свидания. Юпик, прилетай к нам в гости)
Воспитатель: Тогда давайте считать :10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- Пуск! Вот мы и вернулись домой.
Итог занятия.
Воспитатель: Кто приходил к нам на занятие? (Инопланетянин Юпик). Куда мы путешествовали? (На планету транспорта). На каких звёздах мы побывали? (На белой, желтой, голубой, синей и красной). Вам понравилось наше путешествие? (Да). А что больше всего? (Составлять рассказы о видах транспорта, составлять слова по теме «Транспорт» по заданному звуку, составлять предложения с определёнными словами и записывать их схемы).
Воспитатель: О каких видах транспорта мы составляли рассказы описания? (О легковом автомобиле, велосипеде, автобусе, летающей тарелке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Зимняя гостья»
Использование интерактивных технологий в занятии. Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес у детей за счет реалистичности изображения,...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."
Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья».
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Безопасность»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группеТема: «Безопасность»...
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу.Задачи:1. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу; развивать у дошкольников умение ло...