Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «транспорт». Закреплять понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта. Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что»; в употреблении существительных в родительном падеже; в образовании сложных слов, прилагательных от существительных;  в составлении рассказов-описаний; в составлении предложений с заданным словом; схемы предложения, в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать связную речь. Формировать навыки взаимопонимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речевое развитие

Тема: «Транспорт».

Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «транспорт». Закреплять понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта. Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что»; в употреблении существительных в родительном падеже; в образовании сложных слов, прилагательных от существительных;  в составлении рассказов-описаний; в составлении предложений с заданным словом; схемы предложения, в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать связную речь. Формировать навыки взаимопонимания.

Словарь: легковой автомобиль,  велосипед, автобус, летающая тарелка, транспорт.

Оборудование: плакат с изображением воды, неба, земли; презентация «Путешествие на планету Транспорта»; схемы для составления рассказов-описаний (велосипед, автомобиль, автобус, летающая тарелка); маски космонавтов; предметные картинки с изображением различных видов транспорта (самолёт, вертолёт, теплоход, поезд, автомобиль, автобус, лодка, велосипед, трамвай, троллейбус, катер, лодка); картинка инопланетянина; Схемы – предложения для грамоты; тетради, простые карандаши.

Ход  НОД:

Воспитатель:  Ребята, сегодня прекрасный день. Давайте создадим радостное настроение друг другу:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть Вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры  и  ещё  много чего интересного. Я хочу, чтобы у Вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение. Давайте мы улыбнемся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите. К нам  прибыл один очень интересный гость. Давайте узнаем, кто это и послушаем, что он нам расскажет.

Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья, я хочу пригласить Вас в путешествие на планету Транспорта. Вот как эта планета выглядит из космоса. (Показ слайда планеты).

Воспитатель: Ребята, а на чём мы полетим на эту планету? (На космическом корабле, ведь это космический транспорт).

Воспитатель: Все готовы к полёту? (Да). Займем свои места.

Юпик: Ну, тогда вперед к звездам! Дети проходят к стульчикам. На стульчиках лежат маски космонавтов.

Воспитатель: А теперь будем считать: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск! Мы взлетели.

Воспитатель: Ребята, мы пролетаем мимо первой звезды. Звезда на экране. Какого она цвета? (Белая).

Воспитатель: Это звезда нам приготовила игру: «Отгадай загадку».

Воспитатель предлагает подойти к доске, где находятся изображения различного транспорта: самолёт, велосипед, поезд, автомобиль, вертолет, теплоход, автобус, корабль, катер, трамвай, лодка, троллейбус. Детям предлагается отгадать загадки:

Дом по улице идёт,

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина)

  

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

 

Не собака — а с цепью.

Не лошадь — а с седлом. (Велосипед)

 

У меня друзей — не счесть.

Среди них и козлик есть.

Он с веселым голоском —

Колокольчиком-звонком.

Взяв его за рожки,

Еду по дорожке! (Велосипед)

 

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Наш российский ... (Вертолёт)

 

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала-побежала.

Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик)

 

Ходит город-великан

На работу в океан. (Корабль)

 

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили. (Лодка)

 

На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный и скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

 

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, а мы летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Желтая).

Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Найди место». Давайте определим, где наш транспорт должен передвигаться. Дети подходят к плакату, который разделен на три части: небо, земля, вода.

Дидактическая игра «Найди место».

Воспитатель: Ребята, поставьте ваш транспорт в нужное место.

- Самолет я поставлю…..(на небе, это воздушный транспорт)

- Катер я поставлю………(на воде, это водный транспорт)

- Метро я поставлю……..(под землей, это подземный транспорт).

- Грузовик я поставлю….(на земле, это наземный транспорт).

- Вертолет я поставлю …(на небе, это воздушный транспорт).

- Лодку я поставлю …….(на воде, это водный транспорт)

- Корабль я поставлю……(на воде, это водный транспорт).

- Велосипед я поставлю…(на земле, это наземный транспорт).

- Автобус я поставлю …   (на земле, это наземный транспорт).

- Поезд я поставлю………(на земле, это наземный транспорт).

Воспитатель: Ребята, а мы летим дальше. Мимо какой звезды мы пролетаем? (Это голубая звезда)

Воспитатель: На этой звезде нас ждет Физкультминутка:

Раз-два, стоит ракета                        дети поднимают руки вверх

Три-четыре, скоро взлет                 разводят руки в стороны

Чтобы долететь до солнца                 круг руками

Космонавтам нужен год                 берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно                 руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево

Каждый ведь из нас отлет                 сгибают руки в локтях

Пролетая над землею                         разводят руки в стороны

Ей передадим привет                         поднимают руки вверх и машут

Воспитатель: Молодцы, ребята, а мы летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Синяя).

Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Составь слово».  

Игра с мячом. Образование сложных слов.

Лес возит – (лесовоз).

Бензин возит – (бензовоз).

Рыбу возит – (рыбовоз).

Молоко возит – (молоковоз).

Воду возит – (водовоз).

Мусор возит – (мусоровоз).

Хлеб возит – (хлебовоз).

Муку возит – (муковоз).

Воспитатель: Отлично, ребята, полетели дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Красная).

Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Скажи какой». 

Воспитатель: Ребята, а теперь, я буду говорить из чего сделана деталь, а вы говорить какая она.

Колесо из резины – резиновое.

Сиденье из кожи – кожаное.

Руль из металла – металлическая.

Окно из стекла – стеклянное.

Кузов из дерева – деревянный.

Рама из пластмассы – пластмассовая.

Рельсы из железа – железные.

Дверь из металла – металлическая.

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Нас встречает Юпик. Давайте, послушаем, что он нам скажет.

Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья! Я рад приветствовать Вас на планете «Транспорта». Ваш путь был нелегким, но вы со всем справились.

Составление рассказов-описаний с опорой на схемы.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Юпику, как мы умеем составлять красивые рассказы о транспорте. Давайте смотреть на схемы и рассказывать.

Легковой автомобиль.

Воспитатель: - Что это? (ответ: Это легковой автомобиль)

Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ:. Это наземный транспорт, потому что он движется по земле)

Воспитатель: - Что есть у автомобиля? (ответ:  У автомобиля есть: кабина, руль, окна, двери, колеса, сиденья, мотор)

Воспитатель: - Кто управляет автомобилем? (ответ:  Управляет автомобилем водитель)

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы автомобиль поехал? (ответ: Чтобы автомобиль поехал, его надо заправить бензином)

Воспитатель: - Для чего нужен автомобиль? (ответ: Автомобиль нужен для того, чтобы перевозить людей и вещи.)

Воспитатель: - На что похож автомобиль? (ответ:  Он похож на железный дом.)

Велосипед.

Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт? (ответ: Это велосипед.)

Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ:  Это наземный транспорт, потому что он движется по земле.)

Воспитатель: - Что есть у велосипеда? (ответ: у велосипеда  есть: руль, седло,  колеса, рама, педали.)

Воспитатель: - Какие бывают велосипеды? (ответ: Велосипеды могут быть взрослыми и детскими.)

Воспитатель: - Что приводит в движение велосипед? (ответ:  В движение его приводит сила ног.)

Воспитатель: - Что можно делать на велосипеде? (ответ:  На велосипеде можно совершать прогулки и заниматься спортом.)

Воспитатель: - На что похож велосипед? (ответ:  Велосипед похож на железного коня).

Автобус.

Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт?(ответ:  Это автобус.).

Воспитатель: - Какой это вид транспорта? (ответ:  Это наземный вид транспорта, потому что он движется по земле.)

Воспитатель: - Что есть у автобуса? (ответ: У автобуса есть кабина, в которой сидит водитель, руль, салон с сидениями, мотор.)

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы автобус двигался? (Чтобы автобус мог двигаться, его нужно заправить бензином.)

Воспитатель: - Доля чего нужен автобус? (ответ:  Автобус нужен для того, чтобы перевозить детей, людей).

Воспитатель: - На что похож автобус? (ответ: Автобус похож на большой дом,  в котором много окон.)

Воспитатель:  - Скажите, ребята, а на каком транспорте  сегодня совершал путешествие инопланетянин Юпик? (ответ: На летающей тарелке.)

Воспитатель: - Ребята, а давайте составим рассказ и об этом транспорте.

Летающая тарелка.

Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт? (ответ: Это летающая тарелка)

Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ:  Это космический транспорт.)

Воспитатель: - Что есть у летающей тарелки? (ответ: У летающей тарелки есть: верхний и нижние диски, кабина управления с иллюминаторами.)

Воспитатель: - Для чего нужна летающая тарелка? (ответ: Она нужна  для того, чтобы летать в космосе на другие планеты.)

Воспитатель: - Кто управляет летающей тарелкой? (ответ: Летающей тарелкой управляет инопланетянин.)

Воспитатель: - На что похожа летающая тарелка? (ответ: Она похожа на большой, яркий, светящийся шар.)

Воспитатель: Ребята, Юпик приготовил для нас интересные задания. Давайте выполним их скорее.

Упражнять в составлении предложений с заданным словом, схемы предложения. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком.

«Упражнение  - работа с предложением».

Воспитатель: Юпик хочет, чтобы мы составили предложение со словом «Автомобиль», определять количество слов в предложении и называть их по порядку и записали в тетрадях схему этого предложения.

1 предложение: Автомобиль едет по дороге.

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (4).

Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (Автомобиль – 1 слово; едет – 2 слово; по – 3 слово; дороге – 4 слово).

Воспитатель: Какой знак поставим в конце предложения? (Точку) Почему? (Предложение произнесли повествовательно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем четыре клетки вниз от предыдущей работы, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Саша пойдёт к доске и запишет схему, остальные проверяют правильность выполнения.

2 предложение: У тебя есть игрушечный автомобиль?

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (5).

Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (ответ: у, тебя, есть, игрушечный, автомобиль).

Воспитатель: Ребята, на сколько слов в предложении нужно нарисовать схему? (На 5 слов). Какой знак поставим в конце предложения? (Вопросительный знак) Почему? (Предложение произнесли вопросительно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Ваня пойдёт к доске и запишет схему предложения, остальные проверяют правильность выполнения.

3 предложение: Какая красивый у Артема автомобиль!

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (5).

Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (Какой, красивый, у, Артема, автомобиль).

Воспитатель: Какой знак поставим в конце предложения? (Восклицательный) Почему? (Предложение произнесли побудительно, радостно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Тарон пойдёт к доске и запишет схему предложения, остальные проверяют правильность выполнения.

Аналогично дети составляют предложения со словами: велосипед; автобус.

Воспитатель: Отлично, ребята, с первым заданием нашего друга-пришельца справились. Давайте перейдём ко второму: Юпик сейчас будет называть звук, а вы должны придумать слово с этим звуком на тему «Транспорт»:

Юпик: Итак, звук «В» (Велосипед). Где в слове стоит звук В? (В начале слова)

Юпик: Молодцы! А теперь звук «К» (Корабль).

Юпик: И слово на звук «П» (Поезд).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а нам  пора отправляться домой (Дети проходят к стульчикам.)  Все готовы? (Да). Дети прощаются с Юпиком. (До свидания. Юпик, прилетай к нам  в гости)

Воспитатель: Тогда давайте считать :10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1-  Пуск! Вот мы и вернулись домой.

Итог занятия.

Воспитатель: Кто приходил к нам на занятие? (Инопланетянин Юпик). Куда мы путешествовали? (На планету транспорта). На каких звёздах мы побывали? (На белой, желтой, голубой, синей и красной). Вам понравилось наше путешествие? (Да). А что больше всего? (Составлять рассказы о видах транспорта, составлять слова по теме «Транспорт» по заданному звуку, составлять предложения с определёнными словами и записывать их схемы).

Воспитатель: О каких видах транспорта мы составляли рассказы описания? (О легковом автомобиле,  велосипеде, автобусе, летающей тарелке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Зимняя гостья»

Использование интерактивных технологий в занятии. Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес у детей за счет реалистичности изображения,...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья».

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Безопасность»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группеТема: «Безопасность»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей  группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...