Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «транспорт». Закреплять понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта. Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что»; в употреблении существительных в родительном падеже; в образовании сложных слов, прилагательных от существительных;  в составлении рассказов-описаний; в составлении предложений с заданным словом; схемы предложения, в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать связную речь. Формировать навыки взаимопонимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речевое развитие

Тема: «Транспорт».

Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «транспорт». Закреплять понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта. Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что»; в употреблении существительных в родительном падеже; в образовании сложных слов, прилагательных от существительных;  в составлении рассказов-описаний; в составлении предложений с заданным словом; схемы предложения, в умении придумывать слово с заданным звуком. Развивать связную речь. Формировать навыки взаимопонимания.

Словарь: легковой автомобиль,  велосипед, автобус, летающая тарелка, транспорт.

Оборудование: плакат с изображением воды, неба, земли; презентация «Путешествие на планету Транспорта»; схемы для составления рассказов-описаний (велосипед, автомобиль, автобус, летающая тарелка); маски космонавтов; предметные картинки с изображением различных видов транспорта (самолёт, вертолёт, теплоход, поезд, автомобиль, автобус, лодка, велосипед, трамвай, троллейбус, катер, лодка); картинка инопланетянина; Схемы – предложения для грамоты; тетради, простые карандаши.

Ход  НОД:

Воспитатель:  Ребята, сегодня прекрасный день. Давайте создадим радостное настроение друг другу:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть Вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры  и  ещё  много чего интересного. Я хочу, чтобы у Вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение. Давайте мы улыбнемся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите. К нам  прибыл один очень интересный гость. Давайте узнаем, кто это и послушаем, что он нам расскажет.

Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья, я хочу пригласить Вас в путешествие на планету Транспорта. Вот как эта планета выглядит из космоса. (Показ слайда планеты).

Воспитатель: Ребята, а на чём мы полетим на эту планету? (На космическом корабле, ведь это космический транспорт).

Воспитатель: Все готовы к полёту? (Да). Займем свои места.

Юпик: Ну, тогда вперед к звездам! Дети проходят к стульчикам. На стульчиках лежат маски космонавтов.

Воспитатель: А теперь будем считать: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск! Мы взлетели.

Воспитатель: Ребята, мы пролетаем мимо первой звезды. Звезда на экране. Какого она цвета? (Белая).

Воспитатель: Это звезда нам приготовила игру: «Отгадай загадку».

Воспитатель предлагает подойти к доске, где находятся изображения различного транспорта: самолёт, велосипед, поезд, автомобиль, вертолет, теплоход, автобус, корабль, катер, трамвай, лодка, троллейбус. Детям предлагается отгадать загадки:

Дом по улице идёт,

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина)

  

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

 

Не собака — а с цепью.

Не лошадь — а с седлом. (Велосипед)

 

У меня друзей — не счесть.

Среди них и козлик есть.

Он с веселым голоском —

Колокольчиком-звонком.

Взяв его за рожки,

Еду по дорожке! (Велосипед)

 

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Наш российский ... (Вертолёт)

 

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала-побежала.

Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик)

 

Ходит город-великан

На работу в океан. (Корабль)

 

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили. (Лодка)

 

На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный и скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

 

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, а мы летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Желтая).

Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Найди место». Давайте определим, где наш транспорт должен передвигаться. Дети подходят к плакату, который разделен на три части: небо, земля, вода.

Дидактическая игра «Найди место».

Воспитатель: Ребята, поставьте ваш транспорт в нужное место.

- Самолет я поставлю…..(на небе, это воздушный транспорт)

- Катер я поставлю………(на воде, это водный транспорт)

- Метро я поставлю……..(под землей, это подземный транспорт).

- Грузовик я поставлю….(на земле, это наземный транспорт).

- Вертолет я поставлю …(на небе, это воздушный транспорт).

- Лодку я поставлю …….(на воде, это водный транспорт)

- Корабль я поставлю……(на воде, это водный транспорт).

- Велосипед я поставлю…(на земле, это наземный транспорт).

- Автобус я поставлю …   (на земле, это наземный транспорт).

- Поезд я поставлю………(на земле, это наземный транспорт).

Воспитатель: Ребята, а мы летим дальше. Мимо какой звезды мы пролетаем? (Это голубая звезда)

Воспитатель: На этой звезде нас ждет Физкультминутка:

Раз-два, стоит ракета                        дети поднимают руки вверх

Три-четыре, скоро взлет                 разводят руки в стороны

Чтобы долететь до солнца                 круг руками

Космонавтам нужен год                 берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно                 руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево

Каждый ведь из нас отлет                 сгибают руки в локтях

Пролетая над землею                         разводят руки в стороны

Ей передадим привет                         поднимают руки вверх и машут

Воспитатель: Молодцы, ребята, а мы летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Синяя).

Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Составь слово».  

Игра с мячом. Образование сложных слов.

Лес возит – (лесовоз).

Бензин возит – (бензовоз).

Рыбу возит – (рыбовоз).

Молоко возит – (молоковоз).

Воду возит – (водовоз).

Мусор возит – (мусоровоз).

Хлеб возит – (хлебовоз).

Муку возит – (муковоз).

Воспитатель: Отлично, ребята, полетели дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета? (Красная).

Воспитатель: Ребята, здесь нас ждёт игра: «Скажи какой». 

Воспитатель: Ребята, а теперь, я буду говорить из чего сделана деталь, а вы говорить какая она.

Колесо из резины – резиновое.

Сиденье из кожи – кожаное.

Руль из металла – металлическая.

Окно из стекла – стеклянное.

Кузов из дерева – деревянный.

Рама из пластмассы – пластмассовая.

Рельсы из железа – железные.

Дверь из металла – металлическая.

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Нас встречает Юпик. Давайте, послушаем, что он нам скажет.

Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья! Я рад приветствовать Вас на планете «Транспорта». Ваш путь был нелегким, но вы со всем справились.

Составление рассказов-описаний с опорой на схемы.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Юпику, как мы умеем составлять красивые рассказы о транспорте. Давайте смотреть на схемы и рассказывать.

Легковой автомобиль.

Воспитатель: - Что это? (ответ: Это легковой автомобиль)

Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ:. Это наземный транспорт, потому что он движется по земле)

Воспитатель: - Что есть у автомобиля? (ответ:  У автомобиля есть: кабина, руль, окна, двери, колеса, сиденья, мотор)

Воспитатель: - Кто управляет автомобилем? (ответ:  Управляет автомобилем водитель)

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы автомобиль поехал? (ответ: Чтобы автомобиль поехал, его надо заправить бензином)

Воспитатель: - Для чего нужен автомобиль? (ответ: Автомобиль нужен для того, чтобы перевозить людей и вещи.)

Воспитатель: - На что похож автомобиль? (ответ:  Он похож на железный дом.)

Велосипед.

Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт? (ответ: Это велосипед.)

Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ:  Это наземный транспорт, потому что он движется по земле.)

Воспитатель: - Что есть у велосипеда? (ответ: у велосипеда  есть: руль, седло,  колеса, рама, педали.)

Воспитатель: - Какие бывают велосипеды? (ответ: Велосипеды могут быть взрослыми и детскими.)

Воспитатель: - Что приводит в движение велосипед? (ответ:  В движение его приводит сила ног.)

Воспитатель: - Что можно делать на велосипеде? (ответ:  На велосипеде можно совершать прогулки и заниматься спортом.)

Воспитатель: - На что похож велосипед? (ответ:  Велосипед похож на железного коня).

Автобус.

Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт?(ответ:  Это автобус.).

Воспитатель: - Какой это вид транспорта? (ответ:  Это наземный вид транспорта, потому что он движется по земле.)

Воспитатель: - Что есть у автобуса? (ответ: У автобуса есть кабина, в которой сидит водитель, руль, салон с сидениями, мотор.)

Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы автобус двигался? (Чтобы автобус мог двигаться, его нужно заправить бензином.)

Воспитатель: - Доля чего нужен автобус? (ответ:  Автобус нужен для того, чтобы перевозить детей, людей).

Воспитатель: - На что похож автобус? (ответ: Автобус похож на большой дом,  в котором много окон.)

Воспитатель:  - Скажите, ребята, а на каком транспорте  сегодня совершал путешествие инопланетянин Юпик? (ответ: На летающей тарелке.)

Воспитатель: - Ребята, а давайте составим рассказ и об этом транспорте.

Летающая тарелка.

Воспитатель: - Ребята, что это за транспорт? (ответ: Это летающая тарелка)

Воспитатель: - Какой это транспорт? (ответ:  Это космический транспорт.)

Воспитатель: - Что есть у летающей тарелки? (ответ: У летающей тарелки есть: верхний и нижние диски, кабина управления с иллюминаторами.)

Воспитатель: - Для чего нужна летающая тарелка? (ответ: Она нужна  для того, чтобы летать в космосе на другие планеты.)

Воспитатель: - Кто управляет летающей тарелкой? (ответ: Летающей тарелкой управляет инопланетянин.)

Воспитатель: - На что похожа летающая тарелка? (ответ: Она похожа на большой, яркий, светящийся шар.)

Воспитатель: Ребята, Юпик приготовил для нас интересные задания. Давайте выполним их скорее.

Упражнять в составлении предложений с заданным словом, схемы предложения. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком.

«Упражнение  - работа с предложением».

Воспитатель: Юпик хочет, чтобы мы составили предложение со словом «Автомобиль», определять количество слов в предложении и называть их по порядку и записали в тетрадях схему этого предложения.

1 предложение: Автомобиль едет по дороге.

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (4).

Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (Автомобиль – 1 слово; едет – 2 слово; по – 3 слово; дороге – 4 слово).

Воспитатель: Какой знак поставим в конце предложения? (Точку) Почему? (Предложение произнесли повествовательно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем четыре клетки вниз от предыдущей работы, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Саша пойдёт к доске и запишет схему, остальные проверяют правильность выполнения.

2 предложение: У тебя есть игрушечный автомобиль?

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (5).

Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (ответ: у, тебя, есть, игрушечный, автомобиль).

Воспитатель: Ребята, на сколько слов в предложении нужно нарисовать схему? (На 5 слов). Какой знак поставим в конце предложения? (Вопросительный знак) Почему? (Предложение произнесли вопросительно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Ваня пойдёт к доске и запишет схему предложения, остальные проверяют правильность выполнения.

3 предложение: Какая красивый у Артема автомобиль!

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (5).

Воспитатель: Назовите слова этого предложения по порядку (Какой, красивый, у, Артема, автомобиль).

Воспитатель: Какой знак поставим в конце предложения? (Восклицательный) Почему? (Предложение произнесли побудительно, радостно.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Тарон пойдёт к доске и запишет схему предложения, остальные проверяют правильность выполнения.

Аналогично дети составляют предложения со словами: велосипед; автобус.

Воспитатель: Отлично, ребята, с первым заданием нашего друга-пришельца справились. Давайте перейдём ко второму: Юпик сейчас будет называть звук, а вы должны придумать слово с этим звуком на тему «Транспорт»:

Юпик: Итак, звук «В» (Велосипед). Где в слове стоит звук В? (В начале слова)

Юпик: Молодцы! А теперь звук «К» (Корабль).

Юпик: И слово на звук «П» (Поезд).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а нам  пора отправляться домой (Дети проходят к стульчикам.)  Все готовы? (Да). Дети прощаются с Юпиком. (До свидания. Юпик, прилетай к нам  в гости)

Воспитатель: Тогда давайте считать :10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1-  Пуск! Вот мы и вернулись домой.

Итог занятия.

Воспитатель: Кто приходил к нам на занятие? (Инопланетянин Юпик). Куда мы путешествовали? (На планету транспорта). На каких звёздах мы побывали? (На белой, желтой, голубой, синей и красной). Вам понравилось наше путешествие? (Да). А что больше всего? (Составлять рассказы о видах транспорта, составлять слова по теме «Транспорт» по заданному звуку, составлять предложения с определёнными словами и записывать их схемы).

Воспитатель: О каких видах транспорта мы составляли рассказы описания? (О легковом автомобиле,  велосипеде, автобусе, летающей тарелке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Зимняя гостья»

Использование интерактивных технологий в занятии. Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес у детей за счет реалистичности изображения,...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья».

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Безопасность»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группеТема: «Безопасность»...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу.Задачи:1. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу; развивать у дошкольников умение ло...