Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Разные ручки".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Куликова Юлия Викторовна

Представлен конспект ООД по развитию речи "Разные ручки", разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на совершенствование устной речи детей. Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_raznye_ruchki.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

по развитию речи «Разные ручки».

Технология проблемного обучения в ДОУ.

Цель: совершенствовать устную речь детей.

Задачи.

Образовательные: закрепить умение составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; составлять предложения по схеме; познакомить с многозначным словом «ручки», с использованием проблемной ситуации; закрепить с детьми в составлении предложений, объединённых тематически.

Развивающие: развивать речь, внимание, воображение; развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу прислушиваться и не перебивать, давать возможность друг другу высказаться, воспитывать речевое внимание.

Словарная работа: ручка, которыми мы пишем; ручки малыша; ручка дверная; ручка на сумке; ручка на чемодане; ручка на лейке; ручка на ранце; ручка на двери машины; ручка на корзине; ручка на ковше; ручка на калитке; ручка на кастрюле.

Предварительная работа: чтение художественной литературы Родина М. «Мамины руки», Валентин Берестов «Кто живёт в портфеле» (отрывок); беседы «Мойте руки перед едой!». Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни.

Развивающая предметно – пространственная среда: презентация с разными ручками  (ручка, которой мы пишем; ручки малыша; ручка дверная; ручка на сумке; ручка на чемодане; ручка на лейке; ручка на ранце; ручка на машине; ручка на корзине; ручка на ковше; ручка на калитке; ручка на кастрюле), запись песни о дружбе, схематические картинки для составления предложений, словарь, компьютер, мяч.

Используемые технологии: словесный метод (прослушивание рассказа , вопросы, рассуждения, обсуждения); наглядно – демонстрационный (показ презентации «Разные ручки» с использованием современных технологий ИКТ); практический метод (проблемное обучение, Д / игра: «Сплетём венок из предложений; игровой метод (физминутка, психогимнастика); эврестический метод: беседы – доказательства.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Ход ООД.

Вводная беседа.

Звучит песня о дружбе.

  • Ребята, о чём песня? (О дружбе).
  • Как вы думаете, что значит дружить? (Дружить – значит доверять, помогать, делить радости и беды, не обижать).
  • Ребята, а с кем можно дружить? (С другом).
  • А кто может быть вашим другом? (Люди, животные, дети, родители).
  • Можно сказать друг, а как по - другому можно сказать? (Товарищ, приятель, подруга).
  • Ребята, а давайте я вам расскажу историю о двух друзьях. Хотите послушать?

Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.

Утром в детском саду встретились два друга Саша и Миша.

- Ты знаешь, Миша, мне мама купила новые ручки, - сказал Саша.

- Миша, как новые? Покажи мне свои ручки. Миша: «А у меня сегодня сломалась ручка,  и мы опоздали в детский сад. Ручка была старая». Мальчики друг друга не поняли, удивлёно посмотрели. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

Эврестические вопросы.

  • О ком этот рассказ? (О друзьях).
  • Что рассказал Саша? (Мне мама купила новые ручки).
  • Что ответил Миша? (Как новые? Покажи мне свои ручки).
  • Почему же друзья разошлись? (Потому, что они друг друга не поняли).
  • Какая проблема возникла у мальчиков? (Они не поняли,  о каких ручках они говорят).
  • Как вы думаете, почему они не поняли друг друга? (Потому что не правильно объясняли).
  • Сможем мы им помочь? (Да).
  • Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (Надо узнать про какие ручки говорили мальчики).

Актуализация знаний.

  • А какие вы знаете ручки? (Ручки на сумке, ручка на двери машины, ручка которой пишут).
  • Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации ручек.

Выдвижение гипотез.

  • Как вы думаете,  какие ручки купила мама Саше?
  • Значит, Саше мама могла  купить ручки, которыми пишут.
  • Вспомните, что сказал Миша о ручке? (Что ручка сломалась, и мы опоздали в детский сад. Ручка была старая).  
  • Что это за ручка, которая была старая и сломалась?

Проверка решения.

  • Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Мишиных и Сашиных ручках. (Посмотреть к энциклопедии, словаре, в интернете или спросить у взрослых).
  • Из всего перечисленного у нас есть интернет, давайте заглянем в него.

Повторное рассматривание презентации  разных ручек с добавлением новых иллюстраций ручек: ручка,  которой пишут; ручка на сумке; ручка на двери автомобиля; ручка малыша; ручка на лейке; ручка на чемодане; ручка на рюкзаке; ручка на корзине; ручка на ковше; ручка на калитке; ручка на кастрюле).

Воспитатель читает стихотворение про ручку.

Буквы напечатанные -

Очень аккуратные.

Буквы для письма

Я пишу сама.

Очень весело пишется ручке:

Буквы держат друг друга за ручки.

- Ах, батюшки! - сказала ручка. -

Что значит эта закорючка?

- Чернильная ты голова!

Ты ж написала букву "А"!

  • - О какой ручке идёт речь? (О ручке, которой пишут).

Физминутка.

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  • Представьте себе, что вы художники – волшебники, рисуете картины в воздухе. (Рисование в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачка, дождика).
  • Какие у вас красивые картины получились.

Введение в систему знаний. Презентация.

  • Много есть разных ручек.

Рассматривание презентации с разными ручками. Воспитатель обращает внимание детей, что есть разные ручки.

  • Ручки бывают разные, есть и дверная ручка.

Дидактическая игра с мячом.

«Сплетём венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: 1. Серёжа пишет ручкой. Ручка синяя. 2. Миша моет руки. Руки у Миши грязные.


Воспитатель читает загадку.

Ходит плавно взад – вперёд,

А полов не достаёт.

Кто уходит иль войдёт

Ручку ей всегда пожмёт.

  • О какой ручке идёт речь? (О дверной).
  • Предлагаю ещё раз детям назвать все ручки, с которыми сегодня встретились.
  • Всё это называется словом «ручки». А внешне они похожи или разные?
  • Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений то оно многозначное.
  • Сколько значений у слова ручки? (Много).
  • Значит слово «ручки» - … (многозначное).
  • Ребята, мы с вами сделали открытие? (Да, так как слово «Ручки» имеет много значений и оно многозначное).
  • Давайте, с вами ещё раз вспомним историю о двух мальчиках друзьях. Как их звали, кто помнит? (Миша и Саша). Как мог сказать Миша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли).
  • Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему? (Да, мы молодцы).
  • А теперь по моей схеме придумайте предложение со словом «ручка». Из скольких слов будет состоять ваше предложение? (3-4 слов).

Итог занятия.

  • Ребята, что вам запомнилось на занятии, что понравилось?
  • Что нового и интересного вы узнали после нашего занятия?
  • Какое мы с вами сделали открытие?

  • Используемая  литература для педагога:
  • 1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Издательство «Знание», 1991. – 80с. 
    2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- М.: Издательство «Детство – Пресс», 2012 . – С. 58.
  • 3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.
  • 4. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. - 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме "Одежда"....

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Пересказ рассказа по опорным картинкам"...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в Звукоград»

Открытое занятие проводилось в рамках подготовки к педагогическому совету в МДОУ. Адресовано воспитателям и специалистам детского сада. Посвящено теме формирования навыков звуко-слогового анализа и си...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Шкатулка из АБВГДейки»

Конспект организованной образовательной деятельностипо речевому развитиюв подготовительной к школе группе на тему:«Шкатулка из АБВГДейки»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе "Украшение девичьей косы - накосник".

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе Тема: Украшение девичьей косы - накосник"....