Проект "Писатели - детям"
проект по развитию речи (средняя группа)

Гусак Анна Вячеславовна

Проект по знакомству детей с творчеством детских писателей в средней группе "Писатели - детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Писатели - детям"44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №38

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проект

«Писатели - детям» 

Составитель:

Гусак Анна Вячеславовна, воспитатель

2017 - 2018  

Проект по знакомству с творчеством детских писателей

в средней группе

«Писатели - детям» 

Тип проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации проекта:  долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2018).

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:   Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно. В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.

Проблема:

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике.

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:

·       Включение педагогов в творческий процесс;

·       Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;

·       Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

·       Подведение итогов.

Цель проекта:

Сформировать у детей осознанное отношение к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством детских писателей;
  2. Расширять представление детей о многообразии художественной литературы;
  3. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
  4. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Развивающие:

  1. Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.
  2. Развивать речь, мышление, воображение.
  3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  4. Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.

Воспитательные:

  1. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
    посредством произведений
  2. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства с произведением
  3. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
  4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату  труда многих людей

Ожидаемый результат проекта.

В результате реализации проекта у детей повысится интерес к произведениям художественной литературы; обогатиться словарный запас; применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 Этап – Подготовительный

  • Изучение литературы по проектной деятельности.
  • Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, иллюстраций и репродукций по сюжетам сказок и художественной литературы.
  • Разработка перспективного плана, конспектов, досугов и т.д.
  • Внесение в речевую зону дидактических и настольно-печатных игр;
  • Добавление в игровую зону элементов костюмов героев;
  • Внесение в ИЗО - раскраски с изображением сюжетов и героев сказок и рассказов, репродукции картин.
  • Подбор музыкального материала для обыгрывания сказок.

2 этап – Основной (планирование и организация деятельности)

Практическая деятельность с детьми:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Образовательная работа в рамках проекта

Месяц

Писатель

Образовательные области

Совместная деятельность педагога с детьми

Задачи

Сентябрь

А. Л. Барто

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством А. Л. Барто;

Оформление выставки в книжном уголке «Страна игрушек»;

ВХЛ: «Девочка – чумазая», «Помощница», «Хромая табуретка», «Игра в стадо» и т.д.

Выразительное чтение детьми стихотворений с элементами театрализации из цикла «Игрушки»;

С/р игра «Магазин игрушек»;

Хороводная игра «Зайка», игра – имитация «Медведь»;

Поручение «Убрать игрушки на место»;

Конструирование «Строим домик для игрушек»

Итоговое НОД: «Приключение в стране игрушек».

Познакомить с творчеством детской поэтессы А. Л. Барто.

Учить выразительно читать стихи, исполнять игровые действия по тексту.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Октябрь

В. Г. Сутеев

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми о творчестве писателя, художника и мультипликатора В. Г. Сутеева; Оформление выставки в книжном уголке «Забавные картинки для детей»;

ВХЛ: «Три котенка», «Петух и краски», «Разные колеса», «Под грибом» «Мешок яблок»«Палочка-выручалочка»«Яблоко»«Это что за птица?»«Кораблик»«Кот — Рыболов» и др;

НОД (рисование) «Яблоко спелое, красное сладкое» И.А.Лыкова стр.

Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Кот рыболов», «Про бегемота, который боялся прививок» 

Пальчиковая гимнастика «Под грибом»

НОД «Добрые сказки Сутеева»

Игры – драматизации по сказкам 

Подвижные игры «Кот Васька», «Лиса и зайцы» и т.д.

Познакомить детей с автором  и художником детской книги В. Г. Сутеевым.

В дидактических и подвижных  играх, в творческих видах деятельности закрепить знание  детей  сюжетов и героев  сказок В. Г. Сутеева.

Ноябрь

 С.Я. Маршак 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми о творчестве писателя  С.Я Маршака;

Оформление выставки в книжном уголке «Веселые стихи»; 

Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборника «Детки в клетке»;

ВХЛ: «Багаж»; «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Где обедал воробей?»; «Вот какой рассеянный»; «Радуга-дуга»; «Детки в клетке» и другие;

Прослушивание аудиозаписей из сборника «Карусель» (сказки русских писателей) на стихи С.Я Маршака.

П/и « Мой веселый звонкий мяч», «Вышли мыши как-то раз…», «Мыши водят хоровод», «Колечко»;

Литературный вечер, посвященный 130-летию С.Я. Маршака «В гости к С.Я. Маршаку»

 Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев.

В различных видах деятельности предложить  детям  применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака

Декабрь

Э. Н. Успенский

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми о творчестве писателя  Э. Н. Успенского;

Оформление выставки в книжном уголке «Добрая страна Успения» 

ВХЛ: сборник “Разноцветная семейка”;

Просмотр мультфильмов: “Рыжий, рыжий, конопатый ”, “Пластилиновая ворона”, “Крокодил Гена и его друзья”, “Трое из Простоквашино”, “Следствие ведут колобки”;

Прослушивание песен из мультфильмов Э.Н. Успенского;

Речевые игры «Доскажи словечки» и другие;

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Развлечение – досуг «Путешествие по творчеству Э.Н. Успенского»;

Закреплять знания детей о творчестве Эдуарда Успенского.

 

Развивать традиции семейного чтения; развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.

Январь

С. В. Михалков

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми о творчестве писателя  С. В. Михалкова;

Оформление выставки в книжном уголке

ВХЛ: «Дядя Степа милиционер», «Про мимозу», «Бездельник светофор», «Про девочку, которая плохо кушала» и др.

Обыгрывание  «Песенки друзей»

Раскрашивание героев произведений С.В. Михалкова
Заучивание с детьми считалочки «Котята»

Д/игра «Из какого стихотворения картинка»

П/И «Лохматый пес»

Выставка детско-родительских рисунков по произведениям С.В. Михалкова

Развлечение «Путешествие в страну стихов С.В. Михалкова»

Знакомить дошкольников с творчеством детского писателя С.В.  Михалкова.

Познакомить с крылатыми выражениями из произведений С. В. Михалкова

Социально-нравственное воспитание детей посредством творчества С.В. Михалкова

Февраль

А.С. Пушкин

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми о творчестве писателя А.С. Пушкина Оформление выставки в книжном уголке

Рассматривание портрета А. С. Пушкина

ВХЛ: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка у Лукоморья». 

Д/И «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?».

Игра-драматизация: «Свет мой, зеркальце».

Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

Выставка детско-родительских рисунков:

«Сказки А. С. Пушкина».

Конспект НОД Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина

Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина

Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

Воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом

Март

К. И. Чуковский

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа знакомство с творчеством К.И. Чуковского;

Оформление выставки в книжном уголке; 

ВХЛ «Мойдодыр»,

Беседа по содержанию произведений писателя

С/и «Путаница»

Н/п игра «Собери бабочку» Прослушивание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского

Познакомить и разучить отрывки из литературных произведений: «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр», «Тараканище»

Просмотр мультфильмов

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского «Раз – загадка, два – отгадка»

Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

 Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

Поддерживать интерес к знакомым произведениям.

Апрель

Б. Заходер

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми о творчестве писателя  Б.Заходер;

Оформление выставки в книжном уголке

Просмотр мультфильмов «Винни-Пух и все, все, все».

ВХЛ «Буква Я», «Кит и Кот», «Мишка - Топтыжка», «Винни – Пух и все остальные» и т.д.

Инсценировка стихотворения «Дырки в сыре»

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Разучивание наизусть «Песенки Винни-Пуха» Б. Заходера 

Эстафеты с воздушными шарами 

Досуг «По страницам книг Б. Заходера»

Познакомить с творчеством Б. Заходера

Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Май

Г. М. Цыферов

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа с детьми о творчестве писателя  Г. Цыферов;

Оформление выставки в книжном уголке

Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашково».

ВХЛ «Как стать большим», «Маша – растеряша», «Про пароходик»

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Ознакомление с художественной литературой  в средней группе Чтение рассказа Г. Цыферова «Что у нас во дворе?

Конспект НОД Перессказ сказки Цыферова Г. М. «Паровозик»

Взаимодействие с родителями:

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

Знакомство с темой, целями и задачами проекта

«Роль книги в воспитании детей»

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А.Л. Барто»

«Произведения А.Л. Барто, как средство этического воспитания детей»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям А.Л. Барто (рисунки)

Родительское собрание

Анкетирование

Заочная консультация

Индивидуальные беседы

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Октябрь

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В. Г.Сутеева»

  1. Как рассказать детям биографию автора 
  2. Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  В. Г.Сутеева (рисунки)

Заочная консультация

Индивидуальная беседа

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Ноябрь

Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество С.Я Маршака»

«Как организовать домашнее чтение»

«В гости к С.Я. Маршаку»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  С.Я Маршака (рисунки)

Заочная консультация

Консультация

Литературный вечер посвященный 130-летию С.Я. Маршака

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Декабрь

Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество Э. Н. Успенского»

  1. Пополнение библиотеки группы.

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям Э. Н. Успенского (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

Январь

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество С.В. Михалкова»

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям С.В. Михалкова (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

Февраль

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А.С. Пушкина»

Выставка любимых домашних книг

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям А.С. Пушкина (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми

Март

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество К.И. Чуковского»

  1. «Подари книгу детям»
  2. Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  К.И Чуковского (рисунки)
  1. Заочная консультация
  2. Акция

Выставка совместных работ родителей с детьми

Апрель

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество Б. Заходера»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям Б. Заходера (рисунки)

Консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми

Май

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество Г. Цыферова»

«Почему дети рвут книги».

Консультация

Заочная консультация

3 этап – Заключительный 

Продукт проектной деятельности - Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.
  2. Ушакова О.С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера 2003г.
  3. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013 детей дошкольного возраста:
  4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи  Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014., 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...