Лексическая тема "Космос"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Баранова Екатерина Евгеньевна

Данный материал полезен педагогам, логопедам для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы, при составлении конспекта занятий. Содержит беседы.  дидактические игры, пересказ по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_kosmos.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ПО ВОПРОСАМ:

- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

2. Расскажите детям.

 Планета Земля – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много месяцев, чтобы объехать его вокруг.
* На Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Еще есть много морей, рек, озер.
* На нашей планете 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка, Евразия.
* Самый большой материк на нашей планете – Евразия. На этом материке находиться самая большая страна - Россия, в которой живем мы.
* На нашей планете есть вода, воздух, растения, животные, люди.
* Для редких животных и растений люди создают заповедники, заносят их в Красную книгу.
* Люди разных материков и стран отличаются друг от друга по внешнему виду: по цвету кожи, волос и глаз, по форме волос (прямые, волнистые или курчавые).
* Мы очень любим нашу планету и стараемся беречь ее красоту.

3. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО»

На корабле воздушном, космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер, несёмся на … 
(ракете).


Планета голубая, любимая, родная,
Она твоя, она моя, и называется … 
(Земля).


Есть специальная труба, в ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп астрономы в … 
(телескоп).

Самый первый в Космосе летел с огромной скоростью
Отважный русский парень наш космонавт … 
(Гагарин).

Освещает ночью путь, звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна, в небе не заснёт … 
(луна).

4. «Расшифруй радиограмму»

Составь предложение из следующих слов.

Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)

Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)

Небо, летит, в, ракета.  (В небо летит ракета)

На, яркие, звёзды, небе. (На небе яркие звёзды) 

Летим, в, простор, космический, мы. ( Мы летим в космический простор)

Корабль, на, летит, космический, Луна. (На Луну летит космический корабль)

Мы, Земля, живем, планета, на. (Мы живём на планете Земля)

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются. (Космонавты возвращаются на родную землю)

5. Упражнение «Подели на слоги».

(космонавт, луна, скафандр, метеорит, спутник, ракета, звезды).

 Ра-ке-та. В этом слове 3 слога.

6. Игра с мячом «Семейка слов». 

Образуй слова одной семейки к слову звезда.

Как можно ласково назвать звезду? Звездочка.

Если на небе много звезд, какое оно? Звездное.

Как можно назвать корабль, который летит к звездам? Звездолет.

Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

 Звездочет.

Как называют явление, когда падают звёзды? Звездопад.

Как называют группу звёзд на небе? Созвездие.

Как назвать звезду ласково? Звёздочка.

Все эти слова «родственные» или однокоренные к слову «звезда»

7.  Пересказ текста.

Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Вопросы:

Что такое космос?

Что движется в этом пространстве?

Как называется планета, на которой мы живем?

Как она выглядит из космоса?

Чем покрыта большая часть Земли?

Что обозначают белые пятна?

Чем покрыта суша?

Почему люди, животные и растения могут жить на Земле?

Для чего нужны вода и воздух?

8. Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...