Планирование работу в ДОУ по звуковой культуре речи
консультация по развитию речи

Свидерская Алла Викторовна

Речь — это важнейшее достижение человека которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

  Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД на семинар-практикум для воспитателей

Тема: «ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ДОУ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

    Речь — это важнейшее достижение человека которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

  Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

  Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи». 

  Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление),фонематический слух, Способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развиватьартикуляционныйаппарат.
  3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
  7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпиирусского литературногоязыка.
  8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

  Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т. д.). В то же время работа по звуковой культуре речи требует особого подхода, специальных приемов, и ее проведение должно быть выделено в отдельные занятия.

  Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи. Они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Однако для успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями. Поэтому при планировании различных занятий по родному языку (например, разучивание стихотворения, работа с картинками и т. д.) надо включать в их программное содержание отдельные разделы воспитания звуковой культуры речи (формирование выразительности речи, развитие речевого дыхания и т. д.). 

  Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Отдельные задачи музыкальных занятий и задачи воспитания звуковой культуры речи совпадают (например, развитие силы голоса, дыхания, темпа, ритма речи и т. д.). Правильно организованная совместная работа воспитателя и музыкального работника поможет достигнуть хороших результатов в формировании звуковой культуры речи у детей. Дети по-разному овладевают звукопроизношением и навыками четкой, интонационно выразительной речи. С некоторыми детьми необходима дополнительная работа для усвоения того или иного раздела звуковой культуры речи, организуемая вне занятий.

Итак, работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  1. Занятия по звуковой культуре речи

В раннем возрасте в период бодрствования детей ежедневно организуются игры-занятия, которые проводятся как в индивидуальном порядке, так и с небольшими группами (до полутора лет — не более чем с 6 детьми, от полутора до 2 лет — не более чем с 10 детьми); длительность занятий до 10 минут.

Игры-занятия направлены на развитие у  детей слухового внимания, понимания речи, на развитие артикуляционного аппарата, на подражание звукам и звукосочетаниям, на активизацию словаря. Они проводятся с включением звукоподражаний в потешки, песенки, при показе и назывании различных предметов и игрушек.

С детьми от 2 до 3 лет занятия, целиком посвященные воспитанию звуковой культуры речи, организуются не реже одного раза в неделю, длительность  их не должна превышать 15 минут.

Занятия с детьми этого возраста направлены на дальнейшее развитие слухового восприятия, речевого дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить слова и фразы. Они проводятся с использованием звукоподражаний различным животным и предметам, издающим звуки, путем введения этих звукоподражаний в пение, потешки, дидактические игры, небольшие стихи и рассказы.

Занятия с детьми от 3 до 5 лет проводятся со всей группой как часть занятия по родному языку (не реже одного раза в неделю, по 5—8 минут) и как самостоятельные занятия (не менее одного занятия в месяц, по 15—20 минут).

Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие фонематического и речевого слуха, на дальнейшее совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.

Воспитание звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр, игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, рассказов и пр.

Занятия с детьми от 5 до 7 лет организуются еженедельно со всей группой в основном как часть занятий по родному языку (5—8 минут). Не менее одного раза в месяц проводится занятие, целиком посвященное звуковой; культуре речи.

На этом этапе отрабатываются, закрепляются и совершенствуются умения и навыки, относящиеся ко всем разделам звуковой культуры речи. Особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков: ф — в, с — з, ш-ж, п — б, д — т, к — г,-е — ш, з — ж, ц — ч, л—-р, т — тъ, и др.,  глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смещение которых имеет место у детей дошкольного возраста.

Отработка всех разделов звуковой культуры речи осуществляется при проведении дидактических игр, при произнесении скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.

2.Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по родному языку

Работа по воспитанию звуковой культуры речи может быть включена и в программное содержание занятия по родному языку. Так, проводя занятие по картине, воспитатель наряду с активизацией словаря и совершенствованием связной речи может осуществлять и воспитание хорошей дикции.

На других занятиях (дидактические игры, разучивание стихотворений, чтение и беседа о прочитанном, рассказывание сказок, чтение и пересказ) в содержание занятий может быть включена работа по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

3.Включение  различных  разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов.

Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо.

Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т, е. помогает вырабатывать хорошую дикцию,

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Таким образом, в работу по формированию звуковой культуры речи должен активно включиться и музыкальный работник.

  1. Работа над различными  разделами  звуковой культуры речи вне занятий

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу. Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые занятия могут проводиться на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.

На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

Работа, проводимая вне занятий, предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и даёт возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.

Для воспитания звуковой культуры речи используются следующие методы:

- дидактические игры

- подвижные или хороводы игры с текстом

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям(повторять слова с тяжелым звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивания и повторения знакомых скороговорок, игровое упражнение "Подуем на пушинки" и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, которые непосредственно влияют на произношение  детей :

- образец правильного произношения, выполнение задачи, который дает педагог.

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств языка или движений языка двигательного аппарата;

- утрированная(с подчеркнутой дикцией) произношение или интонация звука(ударного состава, измененная детьми часть слова);

- образное название звука или звукосочетание(с-с-с - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно лишь при условии создания полноценной языковой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общение взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Формы работы с родителями по звуковой культуре речи

Консультация для воспитателя детского сада...

Консультация "Артикуляционная гимнастика в работе с дошкольниками по звуковой культуре речи"

Всем  известно, что ЗДОРОВЫМ тело не может быть без утренней гимнастики или другой физической нагрузки. Так и зарядка с тренировкой артикуляционного аппарата, помогает детям, страдающим отклонени...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах

Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников 3-7 лет

В презентации представлены:1. итоги  обследования состояния [С], [З] и [ Ш], [Ж] у детей младшего, среднего  и старшего возрастов 2-х садов (в виде графика);2. рекомендации по планированию о...

Планирование совместной деятельности по развитию звуковой культуры речи в средней группе.

Планирование совместной деятельности по развитию звуковой культуры речи в средней группе....