Компоненты речевого развития в ДОУ.
методическая разработка по развитию речи

Петькиева Саният Магомедовна

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rr.docx21.91 КБ
Файл metody_rr.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

Упражнения для развития физиологического дыхания.

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Соревнование лыжников»

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

«Чей пароход лучше?»

Каждому ребенку дают чистый пузырек.Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

«Кто дольше сможет подуть на листики?»

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Упражнения для развития речевого дыхания.

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели.Воет вьюга: у-у-у.Свистит ветер: с-с-с-с.Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза.Слышите как бегает волна: с-с-с.Сыплется песок: с-с-с-с.Ветер песню напевает: с-с-с-с.И песочек рассыпает: с-с-с-с.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а.А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки,а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д.и отдельные слова«Ау, Оля! Ау Петя!».

«Пузырь»

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки,приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.»По сигналу педагога«Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .

«Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать«На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки».Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать«Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.»

«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики.Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.Можно взять два шарика и поиграть в игру«Кто быстрее».

«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду.Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок дол жен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.Можно взять два шарика и поиграть в игру«Кто быстрее».

«Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Губная гармошка».

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

«Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Косари».

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

«Жираф и мышонок»

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры. Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох («У жирафа рост большой.»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («. У мышонка - маленький») .

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой.

У жирафа рост большой,

У мышонка - маленький.

(Повторить 6-8 раз.)

«Лягушка-квакушка»

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.Материал: шнур, стулья. Ход игры. Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга - «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях,ведущий декламирует:

По тропинке, по дорожке Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква,Скачут, прыгают лягушки. Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «болото»: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом. В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох).Цель: развитие фонематического слуха - научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

«Водичка»

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука С.Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. Ход игры. Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук С протяжно.

«Капитаны»

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.Материал: таз с водой и бумажные кораблики. Ход игры. На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели. «Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый,- он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру,ребенок и взрослый вместе поют: Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

«Внимательный радист»

Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания. Ход игры.Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать». Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:

а)с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т. д. ;

б) со сменой темпа (быстро - медленно) ;

в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию) .



Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. 

Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ.

Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах — рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых.

В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).

Практические методы. Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы возможны на занятиях методы трудового характера. Трудовые действия в этом случае сопровождаются словом воспитателя и детей, например одевание кукол используется для закрепления словаря и навыков одевания; приготовление салата, печенья — для уточнения словаря и сведений о приготовлении пищи.

Интересный метод — «наглядные занятия».

Их основная задача — воспитание культуры поведения детей но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных общностью задачи и подхода к ее решению. 

Методические приемы — это элементы метода, составные его части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода. В развитии речи, как и в другой деятельности, иногда один и тот же вид работы (под одним и тем же названием) может выступать и как метод, и как прием. Например, беседа является методом закрепления знаний и обучения разговорной речи. Кратковременная беседа (совокупность нескольких вопросов и пояснений) может быть включена в какой-нибудь метод как прием: вводная беседа-напоминание перед чтением стихотворения, разъяснительная беседа перед пересказом.

Таким образом, некоторые совпадения терминологии (рассматривание картин как метод и прием, чтение произведения как метод и прием) ничего противоречащего не содержат, нужно уяснить, какая задача в каждом конкретном случае решается и каков основной путь для достижения, каковы элементы этого пути.

В настоящее время в методике развития речи, как и в общей дидактике, не выработана устойчивая классификация приемов. Характеризовать их можно с различных точек зрения.

Приемы развития речи, так же как и методы, могут быть разделены на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами: пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей, во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуется повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться»— попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко — похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа; задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопросов по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно поставить логическое ударение, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы—показ картинки, игрушки, движение или действие (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. — также обычно соединяются со словесными приемами, например: образец произношения звука и показ картинки; называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого. В развитии речи дошкольников очень важны игровые приёмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу, с мячом, разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, применять небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», внести игровой персонаж (Петрушка, Мишка), использовать игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

Усиливают эмоциональное воздействие материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Кроме того, каждый прием можно характеризовать степенью его распространенности, учитывая количество речевых задач, для решения которых он используется. С этой точки зрения можно выделить общие (универсальные) приемы и частные, имеющие узкую сферу применения. Например, речевой образец применим при обучении детей и звукопроизношению, и рассказыванию, и чтению стихов, следовательно, он относится к категории общих приемов. Такой прием, как коллективное составление рассказа, имеет место лишь при обучении рассказыванию, использование имени ребенка в тексте стихотворения — в работе над художественным произведением; у этих приемов одна узкая направленность, следовательно, это частные приемы развития речи.

Приемы развития речи можно разделить по их обучающей роли на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются: образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия, и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие — план, варианты плана, вопросы — будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы — ведущий прием, в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль. Косвенными приемами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием (образцом) слова, объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумывать общий ход занятий, но и тщательно наметить приемы обучения (их точные и краткие формулировки, сочетаемость отдельных приемов).

В методике приемы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи» «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Все они имеют право на существование и относятся чаще всего именно к воспитательным мероприятиям (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др. Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. При использовании приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (ЗПР) Тема: «Звуки П,ПЬ. Буква П» (образовательный компонент «Речевое развитие»)

Мероприятие проводится с целью преодоления детьми речевых затруднений. Задачи: закрепить умения детей давать акустическую характеристику звукам П,ПЬ; уточнить и расширить словарь детей по теме «...

Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.

Подготовительный этаплогопедической работы  на первой ступени обучениядетей с тяжелыми нарушениями речи....