Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (ЗПР) Тема: «Звуки П,ПЬ. Буква П» (образовательный компонент «Речевое развитие»)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Помелова Лариса Борисовна

Мероприятие проводится с целью преодоления детьми речевых затруднений. Задачи: закрепить умения детей давать акустическую характеристику звукам П,ПЬ; уточнить и расширить словарь детей по теме «Перелётные птицы»; работать над развитием фонематического восприятия и слуха; дыхания, самоконтроля; развивать общую моторику; и графомоторные навыки; формировать навыки словообразования; воспитывать у детей самостоятельность, дружеские отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zanyatiya_zvuki_p_i_p.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта

  непосредственно-образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (ЗПР)

  Тема: «Звуки П,ПЬ. Буква П»

(образовательный компонент «Речевое развитие»)

                                                                 

 

                                             

                                                                                        

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная к школе группа комбинированной направленности (ЗПР)

Тема НОД

«Звуки П, ПЬ. Буква П»

Цель

Преодоление речевых затруднений у детей

Задачи

Закрепить умения детей давать акустическую характеристику звукам П,ПЬ; уточнить и расширить словарь детей по теме «Перелётные птицы»; работать над развитием фонематического восприятия и слуха; дыхания, самоконтроля; развивать общую моторику; и графомоторные навыки; формировать навыки словообразования; воспитывать у детей самостоятельность, дружеские отношения

Материал

Материал к занятию: smart доска, колонки, ноутбук, презентатор, перья, магнитная доска, предметные картинки птиц, набор звуковых фишек, рабочие листы, цветные карандаши столы, стульчики по количеству детей

Предполагаемый результат

  1. Демонстрируют приобретённые знания, умения
  2. Самостоятельно составляют звуковую схему слова  
  3. Эффективно взаимодействуют со сверстниками в процессе самопроверки.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для

 включения в деятельность,

постановка детской цели.

Воспитатель собирает детей на коврике, показывает книги.

Воспитатель: 

Посмотрите, что я принесла. Это не обычные книги. Это словари русского языка.

Орфоэпический словарь подсказывает людям как правильно говорить.

Словообразовательный поможет узнать части слов. Этимологический расскажет, как появилось то или иное слово.

Толковый – объяснит, что означают разные слова.

Зачем людям столько словарей?

Словари нужны, чтобы красиво и правильно говорить, быть грамотными людьми. А вы хотите стать грамотными детьми? Поиграете со мной?

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы.  

Интерес к познавательной деятельности

Ответы детей

II.Актуализация знаний

Актуализировать

знания

и умения детей:

закрепить умения

давать акустико-артикуляционную характеристику

звукам П, ПЬ;

знание буквы П.  

тренировать в

изменении слогов,

делении слог на слоги,

словообразовании,

работать над дыханием    

У доски

Воспитатель: 

Отгадайте загадку

Он пушист и очень бел

Летом с дерева слетел

Приземлился на лопух

Мягкий тополиный … (Пух)

на экране появляется картинка

  • Какой звук вы слышите вначале этого слова? (П)
  • Дайте характеристику этого звука (согласный твёрдый, обозначается синим цветом)

Отгадайте следующую загадку

Что с земли легко поднимешь, а далёко не закинешь? (Перо)

на экране появляется картинка

  • Какой звук вы слышите вначале этого слова (ПЬ)
  • Дайте характеристику этого звука (согласный, мягкий, обозначается зелёным цветом)

Звуки П и ПЬ живут в одном домике. Это буква П. (демонстрация буквы на слайде). А на что похожа буква П?

(выслушивает варианты детей, затем читает стихотворение

«П» - ворота, табурет,

Стол… Похоже или нет?

ПаПа мне сказал: «Похоже!»

Я согласен с ПаПой тоже!

Воспитатель:

Представьте, что вы волшебники. Произнесите слоги так, чтобы твёрдый согласный звук П превратился в мягкий согласный ПЬ

 

ПА-ПА-ПА---------------ПЯ-ПЯ-ПЯ

ПУ-ПУ-ПУ---------------ПЮ-ПЮ-ПЮ

ПО-ПО-ПО--------------ПЁ-ПЁ-ПЁ

ПЫ-ПЫ-ПЫ------------ПИ-ПИ-ПИ

Посмотрите, что лежит у меня в коробочке? Это ПЕРЬЯ

Поиграем с перьями.

Воспитатель:

Ребята, а кто мог раньше носить эти перья. (ПТИЦЫ)

Какие птицы вам знакомы. Демонстрация картинок на магнитной доске.

ЛЕБЕДЬ. Поделим слово на слоги (метод хлопков) Сколько слогов в слове лебедь? Два.

УТКА. Сколько слогов в слове утка? Два.

ГУСЬ. Сколько слогов в слове гусь? Один

ЖУРАВЛЬ. Сколько слогов в слове журавль? Два.

Рассмотрите картинки внимательно.

У журавля длинная шея. Какой журавль – длинношеий;

У лебедя белые крылья. Какой лебедь – белокрылый.

У утки широкий клюв. Какая утка – ширококлювая.

У гуся красные лапки. Какой гусь – краснолапый.

Какие это птицы? Перелётные. Какая картинка тут лишняя? Журавль, потому, что не плавает.

Какие это птицы?

Утка, гусь и лебедь – водоплавающие птицы.

Отгадывают загадки

Участвуют в диалоге. Выполняют игровые действия.

Психологические: достаточный уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления).    

Выполнение заданий

III. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения.

Ребята, у меня было предложение и оно вдруг рассыпалось.   Послушайте слова и составьте из них одно предложение.

Тёплые, улетают, осенью, края, в, птицы.

Ребята, вы знаете, что у большинства птиц, особенно, у тех что живут в суровых зимних условиях, под перьями имеется плотный слой пуха.  

Приглашает детей сесть за столы.

Воспитатель: Построим звуковую схему слова ПУХ.  

Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему.

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.

Выполнение заданий

IV.

Открытие нового знания

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Развивать у детей умение составлять звуковую схему слова

Воспитывать дружеские взаимоотношения.  

Воспитатель:

На столе у вас звуковые фишки. Приступайте к работе.

 

Дети подбирают соответствующие фишки и выполняют задание.

Дайте характеристику первого звука в слове ПУХ

П-согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом.

У – гласный, обозначаем красным цветом

Х – согласный, твёрдый

Посмотрите на доску и проверьте друг друга.

 

   

Дети составляют звуковую схему слова  

Психологические: усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач

Психосоциальные - умение слушать и слышать, понимать и принимать учебную задачу, выполнять учебные действия.  

Наблюдение за процессом деятельности.

V. Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять новые знания и способы их применения.

Воспитатель

На столе у вас лежат рабочие листы. Посмотрите на картинки. Что вы видите на первой картинке? Второй? И т.д.

Картинки с твёрдым звуком П, обведите линией синего цвета, картинки с мягким звуком ПЬ обведите линией зелёного цвета.    

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы.

Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта.

Ответы детей

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

С какими звуками сегодня встретились? Какое задание было самым трудным?    

  

Дети собираются около воспитателя, Отвечают на вопросы воспитателя.

Самооценка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....

Планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема: «Золотая осень».

Планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности.Тема: «Золотая осень»....

Конспект открытого фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: «Посуда. Продукты питания».

Конспект открытого фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: "Посуда. Продукты питания"....