Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи на тему «Лесная путаница»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Богатырева Марина Юрьевна

Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни.

- закреплять в речи обобщающее понятия «дикие животные».

- закреплять умение составлять рассказы по мнемотаблицам. 

Развивающие:

развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей.

– развивать слуховое внимание.

- Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

 Воспитательные:

 - воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bogatyreva_ivushka.docx77.54 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

по развитию речи

на тему «Лесная путаница»

в средней группе

воспитатель

первой квалификационной категории

Богатырёва Марина Юрьевна

«Лесная путаница»

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет).

Длительность: 20 минут.

Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. 
Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни.

- закреплять в речи обобщающее понятия «дикие животные».

- закреплять умение составлять рассказы по мнемотаблицам. 

Развивающие:

- развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей.

– развивать слуховое внимание.

- Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

 Воспитательные:

 - воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животным.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок о животных и птицах, рассматривание иллюстраций по теме «Дикие животные», дидактические игры «Чей домик?», «Разрезные картинки».

Форма организации НОД: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Материалы для работы:
- видеописьмо;

- мнемотаблицы;

- пано «Лес»;

- картинки на магнитах диких животных (белка, медведь, лиса, волк, заяц);
- карточки с изображением жилищ диких животных;
- дидактическая игра: “Чей хвост? ”, «Назови правильно», «Кто где живет?»
- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей для показа на проекторе,

- юла со стрелкой;

- круглый стол с секторами;

- проектор, ноутбук, аудиоколонка.

УУД: коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные.

Структура НОД:
I. Вводная часть:2мин

а) приветствие;

б) сюрпризный момент.

II. Основная часть:16 мин.

а) отгадывание загадок;

б) выполнения задания «Кто, где живет?»;

в) выполнение задания «Назови правильно»;

г) музыкальная игра «Веселые зверята»;

д) выполнения задания «Составь рассказ»;

е) выполнение задания «Чей хвост?»;

ж) сюрпризный момент – раскраски для каждого ребенка .
III. Заключительная часть:2мин.

 а) рефлексия

 б) обобщение воспитателя;
 в) анализ НОД.

Ход НОД

Воспитатель с детьми заходит в музыкальный зал, приветствует гостей и играет игру малой подвижности.

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

Доброе утро, ребята.

Идет мелодия с экрана, дети с воспитателем обращают внимание на экран.

Видеописьмо от героев мультфильма «Три кота».

Здравствуйте ребята! Узнали нас? Ребята, мы живем в маленьком городе, около леса, и узнали, что у лесных жителей случился переполох! Звери перепутали, где они живут, как называются их детеныши, у кого какие хвосты! Им нужна ваша помощь! Ребята, вы поможете животным разобраться с этим? Мы очень рады, что вы согласились помочь! А справится с этой проблемой, вам поможет необычная юла! Ребята будьте внимательны, желаем вам удачи!  

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (ответы детей)

Воспитатель с детьми подходит к круглому столу с юлой, крутит юлу и начинают выполнять задания
Воспитатель:  Итак, 1-е задание отгадывание загадок (воспитатель читает из выпавшего конверта), (при правильном ответе выставляется изображение животного на пано «Лес»).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Ответ: (заяц)

Кто зимой холодной.
Ходит хмурый и голодный?

Ответ (Волк)

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
Ответ (лиса)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Ответ (медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Воспитатель: Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Вот именно этим животным нам нужно сегодня помочь.

Воспитатель крутит юлу, читает задание из конверта.

Воспитатель: Следующее задание называется «Кто, где живет?». В этом задании вам ребята нужно помочь животным найти свой домик.


На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Работа в парах. Детям предлагается соотнести карточку животного и с карточкой его жилища. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим заданием справились (крутит юлу) А наше следующее задание называется «Назови правильно».
(детям на экране предлагаются картинки из серии «животные и их детеныши», детям необходимо назвать правильно). Воспитатель помогает с помощью вопросов, обращает внимание на индивидуальные ответы детей:
лиса - лисенок

волчица – волчонок

медведица – медвежонок
зайчиха – зайчонок
белка – бельчонок

Воспитатель: Хорошо поработали. Я уверена, что лесные жители будут очень рады, за то, что вы ребята им поможете.

Воспитатель крутит юлу и выпадает конверт с музыкальной паузой.

Проводиться музыкальная игра «Веселые зверята» (дети выполняют движения согласно тексту в песенке).
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но на столе есть еще конверты с заданиями, давайте будем крутить нашу необычную юлу дальше. И следующее задание “Опиши животное”.

Воспитатель предлагает детям присесть на круглые коврики перед мольбертом с мнемотаблицей.
Детям предлагается составить описательный рассказ любого животного размещенного на панно «Лес», выбранного самостоятельно, с помощью мнемотаблицы. Заслушиваются ответы детей. Педагог помогает детям при необходимости.


Безымянный.png

Воспитатель: Ребята, какие хорошие рассказы у вас получились. Ребята, давайте с вами вспомним, как мы должны себя вести в лесу?(ответы детей) Совершенно правильно, мы с вами должны не забывать любить природу и заботиться о ней. Наши животные живут в лесу, мы должны помнить, когда гуляем по лесу нельзя мусорить, шуметь. В лес нужно заходить тихо, чтобы не испугать зверей и птиц. Много разных деревьев растет в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. 

Воспитатель организует детей к столу с юлой.

Воспитатель: Итак, в этом конверте задание «Чей хвост?».
Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на них лежат картинки с изображением животного и картинки хвостиков животных. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и соотнести с картинкой при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).

(дети выполняют задание, воспитатель уточняет полученные результаты с помощью вопросов)
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили много заданий, чтобы помочь лесным жителям, но на столе лежит еще один - последний конверт, нам нужно выполнить задание и из него. Давайте посмотрим, что нас ждет в этом конверте (воспитатель с детьми подходит к столу и открывает последний конверт).

Воспитатель: Ребята, а в этом конверте лежит награда за вашу помощь! Лесные жители благодарят вас и дарят вам книжки-раскраски о животных (воспитатель достает из конверта книжки-раскраски и раздает детям). Ребята вам понравился подарок? Давайте вспомним, кому мы сегодня помогли? Что эти животные напутали? Какие задания для вас показались сложными? Вам было интересно? (ответы детей).
Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи на тему "Насекомые"

Наступило лето, дети наблюдают за разнообразием насекомых, я предлагаю конспенкт НОД по развитию речи "Насекомые"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: “ПУТЕШЕСТВИЕ”

Вид деятельности: интегрированная (продуктивная, игровая).Образовательная область: “Социализация”, “Познание”, “Коммуникация”, “Музыка”. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Учить де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).

Образовательная область «Коммуникация».Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).Интеграция образовательных областей: Комм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» Подготовительная группа

Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана. Задачи: 1. Актив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление рассказа о лопате будущего» для детей старшего дошкольного возраста

1.     Продолжать учить детей составлять рассказ,  используя  типовые приемы фантазирования.2.     Формировать целостное представление объектов с помо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему "Рыбка"

В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально - смысловой тип речи . Коммуникативной задачей является создание словесного образа объекта; при этом призн...

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Сказка – Колобок на новый лад».

Настоящая работа представляет собой конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей старшей группы на тему: "Сказка - Колобок на новый лад"...