Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Дом для Гнома".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД по РАЗВИТИЮ РЕЧИ в старшей группе «Дом для Гнома».
Форма: комплексное.
Тип: познавательно-обобщающее.
Цель: осуществлять работу над развитием речи, уточнять и расширять знания детей о видах домов.
Обучающие задачи:
- Расширять знания детей о видах домов.
- Обогащать словарный запас новыми словами: юрта, вигвам.
- Отрабатывать навык детей в составлении предложений.
- Упражнять в правильном проговаривании скороговорки.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания.
- Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
- Развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию.
- Развивать связную речь, умение составлять связный короткий описательный рассказ из 2-3 предложений.
- Развивать умение работать группах.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение договариваться в группах.
- Воспитывать интерес к теме занятия.
- Воспитывать желание и способность работать в группах, парах.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, использование образца.
Словесные: вопросы, поощрение, беседа.
Практические: строительство из деталей конструктора.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Оборудование: магнитная доска, детали дома, запись мульфильма «О том, как Гном покинул дом», ноутбук, корзинки с разным видом конструктора, расставленные в группе.
Демонстрационный материал: презентационный материал «Такие разные дома», составные части дома на магнитах.
Раздаточный материал: карточки с изображением силуэтов животных и насекомых (на каждого ребенка), разрезные карточки с изображением разным домов (в конвертах - на каждую команду), мешочек с элементами разных видов конструктора (на каждого ребенка).
ХОД НОД:
Дети произвольно рассаживаются на ковре лицом к воспитателю.
- Орг момент: игра «Зеркало», (артикуляционная гимнастика).
- Зарядка для моторики рук «Под грибом шалашик-домик…»
- А знаете ли вы, ребята, где на самом деле живет Гном? Хотите узнать?
Просмотр мультфильма «О том, как Гном покинул дом». Остановка просмотра в момент возвращения Гнома из леса и обнаружения пропажи дома.
Беседа об увиденном:
- Как вы думаете, что могло случится с домом?
- Зачем нужен дом? Как мы можем помочь Гному?
(Предполагаемые ответы детей: найти его дом, вернуть или построить новый дом).
- –Прежде, чем поможем Гному, давайте вспомним, какие бывают дома.
Игра «Найди пару». (Ребята разбирают со стола карточки с изображением силуэтов животных и насекомых, нужно найти такие же изображения на столах и занять свои места – образовать команды). На столах лежат конверты, в которых разрезные карточки.
- Как вы думаете, что нам нужно сделать с карточками из конверта?
Команды собирают картинки-домики.
Упражнение «Какие бывают дома». Игра «Найди пару»
- как называется дом медведя? Чья берлога? (Медвежья).
- как называется дом белки? Чье дупло? (Беличье).
- дом лисы? Чья нора? (Лисья).
- дом пчелы? Чей улей? (Пчелиный).
- дом собаки? Чья будка? (Собачья).
- дом муравьев? Чей муравейник? (Муравьиный).
-Подготовьте небольшой рассказ про свой домик: как называется домик, чей он, кто в нем живет, где этот домик находится.
-Давайте посмотрим, а какие еще бывают дома. (Просмотр презентации «Такие разные дома»).
(Затем ребята могут встать и посмотреть собранные картинки других команд).
- –Пришло время немного подвигаться и поиграть. Любимая игра Гномика «Двигается-не двигается». Давайте поиграем вместе с ним!
Игра с музыкальным сопровождением.
- Затем ребятам предлагается лечь на ковер в произвольном порядке, звучит спокойная, расслабляющая музыка.
- Мы поиграли, устали, прилегли на мягкую, пушистую травку, закроем глазки и расслабимся. Над нами светит солнышко, его теплые лучи нежно касаются лица, согревают его. Вокруг нас поют птицы, где-то вдалеке журчит ручей. Вдруг нам на лоб села бабочка, сморщите лоб, и она улетит. А на нос села маленькая пчелка, аккуратно пошевелите носиком, и пчелка улетит. А сейчас я посчитаю от 5 до 1 и мы проснемся, откроем глазки.
6. Сели в полукруг.
-Знаете ли вы, что про дома есть скороговорка? Что такое скороговорка? (Слово образовано от слов «скоро» и «говорить», скороговорку нужно произносить быстро, четко и не запинаясь). «Дом в деревне делал Даня».
7. Перед детьми ставим магнитную доску с элементами дома в хаотичном порядке.
-Ребята, оказывается, дом гнома унес ветер, посмотрите, что от него осталось, давайте попробуем его собрать. (К магнитной доске выходят 3 ребенка, собирают дом, остальные проверяют правильность выполнения работы). Посмотрите, какой дом у нас получился. Из каких частей он состоит? Стены, окна, крыша, фундамент, дверь, труба, крыльцо.
8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
(Дети повторяют за мной начало предложения и заканчивают его самостоятельно).
Двери нужны дому для того, чтобы…
Если у дома не будет крыши, то…
Окна нужны дому для того, чтобы…
Если не будет фундамента, то…
Труба нужна для того, чтобы…
- Как вы думаете, легко построить такой дом? Почему вы так считаете? Кто строит дома? Давайте и мы с вами превратимся в настоящих строителей и построим новый дом для гномика.
Каждый из ребят вынимает из волшебного мешочка деталь конструктора, затем ищет ребят с такими же деталями, таким образом формируются небольшие группы. В разных уголках группы заранее разложены корзины с нужным каждой команде конструктором, ребята самостоятельно находят такой же, как у них в руках, и дружной командой начинают строить дома. Занятие заканчивается постройкой домов по воображению и фантазии детей, которые затем можно обсудить, рассмотреть, обыграть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матер...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матери...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....