Конспект непрерывной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы Тема: «Дифференциация звуков [л] и [л’]» Автор-составитель: Харзина Таисья Евгеньевна воспитатель
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Харзина Таисья Евгеньевна

Конспект НОД по ЗКР для детей подготовительной группы по теме "Дифференциация звуков Л -Ль"

Занятие с детьми (по содержанию конспекта) прошло живо и интересно. Использованы познавательные моменты (в чём различие звука и буквы, о многозначности существительных в русском языке), чистоговорки и скороговорки (дети с интересом их проговаривают), игры, обязательная часть занятия - физминутка и самостоятельная оценка детьми своей работы на занятии (смайликом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Кировского района                                                          Санкт – Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по звуковой культуре речи для детей

подготовительной группы

Тема:

«Дифференциация звуков [л] и [л’]»

Автор-составитель:

Харзина Таисья Евгеньевна

 воспитатель

2019

Конспект образовательной деятельности

по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы

Тема: «Дифференциация звуков [л] и [л’]»

Цель: закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [Л], [Л’] в слогах, словах, во фразовой речи.

Задачи:

  • связная речь: развивать умение составлять простое распространённое предложение по картинке

  • словарь и грамматика: актуализация и обогащение словаря; усвоение двух         наиболее часто употребляемых в русском языке лексических значений существительных

  • звуковая культура речи: повторить артикуляцию звуков  [л], [л’];   дифференциация звуков [л], [л’] в слогах, словах и во фразовой речи; развитие фонематического анализа, синтеза, представления; развивать просодические компоненты речи.

  •  психологические процессы : развивать у детей внимание, память, мышление, воображение.

Технологии:

  • здоровьесберегающие
  • личностно-ориентированные
  • игровые

Методы:

  • словесные
  • практические
  • наглядные

Приёмы:

  • словесные
  • наглядные
  • игровые

Ожидаемый результат: умение различать и правильно произносить в слогах, словах и фразовой речи звуки  [л], [л’].

Оборудование: 

  • мяч
  • предметные картинки
  • карточки с буквой Л
  • смайлики на магнитах

Ход организованной деятельности:

  Организационный момент.

Дети сидят за столами. На столе  у каждого ребёнка лежит по три 3 карточки рисунком вниз (2 карточки - предметные картинки, 1карточка – с изображением буквы Л).

  Воспитатель: Послушайте внимательно хорошо знакомую вам загадку и скажите отгадку и когда это бывает.

Белое одеяло землю одевало.

Солнце припекло, одеяло потекло.

  Дети:  Снег. Это бывает весной.

  Воспитатель:  А сейчас повторим её все вместе.

(дети проговаривают загадку все вместе)

   Скажите, какой звук чаще других звуков встречается в этом тексте?

  Дети:  Звук  л чаще остальных звуков встречается .

  Воспитатель:  А сейчас переверните картинки и поднимите ту, в слове,   котором обозначает картинка, есть звук л.

(Дети по очереди называют изображение на картинке и выделяют голосом звук л)

  Дети:  У меня на картинке лодка.

  Воспитатель: А что на третьей карточке изображено?

  Дети: На третьей карточке написана буква Л.

(Восп. произносит звук л и показывает карточку с буквой Л)

  Воспитатель: Что я сделала?

  Дети:  Вы произнесли звук л и показали букву Л.

  Воспитатель:  Догадались о каком звуке мы сейчас будем говорить?

                            А в чем разница между звуком и буквой?

 Дети:  Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

 Воспитатель: А какие бывают  звуки?

 Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

 Воспитатель: Расскажите о звуке [л]

Дети:  Звук [л] согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким.

Воспитатель: Наше белое одеяло расстаяло и побежали ручьи, по ним            поплыли кораблики. И к ним нужно сделать паруса.

Упражнение на артикуляцию «Паруса»

Воспитатель: Сначала сделаем маленький парус. Откройте широко  ротик, поднимите язычок за верхние зубки и произнесите л. А сейчас сделаем большой парус: язычок за верхние зубки и спинка язычка поднимается к нёбу. Произнесите  л, получается ль.

(Дети выполняют упражнение 2-3 раза)

Упражнение на развитие фонематического слуха и местонахождения звука [л] в слове «Какой звук спрятался в этом слове?»

(Выполняется с мячом. Дети встают в полукруг.  Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет слово. Ребёнок выделяет в слове голосом звук л и называет его местоположение: вначале, середине ,конце)

Воспитатель:  Ложка (колесо, лимон, полоса, угол, пыль, лужайка…)

Дети:  Ложка- в начале (колесо – в середине, угол –в конце….)

Воспитатель:  А сейчас вы придумайте слова со звуком л.

(Воспитатель бросает ребёнку мяч и он называет слово со звуком л)

Упражнение на правильное произношение звука л во фразовой речи «Чистоговорки»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами проведём речевую разминку. Слушайте меня внимательно: сначала говорю я, потом все вместе, затем кого-то попрошу повторить.

Ла-ла - ла – Мила в лодочке плыла

Ло-ло-ло – светит солнышко тепло

Лу-лу лу – рада милочка теплу

Лы-лы-лы – песни Милочки слышны

Клава в лодочке сидела,

 вместе с Милой песни пела.

Воспитатель:  Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Лена искала булавку.                          Руки вверх и через  стороны опускают

А булавка упала под лавку.                Руки в стороны и наклон, руки вниз

Булавку искать было лень,                 Раскачиваются вправо, влево

Искала булавку весь день                   Глаза закрыть, широко открыть

И нашла.                                               Поморгать часто и широко открыть

Д/и «Многозначность существительных в русском языке»

Цель: усвоение 2-х наиболее часто употребляемых в русском языке лексических значений существительных (предметов); упражнение в подборе  2-х предметов, имеющих различие в семантических оттенках (значении, смысле) и замене их.

Воспитатель: В нашем  русском языке есть такие слова, которые произносятся и пишутся одинаково, а значение у них разное.  Перед вами картинки, составьте из них пары.

( Дети подбирают пары: лист с дерева – лист бумаги и т.д.)

 Составьте предложение по каждой картинке.

Дети: У меня на одной  картинке ласточка птица, на другой картинке стойка ласточка.  Ласточка летает высоко в небе. Девочка гимнастка делает стойку ласточка.

Игра «Повтори скороговорку»

Воспитатель:  Помните, что скороговорка – это шуточная прибаутка, которую нужно быстро проговорить. А нам нужно произнести её сначала шёпотом, затем тихо,  и, наконец, громко.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Не любила, но не ныла.

(Дети сначала произносят скороговорку все вместе, затем по очереди)

Воспитатель:  Что мы делали на занятии? Что было трудно? А что понравилось? Выберите себе смайлик, который оценивает вашу работу на этом занятии.

(смайлики 3-х видов: очень хорошо занимался, хорошо занимался, был не очень активный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: звуки р, р’»

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2.  Развивать реч...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком Й ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи.1.Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять в произношении [Й] в слогах, словах, предложениях.  Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов. Автоматизировать пра...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ».

Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2.  Развивать реч...

Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить. Задачи: Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;Учить...