Транспорт
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чиркова Олеся Геннадиевна

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Транспорт»

Цель:

1. Активизация  и актуализация словаря по теме «Транспорт».

2.Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова, выделение звука на фоне слова.

3.Совершенствование навыков слогового анализа слов.

4.Формирование слоговой структуры  слов различных типов.

5.Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных)

6.Составление рассказов – описаний  о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.

7.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Оборудование:

Картинки (кран, автобус, мотоцикл, велосипед, самолёт, троллейбус, грузовик, трактор, вертолёт, экскаватор, лодка, катер, метро, поезд, такси, скорая помощь). Карточки со схемами слогов, пособие «Весёлый поезд».

Предварительная работа:

Беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице. Разучивание упражнения «Машины», «Мчится поезд», «На шоссе». Чтение загадок, скороговорок рассказов о транспорте.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Игра «Найди место»  На картинке изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущее вдоль моря. На столе разложены изображения транспорта.

Нужно найти место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт и по чему. Используйте в своём предложении слово потому что и слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

  1. Пассажирский самолёт летит высоко в небе, потому что это воздушный транспорт.
  2. Грузовой корабль плывёт в море, потому что это водный транспорт.
  3. Пассажирский поезд несётся по рельсам, потому что это железнодорожный транспорт.
  4. Легковая машина едет по шоссе, потому что  это дорожный или наземный транспорт.

Логопед: сколько слогов в слове машина? Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог, какой слог ударный? Прохлопайте слово ма-ШИ-на выделяя ударный слог.

2.Игра «Цепочка»

Слова (лодка, автобус, самолёт, троллейбус).

выделите первый и последний звуки в этих словах.

3.Игра: «Весёлый поезд»

Вы видите, что на каждом поезде 1,2, 3 или 4 окошка, которые обозначают количество слогов в словах названиях транспорта. Вам необходимо определить количество слогов в словах и распределить по вагонам. (кран, автобус, мотоцикл, велосипед, самолёт, троллейбус, грузовик, трактор, вертолёт, экскаватор, лодка, катер, метро, поезд, такси).

4.Упражнение «Будь внимательным». 

 Назовите грузовой транспорт. (грузовик, поезд, катер)

Теперь перечислите названия пассажирского транспорта. (самолёт, такси, поезд, троллейбус, вертолёт, автобус, велосипед, катер, лодка)

А какую машину вы не назвали сейчас?

Дети: экскаватор.

Логопед: к какому виду транспорта его можно отнести?

Дети: это специальный транспорт.

Логопед: а какой ещё транспорт можно отнести к специальному? (снегоуборочная машина, подъёмный кран, каток, бульдозер, поливальная машина). Правильно, молодцы.

5.Игра «Один – много».  

Кран - краны, автобус - автобусы, мотоцикл – мотоциклы, велосипед – велосипеды, самолёт – самолёты, троллейбус – троллейбусы, грузовик –грузовики, трактор – трактора, вертолёт – вертолёты, экскаватор – экскаваторы, лодка – лодки, катер – катера, метро – метро, поезд – поезда, такси - такси.

6. Подвижная игра «Я еду - еду».  Координация речи с движением.

 (1)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу

         Везёт меня машина, везёт меня машина…

        Туда, куда хочу

       (2)Теперь быстрей мы едем, мотор стучит сильней

       Ещё быстрей поехали…

       Ещё-ещё быстрей

      (3)Свернули мы направо, а впереди канава

       И нас трясёт-трясёт…

       Но едем мы вперёд

     (4)На тормоз мы нажали, и вот уже стоим

     Гудеть машины стали…

     Мы громче всех гудим

     (5)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу

     Везёт меня машина, везёт меня машина…

     Туда, куда хочу

7. Упражнение с мячом «Сложные слова

Упражнение с мячом

В русском языке очень много сложных слов. Они образованы их двух слов. Например, слово молоковоз образовано из слов молоко и возить. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть два слова, из которых вы должны образовать сложное слово, название транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов мусор и собирать? мусоросборник.

Контейнер и возить? контейнеровоз.

Автомобиль и возить? автовоз.

Бетон и мешать? бетономешалка.

А теперь поиграем в новую игру «Что делает». Я буду бросать мяч и называть транспорт, а вы будете ловить мяч и говорить, что этот транспорт делает.

Автобус (перевозит пассажиров).

Мусоросборник (вывозит мусор).

Снегоуборочная машина (очищает проезжую часть от снега)

8. Упражнение «Что лишнее

1.Легковая машина, самосвал, автобус, троллейбус.

(лишний самосвал, так как это грузовой транспорт, а легковая машина, автобус и троллейбус – пассажирский транспорт)

2.Бульдозер, такси, экскаватор, подъёмный кран.

(лишнее такси, так как это пассажирский транспорт, а экскаватор, подъёмный кран и бульдозер это специальная строительная техника)

3.Поезд, трамвай, троллейбус, автобус (автобус не электрический транспорт)

4.Лодка, пароход, самолёт, катер. (самолёт не водный транспорт)

        

9. Составление рассказов – описаний  о транспорте по заранее составленному плану. 

Составьте рассказы о транспорте (Картинка скорой помощи)

1. Что это?

2. Из каких частей состоит?

3. Чем приводится в движение?

4. Где движется этот транспорт?

5. Для чего используется?

6. Кто управляет этим видом транспорта?        

1. Это «Скорая Помощь». Чтение всех стихотворений с отстукиванием ритма.

На машине красный крест, в ней совсем немного мест.

Все дорогу ей дают, скорой помощью зовут.

Кто-то заболел – 03 быстро номер набери.

«Скорая помощь»- это специальный транспорт. У этой машины есть кабина, колёса, руль. В движение приводится при помощи бензина. Это наземный транспорт, он движется по земле. Скорую вызывают по телефону -03, когда кто-то сильно заболел. Управляет этим транспортом водитель или шофёр, а рядом обязательно находится медсестра.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей. Дети перечисляют задания, которые они выполняли, и оценивают работу друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

2021 г- Конспект открытого знт НОД во 2 младшей группе Тема «Транспорт». Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи:

Конспект НОД во 2 младшей группеТема «Транспорт».Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта.Задачи:Обучающие:1.       Учить детей определять и ра...

КТП Тема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»

Неделя:  1 неделя. Понедельник 31 Января  2022 годТема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»Цель: Расширение и закрепление представлений о...

Календарно - тематическое планирование"Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа

Календарно - тематическое планирование  "Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа....