РМО для педагогов Речевое развитие.
методическая разработка по развитию речи

Фролова Ирина Петровна

Современные технологии речевого развития дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_dlya_pedagogov_rechevoe_razvitie.docx135.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр развития и поддержки системы образования

Буденновского района»

Методическое объединение

для педагогов, учителей – логопедов

ДОО Будённовского района

(речевое развитие)

 февраль 2020

Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель РМО:

-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства.

-Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Повестка:

1. Вступительное слово руководителя РМО - Фроловой И.П.

2. Показ открытого занятия по речевому развитию  во второй младшей группе

 " Путешествие в зоопарк" - воспитатель Горленко Т.А.

3. «Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования»  - Коммуникативная игра -   Керимова Г. И.

4. Доклад «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО» - воспитатель Богданова В.Р.

5.Содокдад «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников» - воспитатель Горленко Т.А.

6. современные технологии речевого развития дошкольников. Учитель логопед Васильченко, Хащина    Д/С №3

7. Деловая игра «Речевой коллоквиум»

8. «Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели представляют авторские игры по речевому развитию.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

     

Вступительное слово руководителя РМО - Фроловой И.П.

       

  Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства

и даже некоторые формулы  этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

       В соответствии с новыми требованиями  возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игры и т д.)

      Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность подгруппу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.

      Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребёнка, при планировании  и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребёнка, его принятие сверстниками авторитете статусное положение в детском сообществе.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.

     

 ИЛИ

      Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. 
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников.

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
    Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.

Поздеева С.И. отмечает, что при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.
Таким образом, различные формы работы ресурсные в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей,
если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

               

                муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников № 25 «Солнышко»  села  Покойного  Буденновского  района»

Конспект  занятия по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Путешествие в зоопарк»

Цель:

Закреплять знания детей о диких животных -  обитателях зоопарка, их внешнем виде, повадках, чем питаются.

 Программные задачи:

Образовательные:    Продолжать учить узнавать животных по описанию,  подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Закреплять понятия  животные, птицы, рыбы. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Развивать связную речь детей. Активизировать речевые высказывания.

Закреплять умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных Развивающие: Развивать познавательную активность, внимание, память, воображение, обогащать словарь.

Воспитательные: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения, способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятия поощрять активность, любознательность.

Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Музыка».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением зоопарка и его обитателей.

Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей? »  

Конструирование клеток для животных и их обыгрывание.

Оборудование: макет зоопарка, с животными, бассейн. Костюм клоуна, белого медведя для взрослого, велосипед, рупорт, мультимедио, билеты по количеству детей, стулья, паровозик-макет

Методические приемы: беседа, игровая ситуация, чтение стихов.

Ход занятия.

Заходим в зал под музыку (из мультфильма «Обезьянки»), встаём в круг

Воспитатель: ребята давайте поздороваемся с гостями:

Хочу пожелать вам доброго утра!

 Пусть солнышко ласково светит в окно,

Пусть в сердце поселится радость и счастье,

 И будет в душе бесконечно светло!

Утра доброго всем пожелаю,

Говорю не простые слова,

Говорю потому, что знаю.

Утро доброе – дню голова!

Дети:  Доброе утро!

Звучит музыка на велосипеде въезжает клоун.

Воспитатель: Ой, ребята осторожнее, кто-то к нам приехал.

Клоун останавливается и громко произносит у рупорт

Клоун:  Внимание! Внимание! Только один день проездом в нашем городе Зоопарк САФАРИ, скорее поспешите и билеты приобретите.  (Уезжает)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк?

(помочь детям наводящими вопросами дать определение слову зоопарк).

ЗООПАРК-  1.это место где собрали животных с разных континентов, где посетители могут за ними наблюдать и узнавать о них много интересного.

Или  2.Зоопарк – это парк, где живут животные.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в зоопарке?

Дети:  Да!

Воспитатель: Путь нам предстоит неблизкий, зоопарк находится в городе. Поэтому мы с вами отправимся на транспорте,  паровозике – Букашка.  

Воспитатель берёт в руки макет паровозика

Звучит Гудок паровоза.

Воспитатель: Но чтобы сесть в паровоз, нам нужны билеты. Их мы получим, поиграв в игру «Скажи наоборот».

Кто правильно ответит на вопрос, тот и получит билетик, и становится за мной.

 Готовы? Слушайте внимательно.

(Воспитатель называет признак предмета, а дети должны подумать и назвать противоположное по смыслу слово).

1. Слон большой, а мышка (маленькая)

2. Волк злой, а зайчик (добрый)

3. Фрукты растут высоко, а овощи (низко)

4. Днем светло, а ночью (темно)

5. Сахар сладкий, а лимон (кислый)

6. Снег белый, а земля (черная)

7. Стол высокий, а стул (низкий)

8. Суп горячий, а мороженное (холодное)

9. Воспитательница одна, а детей (много)

10. Мама молодая, а бабушка (старенькая)

11. Лук горький, а торт (сладкий)

12. Зимой холодно, а летом (жарко)

13. Дельфин гладкий, а кошка (пушистая)

14. Медведь большой, а заяц (маленький)

15. Скамейка низкая, а забор (высокий)

16. Кубик квадратный, а мяч (круглый)

Воспитатель: Чтобы попасть на паровозик необходимо слово отгадать. Кто первый назовёт слово, тот и становится за мной.

Звучит музыка, воспитатель с детьми двигаются по кругу. Музыка умолкает.

 Воспитатель:  Вот ребята мы и приехали. Нам нужно купить билеты.

А билеты просто так никто ни даёт, мы их купим за правильные ответы

Воспитатель: А вы знаете, как животные разговаривают?

Дети: Да!

Тогда  быстро отвечайте и билеты получайте. 

Игра: “Кто как разговаривает”.

  • Тигр...рычит.
  • Волк...воет.
  • Медведь...ревет.
  • Ёж...сопит.
  • Корова...мычит.
  • Лошадь...ржет.
  • Коза...блеет.
  • Свинья...хрюкает.
  • Собака...лает.
  • Кошка...мяукает.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять,
В зоопарк идём гулять.

Вот и пришли мы в зоопарк. Какие правила поведения существуют в зоопарке? (не кричать,  не шуметь, не мусорить, близко к животным не подходить, окружающим не мешать) Почему нельзя шуметь? (чтобы не напугать животных).

СЛАЙД.  Со всеми животными

Воспитатель:  Рассмотрите, какие здесь есть животные, какие они красивые.

Дети садятся на стулья.  Или

Мы шагаем в зоопарк                                     Ходьба по кругу

Побывать там каждый рад.

Все мы весело играем                                      руки на поясе

И движенья выполняем.                                   повороты вправо-влево

Воспитатель:  Давайте мы с вами поиграем. Я буду описывать вам животное, а вы угадывать кто это.

1.Познакомьтесь поскорей:
  В джунглях это – царь зверей!
  Всех на свете одолев,
  Подобрел немножко ...(лев)

 СЛАЙД  На экране показ льва

А кто там рычит? (лев)

- Эй, не стойте слишком близко –

Я лев, а не киска!

- Почему нельзя подходить близко ко льву? Обращает внимание на вывеску – знак запрещение

-Лев, похож на кошку, но он дикое животное и может поцарапать, укусить. Давайте уйдём подальше ото льва.

Это – лев. Он царь зверей,  

В мире нет его сильней. А как ещё можно ребята сказать о льве, какой он?

Сильный, ловкий, большой, смелый, хитрый, мудрый…        

Слушайте следующую, загадку:

2. Очень, много силы в нем

   Ростом он почти, что в дом

   У него огромный нос

   Будто нос лет тысячу  рос (слон)

На экране появляется слон

А вот добрый, умный слон                              

Посылает всем поклон.

Воспитатель читает стихотворение:

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

- Что дали слону?

- Что ответил слон?

- Почему слону нужно четыре туфельки?

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на слона и скажите, какой он?

Дети: слон - большой, сильный, серый, важный, добрый,…

Ой, ребята тихо.

Спит спокойно старый слон.

 Стоя спать, умеет он.

 А нам пора к следующей клетке.

3.Он в берлоге спит зимой

   Под большущею сосной.

   А когда придёт весна,

  Просыпается от сна. (Медведь)

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на медведя и скажите, какой он?

Дети: медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

4.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса).

или

Рыжая плутовка        

Спряталась под елкой        

Ищет зайчика она        

А зовут её …(лиса)                                        

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на лису и скажите, какая она?

Дети: лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

5.Это кто с длиннющей шеей

 Здесь под солнцем рожки греет?

У него спокойный нрав,

Сверху вниз глядит. ( жираф)

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на жирафа и скажите, какой он?

Дети:  Жираф - высокий, длинноногий, пятнистый,  травоядный…

6. Очень любит есть бананы, это точно (обезьяна) .

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на обезьяну и скажите, какая она?

Дети: длиннохвостая, мохнатая, увертливая, ловкая….

7. Звери гибкие и усатые,

С головы до ног полосатые

Нельзя затевать с ними игры

Опасные зубастые (тигры) .

Или

Он огромный и усатый

И к тому же полосатый

Если встретишь, не до игр

Потому что это …( тигр)

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на тигра и скажите, какой он?

Дети:  Тигр -   красивый, полосатый, хитрый, хищный, ловкий, сильный . прыгучий, быстрый.

Воспитатель использует для подсказки  мнемотаблицы

8.  Словно царскую корону,

 Носит он свои рога,

 Ест лишайник, мох зеленый

Любит снежные луга. (олень).

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на оленя и скажите, какой он?

Дети:  Олень - рогатый, большой, длинноногий, травоядный…

8. У него большой живот

В водоеме он живет

У кого огромный рот?

Это дети (бегемот)….

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на бегемота и скажите, какой он?

Дети:  Бегемот - большой, коротконогий,  серый, с большим ртом,  маленькими ушами, травоядный…

Воспитатель: какие вы молодцы! Все загадки отгадали, всех зверей вы знаете. А теперь давайте поиграем.

Подходим к водоёму  (боссейн)

 белым медведям.

- А это кто сидит у воды?

- Да, это белые медведи.

Голос за кадром

У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене,

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

- Сколько медведей в водоёме? (два)

- Кто меняет воду белым медведям?

Воспитатель: А кто же ещё живет в бассейне?

Аква – гимнастика дети с воспитателем и один белый медведь (Взрослый) становятся вокруг бассейна.  Мишка показывает  упражнения,  дети с воспитателя выполняют.

  • Игра «Медуза»
  • Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
  •  Игра «Морская звезда»
  • И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
  •  
  • Игра «Рак»
  • И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
  • Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
  • Мне ответил рак: Привет!
  • И подал клешню в ответ.
  •  Игра «Рыбка»
  • И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
  • Рыбки-малютки
  • По морю плывут,
  • Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
  •  Игра «Дельфин»
  • И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
  • Дельфин – малыш
  • Приплыл ко мне,
  • Он покатает на спине!
  •  Игра «Акула»
  • И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
  • Вот зубастая акула
  • Мне хвостом своим махнула.
  •  Игра «Маленькая лодочка»
  • И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
  • Мы на лодочке вдвоем
  • К бабе в гости поплывем.
  •  Игра «Пароход»
  • И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
  • Пароход плывет вперед,
  • Нам подарки он несет.
  •  Игра «Дождь»
  • И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
  • Дождь полил, как из ведра,
  • Будет лить он до утра.
  •  Игра «Волны»
  • И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
  • Волны по морю гуляют
  • И кораблик подгоняют

Воспитатель предлагает посмотреть фильм о животных. С использованием презентации.

Слайд- 1-Зебра

Слайд-2-Белка - ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Слайд-3-Ёж  - колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Слайд -4-Носорог

Слайд-5- Заяц  - трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Слайд-6. Волк   – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.

Слайд-7. Верблюд

Подходим к пингвинам.

Физминутка.

 Воспитатель:

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

Воспитатель: теперь тихонько красиво садитесь на стульчики и послушайте сказку «Где обедал воробей?»

 Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

 Пообедал я сперва

 За решеткою у льва.

 Подкрепился у лисицы.

 У моржа попил водицы.

 Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена.

 Погостил у носорога,

 Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

 У хвостатых кенгуру.

 Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

 А зубастый крокодил

 Чуть меня не проглотил.

 Воспитатель ребята, а где обедал воробей? Давайте вспомним по-порядку?  А как вы думаете, почему крокодил чуть не проглотил воробья?  Правильно,  воробей залетел в клетку, крокодил разинул пасть. А можно близко подойти  к животным? Нет.

Воспитатель: Мы так долго гуляем по зоопарку. Нам пора возвращаться в свою группу.     - Ребята, куда мы ходили?

- Каких зверей мы видели?

- А кто запомнил и может рассказать стихотворения о животных, которых видели?

- Вам понравилось в зоопарке?

- Кто из животных вам понравились больше?

Я вам раздам подарки на память о зоопарке.

Воспитатель раздаёт детям картинки раскраски животных. Предлагает всем сесть в паровозик и уезжаем.

Воспитатель: Вам понравилось в зоопарке? А что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей).

муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников № 25 «Солнышко»  села  Покойного  Буденновского  района»

Коммуникативная игра

«Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Подготовила:

воспитатель Керимова  Г.И.

2020

Цель: систематизировать знания педагогов по образовательной области «Речевое развитее» с требованиями ФГОС ДО

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Разные виды детской деятельности: проектная деятельность, познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная помогут ребенку стать полноправным активным участником образовательной деятельности т.д. в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социально-педагогического подхода

СЛАЙД 2

А сейчас давайте вспомним, в чем же заключается Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Прошу всех встать в круг. Сейчас мы проведем разминку перед началом нашей теоретической части педсовета в виде коммуникативной игры

«Передай предмет» (педагоги встают в круг и отвечают на поставленный вопрос, передавая предмет друг другу по кругу.)

1. вопрос Что включает в себя образовательная область по ФГОС ДО?

СЛАЙД 3

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью, как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

СЛАЙД 4

Второй вопрос

  • Основные аспекты проведения занятия по ФГОС ДО

СЛАЙД 5

Продумывать организацию детей на занятии

создать проблемную ситуацию

различные приемы руководства

иннтеграция

использовать такой прием, как педагогическая поддержка

использовать педагогические технологии9 проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, Здоровьесберегающие технологии и другое.

решение проблемной и поисковой ситуации

активная речевая деятельность детей

свободу выбора предстоящей деятельности и  в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.

СЛАЙД 6

3 вопрос  «Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?»

СЛАЙД 7

  •  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- знаком с произведениями детской литературы

- Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в  общении.

- Он охотно общается со взрослыми и сверстниками.

- Обсуждает    возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Спасибо за участие в игре. Мы с вами активизировали свои знания по образовательной области «Речевое развитие».  Прошу занять свои места. Продолжим.

муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников № 25 «Солнышко»  села  Покойного  Буденновского  района»

                               

                                 Доклад

«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

 воспитатель: Багданова Виктория Романовна

                                                         2020

\

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Вспомним Традиционные методы речевого развития детей.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи это элемент метода. можно разделить, прежде всего, на: наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.

Давайте вспомним, что включают в себя эти методы

СЛАЙД 8

• Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

• Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

• Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

• Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

СЛАЙД 9

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

СЛАЙД 10

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования;

социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;

творческая вариативность педагогов;

заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

  • условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

СЛАЙД 11

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

  • ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

  • содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;

  • основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

СЛАЙД 12

Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Технологии речевого развития:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность, коллекционирование
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии

СЛАЙД 13

Метод проектов

Рекомендуется

проводить   с

дошкольниками

монопроекты,   содержание

которых

ограничивается рамками одной образовательной области и

интегрированные проекты,

в которых

решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со  словами

поиграем  –  много

нового  узнаем»,

«Раз  –  словечко,  два  –

словечко»

(формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование приѐмов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно,

последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

«Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы);

Развитие  диалогической  речи  у детей  старшего  дошкольного  возраста  через  изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи); «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

  • младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь...», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

СЛАЙД 14

Технология портфолио

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту»

(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя

семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список

любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои фантазии»

(выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и

творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия

выученных ребенком стихотворений; «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в

одной или двух областях); «Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии

объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных

конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе

размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских

стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые

он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.

СЛАЙД 15

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые

  • проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной
  • научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

  • исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.

СЛАЙД 16

Игровые технологии

  • Мнемотехника

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

СЛАЙД 17

  • Моделирование
  • процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

СЛАЙД 17

  • LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

  • процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

СЛАЙД 19

  • Артикуляционные и речевые упражнения

  • Игры на развитие речевого дыхания

  • Подвижные и хороводные игры с текстом

  • Игры на формирование фонематического восприятия

  • Коммуникативные игры

  • Пальчиковые игры          
  • Дидактические игры
  • Логоритмика

Подробнее о аква-гинастики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнениях вам расскажет Татьяна Александровна

СЛАЙД 20

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы.

 СЛАЙД 21

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жѐстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребѐнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний

Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

«Подготовка к обучению грамоте»:

-Из чего состоит слово, если мы его произносим?

-Из чего состоит слово, если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года – лето?

«Связная речь»

Тема: «Ежиный суп»

Задачи:

  • Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;

  • Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;

  • Развитие творческого воображения;

  • Обучение действиям планирования развѐрнутого высказывания на основе составления наглядного

картинного

плана;

  Активизация

И обогащение

словарного

запаса.

Задания  Используя

иллюстрации

к

сказке

как

картинный

план,

пересказать сказку;

Придумать

собственную

сказку

по

аналогии  с  данной,

направляя

воображение

ребѐнка с помощью

вопросов, помогая

ему

иллюстрировать

своѐ сочинение.

Технологии обучения образной речи:

  • Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;

  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

  • младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием простого алгоритма составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

  1. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

  1. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1 -  «текст реалистического характера»

2 -  «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей

составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

СЛАЙД 22

Технология ТРИЗ

Инструментарий ТРИЗа.

  • Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

СЛАЙД 23

  • Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых

предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства

используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.

СЛАЙД 24

        Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

СЛАЙД 25

        Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:

-свойства, функции, классификация, -функции частей, -какое место занимает в системе, связь с другими объектами, - как предмет выглядел раньше, -из каких частей состоит, -где могли его встретить, -из чего он может состоять в будущем, -из каких частей будет состоять, -где его можно будет встретить.

  • Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

  • Поэтажное конструирование (составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира). Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 1) Кто ты? 2) Где живѐшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?

СЛАЙД 26

Технологию синквейна

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное

отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников № 25 «Солнышко»  села  Покойного  Буденновского  района»

                                      Содокдад

«Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»

Подготовила:

-воспитатель Горленко Т. А.

2020

аква-гимнастика

  • Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«аква-гимнастика  - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.

  • Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
  • Игра «Медуза»
  • Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
  •  Игра «Морская звезда»
  • И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
  •  
  • Игра «Рак»
  • И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
  • Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
  • Мне ответил рак: Привет!
  • И подал клешню в ответ.
  •  Игра «Рыбка»
  • И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
  • Рыбки-малютки
  • По морю плывут,
  • Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
  •  Игра «Дельфин»
  • И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
  • Дельфин – малыш
  • Приплыл ко мне,
  • Он покатает на спине!
  •  Игра «Акула»
  • И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
  • Вот зубастая акула
  • Мне хвостом своим махнула.
  •  Игра «Маленькая лодочка»
  • И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
  • Мы на лодочке вдвоем
  • К бабе в гости поплывем.
  •  Игра «Пароход»
  • И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
  • Пароход плывет вперед,
  • Нам подарки он несет.
  •  Игра «Дождь»
  • И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
  • Дождь полил, как из ведра,
  • Будет лить он до утра.
  •  Игра «Волны»
  • И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
  • Волны по морю гуляют
  • И кораблик подгоняют

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ

  • Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
  • В. А. Сухомлинский
  • Что такое биоэнергопластика?
  • Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
  • Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
  • Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
  • Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
  • Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
  • Этапы работы с применением биоэнергопластики:
  • - Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
  • - Эмоциональный (создание положительного настроя)
  • - Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
  • Особенности работы с применением биоэнергопластики:
  • Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  • Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  • Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  • С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки»«Обезьянка», счёт, музыка, стихи.
  • Преимущества биоэнергопластики:
  • - оптимизирует психологическую базу речи;
  • - улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
  • - способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • - синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
  • - позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
  • Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
  • Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
  • Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
  • Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
  • положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
  • Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
  • Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети
  • ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
  • Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
  • Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
  • Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
  • Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
  • Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
  • Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

 кинезиологические упражнения

  • Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
  • «Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
  • «Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
  • «Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
  • «Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

                Деловая игра

Речевой коллоквиум (разговор или беседа)

1.  «Быстрый ответ»

  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)

2. «Давайте обсудим»

      Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИТ технологии на занятиях

3 . Составление педагогами мнемотаблиц по заданному стихотворению.

На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

на дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

      зимней стужи.

      Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

4. «Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели представляют авторские игры.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе

Проект Решения РМО: 

Решение МО:

1. Внедрить в образовательную деятельность с детьми инновационные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность, коллекционирование
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии
  • отв. Воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

     - пополнить группы артикуляционными гимнастиками по развитию речи

     - в каждой возрастной группе придумать речевого героя

             

  3. Отражать в календарных планах

-  систематическую индивидуальную работу по речевому развитию  детей.

- чтение художественной литературы

отв. Воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.

4. Во всех группах разработать консультации для родителей «Рекомендуемая литература  для чтения детям»

В средних и младших группах приготовить консультацию для родителей «Речевое развитие дошкольников» в соответствии с программой и возрастными особенностями детей.

Срок: 2020год. Ответственные: воспитатели групп,

6. Принять к сведению опыт работы Васильченко, Хащиной.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Деловая игра с педагогами "Речевое развитие дошкольников через театр теней"

Конспект деловой игры с педагогами, который можно провести как мастер-класс для работников доу на тему "Формирование творческой личности ребенка посредством теневого театра"...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие детей»

Проведение педсовета в виде деловой игры...

Консультация для педагогов «Речевое развитие детей в ДОУ»

Консультация для педагогов  «Речевое развитие детей в ДОУ»...

Консультация для педагогов: "Речевое развитие детей посредством новых педагогических технологий".

Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают речь окружающих, сами говорят фразами, могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети,...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...