Интегрированное занятие" Весенние волшебники" с использованием мнемотехники для старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рамазанова Наталья Николаевна

Это занятие, в котором я совместила элементы мнемотехники как в развитии речи детей, так и в творческом моделировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia_vesennie_volshebniki_1.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие" Весенние волшебники" с использованием мнемотехники для старшей группы.

Составила воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 26 посёлка Горноуральский  Рамазанова Наталья Николаевна.



Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, художественное творчество.

Цель занятия: развитие речи детей через использование мнемотехники, расширение представлений об окружающем мире, активизация полученных знаний через творческую составляющую.
Образовательные задачи занятия:
активизация и актуализация словаря по теме «Весна», совершенствование навыка составления рассказа по таблице,

продолжить и закрепить  формирование понятий «время года», «весна»,

продолжить формирование умения проводить логические связи между сезонными явлениями и изменениями в живой природе.


Развивающие задачи:
развитие связной речи, внимания, слухового восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи:
формирование доброжелательности, инициативности, развитие чувства справедливости. воспитание бережного отношения к природе.

Планируемый результат:
дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и образовательных задач, используя мнемотехнику ; испытывают желание беречь природу, осознавая связь всего живого и неживого  в окружающем мире, испытывая положительные и эстетические чувства и эмоции.


Оборудование:
магнитная доска, наглядный материал по теме  «Весна», компьютер, мнемотаблица "Весна" (слайд), слайд с мнемотаблицей о жизненном цикле бабочек, аудиозапись весенней мелодии или пения птиц, раздаточный материал (1 альбомный лист  с наклееным кругом с печатным точечным  заданием-заготовкой  каждому ребенку), карандаши, колпачки волшебников, с написанными на них именами детей, одноразовые тарелочки с окрашеным в светло-зелёный цвет рисом и тремя видами макаронных изделий (рожки, спиральки и бантики), бабочки , распечатанные на принтере ( в натуральную величину) для наклеивания в итоге на работы детей, колонка-мини для включения записи пения птиц.

Ход занятия.

 Организационный момент и объявление темы занятия.

Дети входят в аудиторию под звуки весеннего пения птиц.
- Здравствуйте, ребята, послушайте , пожалуйста, стихотворение:

Светает рано по утрам,
проталины и тут и там,
ручей шумит, как водопад,
скворцы к скворечнику летят,
звучат под крышами капели,
медведь с еловой встал постели,
всех солнышко тепло ласкает,
кто время года это знает?
(Ответы детей)


- Ребята, сегодня мы с вами будем самыми настоящими весенними волшебниками, а нужно это для того, чтобы помочь весне скорее прийти в наши края, ведь все вы этого хотите, правда?

- Для этого нужно стать весенними волшебниками и тогда, что бы мы ни делали, весна непременно услышит и поспешит  к нам в края! А нам всего лишь нужно ей напомнить, какая она прекрасная. Давайте сделаем это. Согласны?
Тогда, колпачки волшебников нужно вам раздать! Колпачок получит тот, кто верно повторит за мной слова о весне:

греет, светит, тает;
скворец, грач, ласточка;
капает, журчит, набухает;
ручей, дождь, капель;
теплый, яркий, солнечный;
лучистое, яркое, сияющее;
лазурное, глубокое, чистое;
медведь, барсук, ёжик;
сияет, пригревает, искрится;
просыпаются, выползают, линяют;
порхают, ползают, оживают…



Работа с мнемотаблицей, составление группового рассказа.

- Молодцы. А теперь посмотрите на доску. (Мнемотаблица "Весна" отображается на мультимедийном экране, либо воспитатель развешивает на магнитной доске  6 распечатанных рисунков мнемотаблицы)

Составление рассказа (работа со всей группой детей).
- На доске нарисованы предметы, к ним надо подбирать «красивые» слова. Они нам будут нужны при составлении рассказа. Постарайтесь, пожалуйста, отвечать полным предложением.

Рис.1. Изображено солнце, облако.
- Что это?
- Солнце весной какое? Как оно греет?
- Небо весной какое?
- По небу плывут облака. Какие они?

Рис. 2. Дерево с почками, ручей.
- Что весной происходит с деревьями?
- Снег тает и по земле бегут ручейки. Какие они? (веселые, звонкие…)
- Что делают ручейки? (Текут, журчат, звенят…)

Рис. 3. Проталинка, подснежник, травка.
- солнышко пригревает и на земле появляются… (проталинки)
- Что на них вырастает? (Подснежники.)
- Какие они? (Маленькие, голубые, первые, хрупкие, редкие…)

Рис.4. Птицы.
- кто прилетает из теплых краёв?
- почему птицы улетают осенью?( нет насекомых, нечем питаться)
- Что делают птицы весной? (строят, вьют, лепят, чирикают…)

Рис. 5 Медведь и медвежонок.
- Просыпаются звери. Что они делают? (Выползают, выбегают, прыгают, бегают, линяют…)

Рис. 6. Бабочка. Кто ещё просыпается весной? (насекомые)

Динамическая пауза с психогимнастикой
- Ребята, какие вы молодцы, я чувствую, что на улице даже потеплело от ваших слов!
Чтобы весне стало ещё веселее, предлагаю вам изобразить приметы весны вместе со мной.
(Исполнение психологической гимнастики под стихотворение):

Солнышко сияет (поднимаем руки вверх)
В небе синева      (машем из стороны в сторону поднятыми руками)
Почки набухают  (складываем ладони вместе)
И растёт трава   (Ладошки повернуты от себя, пальцы растопырены - несколько раз из кулачков                                   разжимавют)
Ручеёк струится (изображают руками волны)
Выспался медведь (" потирают" глаза кулачками)
Прилетели птицы (взмахи руками)
Песни стали петь  (изображают ладонью клювики птиц)
И тепло уж скоро
К нам придёт опять (покачивания и махи ладонями на уровне груди)
Будут над травою
Бабочки порхать ( изображают бабочку сложенными вместе ладонями)

Творческая часть занятия. Выполнение практического задания, создание мнемотаблицы своими руками.
- Отлично! Дорогие волшебники, а сейчас я приглашаю вас продолжить наше волшебство. Кто же еще начинает летать в воздухе весной? Пусть не так высоко в небесах, как это делают птицы, но не менее радостно? (насекомые)
_ Ребята, каких насекомых вы можете назвать? (ответы детей)
_Давайте-ка, дорогие волшебники, напомним весне и о бабочках, пусть  сделается тепло и они начнут порхать на улице, это будет очень радостно! Согласны?

( Показывается слайд с изображением этапов трансформации бабочки - яйца, гусеница, личинка ,взрослая особь, либо выставляется картинка)

-
Бабочки - насекомые с полным превращением, так как личинка (гусеница) полностью отличается от взрослой особи. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий:
- может быть, кто-то скажет, как называется самая первая стадия жизни бабочки
?( яйцо),
- следующая стадия развития бабочки называется.....
личинка (гусеница),
- затем наступает очередь
... куколки, в которую превращаются только те гусеницы, которые хорошо кушали, Что кушают гусеницы? А что кушают птицы? (гусениц)
- и, наконец, наступает очередь красавицы-бабочки -  
взрослого насекомого. Чем питается бабочка?  (нектаром цветов) 

-Для того, чтобы красавица весна ничего не забыла, ведь у неё так много дел, нужно уследить за многими изменениями в природе, мы с вами сегодня будем делать волшебные напоминания, которые можно прикрепить так, чтобы весна их могла увидеть в окно. А можно будет рассказать о бабочках своим друзьям в группе и родителям дома.

- Для работы нам понадобятся вот такие листы ( показываются листы с заданием) и всё то, что вы найдёте на столе - карандаши,и даже макароны с рисом. Рассмотрите хорошо то, что есть у вас на столе. Что вы видите?  ( ответы детей)

Располагайтесь вокруг стола и возьмите карандаш того цвета, который вам нравится больше всего. ( дети перемещаются к столу и располагаются там, им выдаются заготовки для творчества)

- Ребята, вы помните, как называется первая стадия жизни бабочки? (ответы детей) Найдите цифру "1" и закрасьте её любым цветов, какой вам нравится.
- Как вы считаете,  что из того, что расположено на тарелочках, более всего напоминает яйца бабочки? (рис) открепите защитную плёнку с клейкого скотча и прикрепите на него рисинки  близко друг к другу, как это делают бабочки.
(выполнение задания детьми).


-Теперь давайте отыщем и  обведём цифру "2". Вспомните, кто вылупляется из яичек ? (гусеничка) Чем должна заниматься гусеничка, чтобы вырасти? Обведите для неё травку и солнышко, найдите на тарелочке макаронное изделие, похожее на гусеничку (макаронинка-спиралька) Давайте найдём для неё место на траве, прикрепим туда нашу макаронинку.

- Следующий номер  нашего задания какой? ("3") Во что превращается гусеница ? (В куколку) Пожалуйста, обведите цифру "3" и раскрасьте новый листочек, на который мы прикрепим куколку , какая макаронинка подходит по форме для этого (рожок).

- Скажите мне, пожалуйста, каков будет номер следующего этапа, когда из куколки появится...кто? Правильно, бабочка! И мы закрашиваем цифру "4", можно нарисовать  цветочек, ведь бабочки очень любят нектар цветов! Последняя макаронинка очень напоминает бабочку, приклейте её так, чтобы она порхалав в воздухе.

Заключительный этап. Рефлексия.
- Ребята, какие чудесные работы получились у вас! Словно повеяло весной! Вот и прилетели на ваши работы бабочки, пока бумажные, но скоро весна пришлёт и настоящих! Вы - настоящие волшебники и ваше волшебство обязательно поможет весне! Надеюсь, что ваши работы помогут вам рассказать товарищам в группе о бабочках.
Благодарю вас за отличное занятие !
До свидания!

Конструкт занятия "Весенние волшебники"

Этап НОД

цель

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Результат этапа

1.Организационный момент.







2. Работа с мнемотаблицей, составление группового рассказа.









3 Психогимнастика под стихотворение "Солнышко сияет".












4. Творческая часть занятия. Выполнение практического задания, создание мнемотаблицы своими руками.






























5. Заключительный этап. Рефлексия.

Приветствие, установление контакта с детьми, активизация детей.






Работа с мнемотаблицей, составление связного рассказа по ней.









Снять накопившуюся усталость и эмоциональное напряжение у детей.










Закрепление  и усвоение знаний, полученных детьми в ходе занятия при помощи выражения в творческой деятельности.



























Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Не текст (речь),

- Здравствуйте, ребята, послушайте , пожалуйста, стихотворение: .... Воспитатель предлагает детям стать волшебниками.

- На доске нарисованы предметы, к ним надо подбирать «красивые» слова. Они нам будут нужны при составлении рассказа, давайте попробуем составить рассказ.


- Ребята, какие вы молодцы, я чувствую, что на улице даже потеплело от ваших слов!
Чтобы весне стало ещё веселее, предлагаю  исполнить для неё весёлый номер.



- Отлично! Дорогие волшебники, а сейчас я приглашаю вас продолжить наше волшебство. Кто же еще начинает летать в воздухе весной? Пусть не так высоко в небесах, как это делают птицы, но не менее радостно? (насекомые)
Кто же из насекомых самый красивый? кто радует наш взор и о каких насекомых мы напомним весне в первую очередь? (бабочки)
 -Давайте сделаем табличку для составления рассказа о бабочках своими руками! Согласны?

- Ребята, какие чудесные работы получились у вас! Словно повеяло весной! Вот и прилетели на ваши работы бабочки, пока бумажные, но скоро весна пришлёт и настоящих! Вы - настоящие волшебники и ваше волшебство обязательно поможет весне! Надеюсь, что ваши работы помогут вам рассказать товарищам в группе о бабочках.
Благодарю вас за отличное занятие !
До свидания!

Виды деятельности
Слушание стихотворения, беседа с воспитателем, ответы на вопросы.



Рассматривание мнемотаблицы, ответы на вопросы воспитателя, составление группового рассказа о времени года "весна".






Участвуют в физкультминутке и выполняют движения согласно тексту стихотворения.










Отвечают на вопросы воспитателя, составляют рассказ о насекомом, выполняют схему-мнемотаблицу своими руками.




























Высказываются по поводу полученной информации; качества выполненной работы и воплощения собственного замысла; своего эмоционального состояния.

Привлечение направленного

внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.





Воспроизведение информации, необходимой для успешного

усвоения и закрепления.











Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.










Закрепление полученных знаний , умения работать по алгоритму, выражение себя в творчестве.































Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Закреплены полученные знания и навыки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект по развитию речи "Разучивание слов песни с использованием мнемотехники" для старших групп

Мнемотехника используется в дошкольном образовании в различных видах детской деятельности во время специально организованных образовательных ситуациях и во время режимных моментов. Суть использования ...

Конспект НОД «Золотая осень» с использованием мнемотехники в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации с использованием мнемотехники в старшей группе по теме «Золотая осень»...

Организация работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники в старшей группе ДОУ.

В работе с  дошкольниками  важное место занимает работа по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворений является одним из средств умственного, нравстве...

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»

Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.Упражнять детей в составлении переск...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...