Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет на тему "Старуха-волшебница Баба-Яга"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Асаева Екатерина Сергеевна

    В конспекте по развитию речи представлен материал для обучения составления описательного рассказа по игрушке (сказочный персонаж Баба-Яга).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ «Школа № 402 им. Алии Молдагуловой»

    (дошкольное отделение «Семицветик»)

    КОНСПЕКТ ООД в группе старшего дошкольного возраста

     по образовательной области

    «Речевое развитие»

    на тему  «Старуха-волшебница Баба-Яга»

            Подготовила: воспитатель

            Асаева Екатерина Сергеевна

    Москва, 2019 г.        

    КОНСПЕКТ ООД в группе старшего дошкольного возраста

     по образовательной области

    «Речевое развитие»

    на тему «Старуха-волшебница Баба-Яга»

    Образовательные задачи:

    1. Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;
    2. Развивать познавательную деятельность ознакомлением с художественной литературой.
    3. Развивать эмоциональную сферу личности дошкольника через знакомство со сказкой.
    4. Передать знания о человеческих отношениях в сказках.
    5. Дать знания о самом известном персонаже волшебной сказки  - Бабе Яге.
    6. Учить составлять описательный рассказ по игрушке (сказочный персонаж, баба-Яга)
    7. Учить отвечать на вопросы как в краткой, так и в распространенной форме.

    Развивающие задачи:

    1. Развивать нравственные качества в процессе ознакомления с героями сказок.
    2. Развивать творческий потенциал, дать возможность мечтать.
    3. Развивать умение слушать и слышать.
    4. Развивать диалогическую и монологическую речь.
    5. Закреплять умение формулировать и задавать вопросы, дополнять, исправлять собеседника.
    6. Развитие творческого воображения в процессе самостоятельной деятельности детей (во время продуктивной деятельности).

    Предварительная работа:

    1. Чтение русских народных  сказок «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

    - Белорусская  сказка «Пилипка-сынок», «Хортки».

    - Украинская сказка «Молодильные яблоки».

    2. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных персонажей: «Баба-Яга», «Русалочки», «Кощей Бессмертный», «Леший», «Феи», «Эльфы», «Водяной».

    3. Чтение сказок с другими сказочными персонажами – «друзья Баба-Яги».

    Материал и оборудование:

    1. Иллюстрации с изображением Бабы-Яги (формат А3); иллюстрация с изображением частокола.
    2. Игровой материал: куклы (Баба-Яга) разных размеров и из разного материала; избушка на курьих ножках; если есть игрушки – верные слуги бабы Яги (филин, гуси-лебеди, черный кот); «волшебный клубок» - клубок ниток;
    3. Магнитофон; аудио запись музыкальной пьесы М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»; аудио запись песен: из фильма-сказки «После дождичка в четверг» «Финальная песня»;  «В гостях у сказки» (слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич); ВИА Ариэль «Баба-Яга» (Т.Ефимов – Ю. Макаров).
    4. Карточки для игры «Друзья  и слуги Бабы-Яги».
    5. Мешочек с «золотыми монетами» (шоколадки) для сюрпризного момента в конце занятия.
    6. Книга «Помощники Бабы Яги: Стихи и сказки» / Сост. Р. Данкова. – М.: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2014 – 48 с.
    7. Столы, стулья. Ткань.
    8. Избушки на курьих ножках выполненные из природного материала.

    Ход занятия.

            В групповой комнате или музыкальном зале воспитатель рассаживает детей.  Перед детьми стоит доска или мольберт, на котором (ой) заранее приготовлены иллюстрации с изображением Бабы-Яги, но они «смотрят» на детей обратной стороной. После посадки, взрослый обращается к детям.

    - Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному сказочному персонажу. Очень известному персонажу. Но сначала, для поднятия настроения предлагаю послушать красивую детскую песню, которая называется «В гостях у сказки».

    Дети слушают аудио запись песни «В гостях у сказки» (слова Юлий Ким, музыка Владимир Дашкевич)

    - Вот мы представим, что оказались в сказке. И сейчас познакомимся с главным героем многих сказок. Прежде чем герой покажется, отгадайте про него загадку:

    В лесу, проблем не зная,

    Живёт колдунья злая.

    Травы-зелье собирает,

    Пироги печёт в золе,

    Детей ворует на заре.

    И костяная у неё нога,

    А зовут её…     (ЯГА).

    - Правильно, это всем известная баба-Яга.

    Воспитатель переворачивает иллюстрацию с изображением персонажа лицевой стороной к детям. На столе поднимает ткань, под которой находятся несколько Бабок-Ёжек (игрушки), стоят избушки на курьих ножках выполненные из природного материала.  Накрытой остаётся одна игрушка с мешочком с «золотыми монетами».

    - Ребята, все вы знаете эту старуху-волшебницу. И все-таки, кто же такая Баба-Яга? Может кто-нибудь расскажет нам? (Выслушиваются ответы детей).

    - Ребята, вы всё сказали правильно. Теперь я вам немного о ней расскажу. Вы слушайте внимательно, потом, все о чём узнаете, расскажите сами. Договорились?

    Итак, Баба-Яга, ещё её можно называть Яга, Яга-Баба, Ягая, Ягишна – персонаж волшебной сказки. Смотря на Ягу, мы видим, что это уродливая старуха с горбом на спине. У неё большой, длинный, крючковатый нос. Одета Яга в лохмотья, тулуп и лапти. Хромает на одну ногу, при ходьбе опирается на метлу.

    Живет старушка в избушке на курьих ножках на опушке леса. Чаще всего избушка обнесена частоколом  (забор из кольев часто вбитых в землю один возле другого).

    Частокол «украшен» светящимися в ночи черепами (череп – скелет головы).

    Баба-Яга умеет готовить самые  разные снадобья, притворный зелья, настойки, она сушит коренья и травы.

    Старуха владеет волшебными предметами и наделена магической силой.

            Передвигается Яга (в чём?) в ступе, следы заметает помелом.

    - Ребята, скажите пожалуйста, Баба-Яга в сказках является положительным или отрицательным героем? (Ответы детей).

            Она бывает злой и доброй. Может помочь герою или героине сказки.

    Чаще всего, старуха-волшебница хитростью заманивает в свой дом людей и грозится съесть зажаренного гостя. Сначала запугает до смерти, потом меняет свой гнев на милость и героям сказки достаются волшебные дары.

            - Вы знаете, какие подарки может подарить героям Баба-Яга? (Ответы детей)

    Яга может подарить меч-кладенец, коня, волшебный клубок.

            Взрослый показывает волшебный клубок – клубок ниток и читает стихотворение.

    У Бабы-Яги есть волшебный клубок:

    Он знает все тропки в лесу назубок.

    На землю клубок этот бросьте –

    Проводит вас к Лешему в гости.

    Он замок Кощея отыщет  в лесу,

    Поможет найти Василису-Красу…

    Покажет дорогу, свернётся –

    И снова к хозяйке вернётся.

    - Ребята, вам понравился рассказ про Бабу-Ягу? (Ответы детей).

             А сейчас, музыкальная пауза. Предлагаю вам послушать и потанцевать под песню про Бабу-Ягу.

    Дети танцуют под песню ВИА  «Ариэль» «Баба-Яга» (Т. Ефимов – Ю. Макаров)

            После музыкальной паузы детям предлагается самим попробовать рассказать про Бабу-Ягу. Во время рассказывания, взрослый помогает детям.

    - Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились. Нам осталось поиграть и узнать, а есть ли у Бабы-Яги друзья? С кем она дружит?

    Проводится игра с карточками «Друзья и слуги Бабы-Яги»

    Условия игры: дети делятся на две команды. Одна команда называется «Лукоморье», вторая команда называется «Ягинишна».

    Командам раздаются карточки с изображением сказочных персонажей:

    -  друзья Бабы-Яги (Леший, Кикимора, Водяной, Кощей Бессмертный, черти);

    -  верные слуги  и волшебные предметы (Гуси-Лебеди, чёрный кот, филин, Лихо одноглазое, три пары рук, день, солнце, тьма, волшебное блюдце с яблоком);

     - персонажи из других сказок (Буратино, Винни-Пух,  Карлсон, Мальвина, Карлик Нос, Снежная Королева).

    - А чтоб играть было не так скучно, включим еще одну красивую песню.

    (Геннадий Гладков «Финальная песня» из фильма-сказки «После дождичка в четверг»).

    С началом песни, вы переварачиваете карточки и выбираете  карточки с изображением друзей, верных слуг и волшебных предметов Бабы-Яги. Чья команда справится первой, поднимает руку.

    - Ребята, вам понравилась игра? Теперь вы узнали  с кем дружит Баба-Яга, и кто её верные слуги. Теперь садитесь на свои места и вас ждет маленький сюрприз. Закройте глаза. Раз, два, три – смотри!

    (Воспитатель открывает и показывает последнюю игрушку Бабу-Яу).

    -  Ребята, вот еще одна старуха-волшебница перед вами появилась и не с пустыми руками. Эта старушка добрая, она принесла вам «золотые монеты».

    Воспитатель раздает шоколадки.

    Свободная деятельность детей.

    1. Работа с раскрасками. Рисование Бабы-Яги, избушки на курьих ножках.
    2. Выполнение избушки Бабы-Яги из бросового материала.
    3. Во время прогулки, предложить выложить на земле (асфальте) из палочек избушку на курьих ножках. 
    4. Чтение книг:  «Помощники Бабы Яги: Стихи и сказки» / Сост. Р. Данкова. – М.: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2014 – 48 с.;

    «Когда приходит осень…: стихи и сказки» / Ил. М. Богусловской, Н. Глушковой. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018 – с.50.

    Гамазкова И. Л. Музей бабы-Яги, или Сказочная энциклопедия Кота Ученого. – М.: Воскресный день. – 272 с.: ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...

    Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет «К нам пришел Колобок»

    Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов музыкотерапии для детей 2-3 лет«К нам пришел Колобок» ...

    Конспект занятия по развитию речи для детей с отклонением в развитии «Зима в лесу» (1-2 лет)

    В занятии; закрепляем знания детей о  сезонных явлениях природы. Расширяем знания детей об окружающем, создаем двигательную и речевую реакцию на происходящее. Побуждаем детей, с помощью художеств...

    конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития

    Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....

    Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

    Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

    Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи

    Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...

    Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

    Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...