Центр речевого развития
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Руденко Анастасия Николаевна

Речевые центры должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Цель нашего речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx17.93 КБ
Файл rudenko.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Веселоярский детский сад «Сказка»

«Центр речевого развития

 (для детей средней группы)

Пояснительная записка

Подготовила

Руденко Анастасия Николаевна,

воспитатель

с. Веселоярск, 2020

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. 

Речевые центры должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Цель нашего речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

  • Формирование фонематического восприятия и слуха.
  • Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  • Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики.

Развитие речевого дыхания: закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Забей гол», «Дождик», «Снегопад».

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; народные игры с ладошками;

Работа над грамматическим строем речи: обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.

Пополняем словарный запас: активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Транспорт»; «В мире животных» и др.

Для закрепления правильного речевого выдоха имеются султанчики, вертушки, мыльные пузыри, листочки, используем упражнения «Ты плыви, кораблик!»«Буря в стакане» .

Для формирования фонематического восприятия слуха центр речевого развития оснащён предметными, сюжетными картинками для высказывания звуков, игры с парными карточками.

Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий есть предметные картинки по темам «Овощи»«Фрукты»«Транспорт»«Животные»«Бытовые приборы»«Мир вокруг тебя», дидактические игры «Что из чего сделано»«Времена года»«Свойства»«Умные машины»«Во саду ли, в огороде»«Фигуры» и другие.

Для развития связной речи в группе оформлен кукольный театр, на занятиях и в индивидуальной работе по развитию речи используем опорные схемы, мнемотаблицы по сказкам, коллаж по сказкам, мнемодорожки, помогающие выстраивать фразы. Есть центр «Мир книги», так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центрах любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок и сюжетных картин. Наши дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг, имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся.

Также имеются маски, которые используются в подвижных играх, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.

Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребёнка. Для развития мелкой моторики мы используем мячики, прицепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры – шнуровки, конструктор, игры «Забавные пуговицы»«Тактильные дощечки».

Настольные игры имеют огромное значение в развитие речи детей. Так например, логопедическое лото «Говори правильно С, Щ, Р, Р`Л, Л`» предназначены для автоматизации одного проблемного звука и способствует тому, чтобы дети в дальнейшем чётко произносили этот звук в словах и не смешивали его с другими звуками. Дидактическая игра «Рассказы о животных» учит детей составлять небольшие предложения и рассказы.

  Дидактическая игра «Речевая карусель»

Цель игры: развитие связной речи.

Задачи:

- расширять и активизировать словарь по лексическим темам;

- развивать умение правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;

- обучать детей описательному рассказу;

- развивать логическое мышление;

- формировать навыки пересказа со зрительной опорой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.

Форма организации игры – подгрупповая или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учётом имеющихся речевых нарушений у детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр речевого развития в средней группе Руденко А.Н., воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Веселоярский детский сад «Сказка»

Слайд 2

Развивающая речевая среда Речевая развивающая среда (в соответствии с ФГОС) – это естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной деятельности, становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Правильное создание речевой развивающей среды способствует развитию коммуникативных навыков, связной, диалогической речи и помогает адаптироваться ребенку в окружающем мире и социальной действительности.

Слайд 3

Для развития связной речи в группе оформлены разные виды театра

Слайд 4

Формирование словаря и звуковая культура речи Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий есть предметные картинки по темам « Овощи » , « Фрукты » , « Транспорт » , « Животные » , « Бытовые приборы » , « Мир вокруг тебя » , дидактические игры « Что из чего сделано » , « Времена года » , « Свойства » , « Умные машины » , « Во саду ли, в огороде » , « Фигуры » и другие.

Слайд 5

Дыхательная гимнастика Развитие речевого дыхания : закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Забей гол», «Дождик», «Снегопад».

Слайд 6

Дидактическая игра «Речевая карусель» Цель: развитие связной речи. Задачи: расширять и активизировать словарь по лексическим темам; развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы; обучать детей составлению описательного рассказа; развивать логическое мышление; формировать навыки пересказа со зрительной опорой и помощью педагога. Форма организации игры : подгрупповая или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей. Описание игры. Это напольная дидактическая игра для детей от 4 до 7 лет. В игре используется большой матерчатый круг. В центр круга кладем определенный объект для составления описательного рассказа. По краю расположены символы-схемы, обозначающие признак или действие. Перед началом игры дети движутся вокруг большого круга с ускорением и замедлением со словами 1,2,3,4,5 Начинаем мы играть. Еле-еле, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите Карусель остановите. 1,2,3,4,5 Рассказ мы будем составлять. У кого знак вопроса Тому рассказ и начинать. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он задает вопрос, связывая его с выбранным объектом и сам на него отвечает. Далее по часовой стрелке каждый следующий игрок в соответствии со своей схемой-символом также задаёт вопрос и отвечает на него (можно использовать вариант без озвучивания вопроса). Последний из игроков повторяет рассказ.

Слайд 7

Дидактическая игра «Речевая карусель»

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности( младший возраст ).

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов  в  центре  речевого развития  в группах общеразвивающей направленности( младший возраст )По направл...

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст).

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов  в  центре  речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст)По направлениям:1...

Оснащение центра речевого развития

Представлены рекомендации для педагогоа по оснащению центра речевого развития в каждой возрастной группе...

Консультация для воспитателей "Центр речевого развития в ДОУ"

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Поэтому необходимо создать в группах ДОУ "Центр речевого развития"....

Центр речевого развития группы "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет

Центр речевого развития группы "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет...

Методическое оснащение предметно-пространственной среды: центр "речевое развитие"

Методическое оснащение предметно-пространственной среды: центр "речевое развитие"...

Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.

Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...