Конспект занятия по ЗКР для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Печкурова Татьяна Леонидовна
В данном занятии дети диффиренцируют звук [с ]и [ш]. К конспекту прилагается презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_zkr.docx205.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи звуковая культура речи для детей в старшей группе «В поисках звуков [с] [ш].

Цель: закрепление дифференциации звуков  [с] и  [ш].

Задачи:

Закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш] через правильную постановку артикуляционного аппарата и сравнение положение язычка при произношении этих звуков.  

Закрепить умение определять позиции звуков в слове (в начале, середине и в конце) через дидактическую игру «Ледяные домики»

Развивать фонематический слух через выполнения игр: «Следы», «Ледяные домики»

Воспитывать дружеские взаимоотношения через беседу.

Словарная работа:

Материал: презентация, зеркала, схема – картинки, игра «Ледяные домики»  

 

  1. Вводная часть

Воспитатель: Колокольчик мой дружок,

Собери детей в кружок.

Будем мы сейчас опять

Думать, слушать, размышлять.

И друг другу не мешать.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите к нам пришло электронное письмо от жителей звукограда? Хотите узнать, что в нем?

Дети: Да

(Дети смотрят презентацию обращение)

Воспитатель: Ребятки, что же случилось?

Дети: пропали звуки.

Воспитатель: Верно, а как вы думаете какие звуки пропали?

Воспитатель: Ребята, а помогут нам в поисках этих звуков Саша и Настя. И отправятся они вместе с нами на велосипеде.

2.Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Верно, ну что пора нам в путь. Но сначала мы разомнем наши язычки.

Проснулся однажды язычок, а вокруг темно (ротик закрыт) и страшно.

Стал он выход искать.

В одну щечку постучал («проткнуть» языком щечку), в другую.

В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему. И тут он увидел лягушку, а потом слоника  (упражнение «лягушка-хоботок») А еще он любил  очень качаться на качели (упражнение «качели»).После этого наш веселый язычок увидел лошадку и поскакал (упражнение «лошадка»).

 Воспитатель: Ну что ребятки наше путешествие начинается.

- Ой, ребята, кто же встал на нашем пути? (появляется картинка змеи которая шипит)

Дети: Змея

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Шипит

Воспитатель: Ребятки, давайте пройдем мимо ее пока она нас не заметила.

-Ребятки, вы слышите, что это за звук? (звук спуск шины, колеса)

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Дети: Спустило колесо.

Воспитатель: Верно. Ребятки, хорошо, что Саша захватил с собой насос. Он мигом накачает колесо (картинка  насос и колесо) и звук с –с –с-).

- Теперь мы дальше можем продолжать наш путь.

-Ребятки, давайте вспомним какой мы слышали первый звук на нашем пути?

Дети: звук Ш Ш Ш Ш

Воспитатель: А когда засвистел нанос?

Дети: С-С-С

Воспитатель: Ребятки, может кто-то из вас догадался какие мы будем искать звуки?

Дети: Звуки [с],[ ш].

Воспитатель: совершенно верно. Давайте возьмем в руки зеркала.]. Губки вытянуты вперед трубочкой, кончик языка поднят вверх, но не касается неба, зубы слегка приоткрыты, и произнесем  звук [ш] воздушная струя сильная, теплая.

- А теперь губы улыбаются, зубы заборчиком, кончик языка за нижними зубками, давайте произнесем звук [с], воздушная струя холодная.

- Чем отличаются звук [с] от звука [ш]?

Дети: Когда произносим звук [ш] кончик языка вверху, а когда звук [с] язычок внизу. Звук [ш] шипит, звук [с] свистит.

- А что общего между этими звуками?

Дети: они согласные и глухие.

3. Изолированный звук

Воспитатель: Ребятки, уберите зеркала и продолжаем наш путь. А пока мы идем, давайте споем песенку. (Игра «Большая и маленькая змея», «Песочек»).

- Какую песенку поет большая змея?  

Дети: (дети громко произносят звук Ш-Ш-Ш).

Воспитатель: А как маленькая змея?

Дети: произносят тихо звук [ш].

Воспитатель: Как же хорошо путешествовать, да еще и с песнями. А теперь давайте споем песенку песочка.

Дети: С-С-С  

Воспитатель: Ребятки, посмотрите как же нам пройти дальше, что нам может помочь? (на доске расположены следы, на них изображена схема слоги са, со, ша, шо)

4. Чистоговорки

Дети: Ребята, это не простые следы, а с заданием. Давайте прочитаем, какой слог спрятан в этом следе?

 C:\Users\User\Documents\img095.jpgC:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\img101.jpg

          

        

Воспитатель: правильно, я буду произносить цепочку этого слога, а вы внимательно слушайте, запоминайте и повторяйте за мной.

Са-са-са – на столе оса. (все вместе)

Следующий слог какой?C:\Users\User\Documents\img095.jpg

         C:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\img101.jpg

        

Дети: Ша

Воспитатель: Ша-ша-ша – мама моет малыша (все вместе)

Воспитатель: какой следующий слог?

C:\Users\User\Documents\img095.jpgC:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\о.jpg

        

                

Дети: Со

Воспитатель: Со-со-со мы сменили колесо (все вместе)

- Здесь какой слог?C:\Users\User\Documents\img095.jpgC:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\о.jpg

        

        

Дети: Шо

Шо-шо-шо  - поют ребята хорошо.

Воспитатель: Хорошо, справились с заданием. Ребятки вот мы и пришли к замку. Но вот беда, там висит замок. Чтобы его открыть нужно разгадать схему.

Вам нужно поменять первый и последний звук местами.

C:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\м.jpgC:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\img101.jpgC:\Users\User\Documents\img095.jpg

                

- Что же получилось? Кто же откроет эту дверь?C:\Users\User\Documents\img095.jpg

C:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\img101.jpgC:\Users\User\Desktop\Таня\карточки по развивающей среде\м.jpg

Дети: Сам.

Воспитатель: Правильно эту дверь нужно открыть нам (замок исчезает)

А зайдем мы  звукоград под веселую музыку. (физминутка)

МЫ С ВАМИ ВСЕ ПО СВЕТУ

ПОЙДЕМ ПОД ПЕСНЮ ЭТУ

ДОРОГОЙ ИЗУМРУДНОЙ

ИДЕМ МЫ В ЗВУКОГРАД

ПОМОГУТ НАМ ЗАДАНЬЯ

ВСЕ ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЯ

ВСЕ ЗВУКИ МЫ УЗНАЕМ

ВСЕ ЗВУКИ МЫ УЗНАЕМ

И ПЕСЕНКУ СПОЕМ  

5. Нахождение звука в словах

Воспитатель:  Посмотрите, что  вы видите?  (стоят ледяные домики)

Дети: Ледяные домики

Воспитатель: В этих домиках живут пингвинчики. Каждый домик имеет свое название, может кто-то догадался как их зовут? (над домиками буквы С и Ш).

- Ребятки, вот в этой коробочке (показывает коробочку) лежат пингвины с изображением покупок, вам нужно распределить покупки в нужный домик.

(Например: Рома, кто у тебя? – шарик)

Воспитатель: В какой домик поселишь?

Дети: в домик со звуком Ш.

Воспитатель:   Произнеси слово протяжно, выделяя звук Ш .

Дети: шшшарик

Воспитатель: Где находиться этот звук?

Дети: Звук ш находиться в начале слова.

Воспитатель: А у тебя Оля кто или что? (Собака)

- В какой домик заселишь? (в домик со звуком С)

Воспитатель: Произнеси слово Собака, протяжно выделяя звук С (сссобака)

Воспитатель: Где находиться звук С? (звук с находиться в начале слова)

Работа продолжается и с остальными карточками.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, звуки С и Ш вернулись в свои домики. Ну и нам пора возвращаться обратно в садик. А чтобы нам было не скучно, мы отправимся с песенкой. (выполняем движение под музыку).

Воспитатель: Молодцы ребята вот мы в уже группе. Ой посмотрите, что это?  (в мешочке подарочки).  Это звуки С и Ш хотят вас поблагодарить, за то, что вы вернули их в свои домики.

6. Заключительная часть 

Воспитатель: Ребята скажите какие звуки мы сегодня искали?

- Как мы это делали? (выполняли упражнения)

- Для чего мы это делали? (чтобы красиво говорить, четко, чтобы нас понимали).

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....