Карточки на звуки старшая группа.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Полищук Марина Валерьевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_na_zvuki_starshaya_gruppa.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                  Звук «Ш».

  1. Ответить на вопросы:  Кто попадает в мышеловку?

        Кто поёт ку – ка – ре – ку?

        Кто мяукает мяу – мяу?

        Кто квакает в болоте ква – ква?

        Кто кукует в лесу ку – ку?

    2. Повтори слоги: ши – ши – ши, ше – ше – ше,

    3. Произнеси слова отражённо.

Шина               малыш          шея               орешек

Шиповник        уши               шейка            горшёк

Шило               шалаши        ошейник        плюшевый

Ширма             галоши         башенка        вермишель

Машина           горошина     шептать            решение.

    4. Проговаривание предложений:

        Миша моет шею и уши.  У машины новые шины.

        Машенька, дай башенку.  Тише, мыши, кот на крыше.

        У Шавки новый ошейник.  Наташа, надень галоши.

        Наташа сшила кукле шапку.

    5. Игра «Весёлые картинки». Положить в корзинку

                      картинки  со звуком «Ш».

        У меня в корзине весёлые картинки.

        Ты к корзине подойди, три картинки назови.

    6. Предложите ребёнку составить предложения

              с этими словами.

 

 

2.                                        Звук «Ш».

1.Повтори слоги: шка – шко – шку – шки,

        шка – шко – шку – шки.

    2. Произнеси слова отражённо:

        шкаф     подушка       ушко           кошки

        кошка     бабушка      окошко        мышки

        мошка    дедушка      школа         шишки

        пушка     ромашка     школьник    шашки

        шишка    картошка    пешком       камушки

        шашки    игрушка      шкурка        подушка.

    3. Проговаривание предложений:

   Мои книжки в шкафу.

   Мышка убегает от кошки.

   У Миши шишка на макушке.

   В шахматах не хватает пешки.

   Кошка катает катушку.

   У бабушки в шкатулке много катушек.

   Верушка любит ватрушки и лепёшки.

   Дедушка и бабушка хотят тишины.

   Миша уже школьник, он ходит в школу.

 4. Послушай потешку, выдели слова со звуком «Ш».

     Запомни и выразительно прочитай потешку.

            У Маши мошка в каше.

            Что делать нашей Маше?

            Выложила кашу в плошку

            И накормила кошку.

   

13.         Звук «Ш».

1. Повтори слоги: ши – ши – ши, ше – ше – ше,

        аш – ош – уш – иш – ыш – еш.

  1. Произнеси слова отражённо:

Наш       ваш        шалаш       карандаш    мышь

Душ       туш         тишь           финиш           малыш

Шьешь,  пьешь,    идёшь         ландыш       шалаш.

  1. Проговаривание предложений:

Маша ешь кашу.  У Алёши новая книжка.

Мышь шуршит бумагой.  Уж шипит.

Тот багаж ваш, а этот наш. Мышь портит рожь.

Малыш уронил карандаш.  Наш шалаш хорош.

Маша пойдёт в душ. Малыш нашёл ландыш.

  1. Отгадай загадки:

     Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт,

     Песенки поёт… .                                        /кошка/.

     Сижу верхом, не ведаю на ком… .          /шапка/.

     Набита пухом, лежит под ухом… .        /подушка/.

     Новая посудина, но вся в дырах… .     /дуршлаг/.

     Сидит на ложке, свесив ножки… .        / лапша/.

     Белые горошки на зелёной ножке… .  /ландыш/.

     Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива… .

                                                                    /лошадь/.  

         

   

15.         Звук «Ш».

  1. Повтори слоги:

     шта – што – шты – шту - ште

         шне – шня – шнё – шню;

         шва – швы – шво – шву – шве;

         шла – шлы – шло – шлу;

         шпа – шпи – шпо – шпу – шпе;

         шля – шли – шле – шло.

  1. Произнеси слова отражённо:

Штаны        штык       штопка    штука    штора

Подошва   швабра    швед       швея     швы

Шпагат      шпалы     шпулька  шнурок  душно

Шляпа       шлюпка   шланг      вишня    башня.

  1. Проговаривание предложений:

Швея шьёт на швейной машине.

У Миши шлем. У дома вишня.

Мишины штаны надо штопать.

На окне широкая штора.

Миша и Маша ушли в школу.

Маша нашла в мешке шпагат.

В вашей конюшне лошадь.

У мамы шляпа с широкими полями.

  1. Произнеси и выучи потешку.

Кошка на окошке штанишки шьёт,

Мышка в сапожках, избушку метёт.

   

  1. Звук «Ш».

  1. Игра «Где звук «Ш»?» - определить место звука

     в слове /начало, середина, конец/. (по картинкам).

2. Запомни и назови ряды слов:

Тишь         тишина        тише.

Душ           душно         душный.

Малыш     малыши      малышок.

Мышь       мышка         мыши.        Мышиная.

  1. Придумай предложения с любыми из этих слов.
  2. Проговаривание и пересказ рассказа

                      «Шалун Миша».

     Миша – шалун, Шалил с котёнком. Котёнок мяукал.

     Бабушка отняла котёнка у Миши. Миша ушёл в лес,

     увидел шишку и кинул шапку. В шишку Миша не

     попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет

     шапки. Так и пошёл Миша домой без шапки.

  1. Игра «Что изменилось?» /менять порядок

    выставленных перед ребёнком игрушки, ребёнок

    должен заметить изменения и рассказывает.

    ИГРУШКИ: мишка, матрёшка, кошка, машина,

                        чебурашка и др. /со звуком «Ш»/.

  1. Звук «Ш».

1. Ответь на вопросы одним словом.

Кто любит внуков?

Что мы надеваем зимой?

Кого боится мышка?

Кто спит в берлоге зимой?

Что нужно для игры в хоккей?

Чем мы слушаем?

  1. Ответь на эти же вопросы только полным предложением.
  2. Измени слова по образцу:

Один малыш – много малышей  

Один камыш – много камышей

Один голыш – много голышей

Один шалаш – много шалашей.

  1. Проговаривание рассказа «Ландыш».

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши, а их видимо – невидимо. А по некошеному лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речки, камыши. Ветер колышет камышевки, и они шуршат, нарушая тишину.

Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

  1. Проговаривание и заучивание потешки.

Шила шубку – сшила юбку!

Шила шапку – сшила тапку!

Хороша швея Наташка!  

18.         Звук «Ш».

1. Назови слова, в которых есть звук «Ш».

/шар, шахта, большой, ушиб, вершок, ширма,

мишень, ошейник, горошина, кошка, шлак… /.

2. Измени слова по образцу:

         крыша – крыши  ваша – ваши  груша – груши

           /и наоборот/.

3. Запомни и назови ряды слов:

    шалун – шалунишка – шаловливый – шалить.

    Шёл – пришёл – зашёл – вошёл – отошёл – пошёл.

    Шипеть – зашипел – шипучий – шипучка – расшипелся.

4. Назови слова похожие на слова:  шалить, шёл, шипеть.

5. Проговаривание предложений:  

    Детишки играют в «Кошки – мышки».

    Петушки с моей ладошки, клюют зёрнышки и крошки

    Вот книжка про мышку – норушку и лягушку – квакушку.

    Бегают детишки – Машки, Наташки да Мишки.

    Маша и Паша играют в шашки.

    Бабушка и Алёнушка пошли гулять.

    Хорошо шагать пешком по опушке.

    Маша отдохнула на опушке и пошла дальше.

    На опушке леса небольшой домишка.

    Как подойдёшь к опушке – уведешь небольшой шалаш.

    Я нашла букашку на большой ромашке.

    У Миши книжка под мышкой.

19.            Звук «Ш».

  1. Назови имена в которых есть звук «Ш».

/Шура, Даша, Лёша, Маша, Танюша, Катюша…/

  1. Измени слова по образцу: Ед. и мн. ч.

       Одна галоша – много галош.

             /мышь, кошка, шашка/.

3. Проговаривание предложений:

Тише, мыши, кот на крыше.

 Дали Маше манной каши.

Лёша и Наташа едят  пшенную кашу.

Шило в мешке не утаишь.

         В большой избе – избушка, в избушке

  • щебетушка.

         Кошка – шалунишка катает катушку.

         Алёша и дедушка пошли собирать шишки.

         Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

         Я по бережку шёл, белый камушек нашёл.

         Не найду я ушки у нашей лягушки.

         Вот лягушки по дорожке, скачут,

                           вытянувши ножки.

4. Послушай стихотворение К. И. Чуковского.

Жил на свете человек, скрюченные…/ножки/,

И гулял он целый век по скрюченной …/дорожке/.

    А за скрюченной рекой в скрюченном …/домишке/.

    Жили летом и зимой скрюченные …/мышки/.

    И была у них одна скрюченная …/кошка/.

    И мяукала она сидя у … /окошко/.

5. Игра «Доскажи словечко» /читать повторно/.

6. Выучить стихотворение наизусть.      

         

20.         Звук «Ш».

1.  В названиях, каких игрушек есть звук «Ш»?

      /матрёшка, машина, шарики, лошадка, мишка/.

2.  Измени слова по образцу:

     Один малыш – два малыша – много малышей.

     /голыш, камыш, шалаш, мышь, кошка, подушка/ и др.

3.  Проговаривание рассказа «Кошка и мышка».

           Ушли все из дома.

           Села кошка на окошко.

           Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку.

           Мышка не видит кошку.

           Пошла мышка на кухне, нашла крошки

           от пышки.

           Поела мышка крошки, потом мышка увидела

           кружку. Кружка накрыта крышкой.

           Толкнула мышка крышку, крышка упала.

           Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошко.

           Побежала мышка и кошка её не догнала.

4. Заучивание чистоговорки:

             Наши мыши ваших выше,

             Не шуршат по погребам.

             К вам не ходят наши  мыши,

             Не пускайте ваших к нам.

21.             Звук «Ш».

  1. В названий которых животных слышится звук «Ш». /кошка, мышка, лягушка, лошадка, мишка/.
  2. Подбери слова, близкие по звучанию:

Кошка – мошка – окошко -……

Пушка – мушка – сушка -……

Мышки – шишки – книжки -…….

  1. Прослушай рассказ «Мишутка».

Шел по лесу мишка и пришёл на полянку. Перешёл полянку и пошёл по дорожке. Шёл, шёл и домик нашёл. Мишка к домику подошёл, вокруг домика обошёл. Ничего не нашёл и в домик вошёл. В домике мишка мёд нашёл. Поел мёда. Из домика вышел и по дорожке в лес ушёл.

  1. Вставь пропущенные слова.

Мишка по лесу ….. . К домику … .

Вокруг домика … .  Ничего не … . В домик … . В домике мёд … . Из домика … . По дорожке … .

В лес … .

  1. Заучивание потешки.

           Вот лягушка на дорожке.

           У неё озябли ножки.

           Значит ей нужны тёплые штаны.

22.   Звук «Ш».

  1. Ответь на вопросы, одним словом:

         -  Как мышка шуршит бумагой? – ши – ши – ши.

-  Как уж шипит? –ш – ш – ш.

  • Как люди шепчутся? – шу – шу – шу.
  1. Ответь на эти же вопросы целым предложением.
  2. Прослушай рассказ «Послушный Мишка».

              Маша учит Мишку: «Миша, пиши». Миша  

             пишет. «Миша, кушай»! Миша кушает. «Миша,

                          помаши»! Миша машет.

  1. Ответь на вопросы: Что говорит Маша?

                                       Что делает Миша?

  1. Перескажи рассказ.
  2. Выучи и выразительно прочитай стихи:

            Лягушки.

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки,

В гости к бабушке своей.

            Ромашки.

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежде.

Такие весёлые эти ромашки –

Вот – вот заиграют, как дети, в пятнашки!

                                 /Е. Серова/.

  1.   Звук «Ш».

1. Отгадай загадки:

Пером и пухом нас набили,

Чтоб очень мягкими мы были. /подушки/.

Под полом скребусь,

А мышки боюсь. /мышка/.

Кошка лапкой меня катала,

Все нитки на мне размотала. /катушка/.

Я колючий, меня не возьмёшь,

И называюсь…. /ёж/.

Новая посуда, а вся в дырах. /решето/.

    2. Прослушай пословицу.

                Меньше говори, больше делай.

    3.  Закончи предложение:

              Говори……….., делай………….  .

     4. Выучи пословицу наизусть.

     5. Проговаривание и заучивание стихотворения.

               У нас в квартире.

На лестнице нашей детишек не счесть:

Есть Миша и Саша и Машенька есть.

Два Пети живут на втором этаже.

Там жил ещё третий, но вырос уже.

И в нашей квартире ребята растут.

Кровати четыре – их четверо тут.

Четыре пальтишка и восемь калош… .

Дружней ребятишек нигде не найдёшь!

                                 /З. Александрова/.

 

  1.    Звук «Ш».

1. Прослушай предложения, ответь на вопросы:

Маша пишет. Паша машет.

Кто пишет? Кто машет?

Что делает Маша? Что делает Паша?

Что делают Маша и Паша?

     2. Произнеси и перескажи текст.

                 Яша и Алёнушка. 

         Ушла мама в аптеку. Дома остались Алёнушка и

         Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Аленушки

         матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на

         подушке. Берёт Алёнушка Малышку, кормит её

         ложкой из чашки, поит из кружки. Потом надевает

         на Малышку рубашку и башмаки.

               А Яше надоели игрушки: катушку он отдал

         кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню,

         берёт ватрушку, немного даёт кошке. Съел Яша  

         ватрушку и глядит в окошко. Видит Яша, что идёт

        мама. Она вошла, посмотрела на детей, и

       довольно улыбнулась, потому что дети :

                   Алёнушка и Яша играются.

  1. Выучить наизусть стихотворение:

                    «Петушок».

     Петушок, Петушок! Золотой гребешок.

     Масляно головушка, шелкова бородушка!

     Что рано встаёшь, голосисто поёшь,

     Детям спать не даёшь?  

       

25.           Звук «Ш».

1. Прослушай предложения:

     Кошка боится мышки. Уж боится лягушки.

     Мошка боится лягушки. Миша боится кошки.

 2. Ответь на вопросы: Кто кого боится?

        Что неправильно?

 3. Проговаривание рассказа:  

          «Маша в лесу».

     Пошли бабушка и Маша в лес. На опушке кругом

     были ромашки и ландыши. Хотела Маша их рвать,

     но бабушка повела её дальше. Вошли они в лес.

     Где – то куковала кукушка. Бабушка собирала грибы

     в лукошко. Маша находила их меньше, ведь раньше

     она никогда не была в лесу. Кругом порхают

     бабочки, поют пташки. Вот юркнула в норушку

     мышка, вот промелькнул зайчишка – длинные у него

     ушки. Вот белка орешки шелушит. Хорошо в лесу.

     Вышла бабушка опять на опушку. Маша устала, ей

     неохота рвать ландыши и ромашки.

                   Обратный путь домой дольше.  

4. Выучи стихотворение наизусть.

                    «Бабушка».

    У бабушки нашей хватает забот:

    Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт.

    Читает нам книжки, поёт перед сном.

    Гулять ребятишек ведёт перед сном.

                                /З. Александрова/.  

26.           Звук «Ш».

  1. В названий какой посуды слышится звук «Ш»?

/чашка, кувшин, шумовка, дуршлаг, ложка…/.

    2. Закончи предложение, используя слова:  

/подошёл, обошёл, вышел, вошёл, отошёл/.

Алёша к дому….. . Вокруг дома….. .

 Из – за дома … .  В дом …. . Из дома …. .

От дома …. .

     3. Ответь на вопросы одним словом,

          потом полным   предложением.

         У кого кто? У мыши – мышонок – мышата.

                            У лягушки - ……      - ….

                            У кукушки - …….   - …….

         Кто кого позвал? Мышка –

                                     Лягушка –

                                     Кукушка –

         Кто с кем гулял? Мышка с … , Лягушка с … ,

                                     Кукушка с … .

  1. Проговаривание и пересказ рассказа

                  «На опушке».

     Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод.

    Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На  

    ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки

    камыш. Где – то квакают лягушки. Н дереве кукует

    кукушка. Села Алёнушка на бревнышко.

             Отдохнула и дальше пошла.

  1. Заучивание потешки.

         Кукушка кукушонку купила капюшон.

         Надел кукушонок капюшон.

         Как в капюшоне он смешон!

28.          Звук «Ш».

 

1. Прослушай рассказ: «Даша вышивает». 

    Даша вышивает бабушке подушку. На подушке

    будут вышиты кошка и мышка.

    У кошки уже готовы шея и ушки.

2. Ответь на вопросы:

    Что делает Даша?  Что будет

      вышито на подушке? Что уже вышито?  

3. Составь предложения по опорным словам.

     Маша подушка вышивать.  Маша машет Паше.

     Шумно Миша шалит. Мышата шуршат шесть.

     Миша махать дедушке. Наташа шуба вешать.

4. Отгадай и выучи загадки:

    Крякушка ловит квакушек. /утка – лягушек/.

    Заглянула к нам в окошко,

    Солнышко на тонкой ножке. /подсолнух/.

    Сидит на крыше, и дом дышит. /труба/.

    Бегут по дорожке две доски на ножки. /лыжи/.

    За домом у дорожки висит пол лепешки. /месяц/.

    Стоит Антошка на одной ножке. /гриб/.

    Два брюшка, четыре ушка. /подушка/.

    Пляшет крошка, а всегда одна ножка. /юла/.

    Белые горошки на зелёной ножке. /ландыш/.

    В большой избе – избушка,

    А в избушке щебетушка. /птица в клетке/.

    Чем больше у неё берёшь,

    Тем больше она становится. /яма/.       

27.             Звук «Ш».

1. Прослушай рассказ.

         «Больше заслужили».

  • Мишенька, кто мне поможет картошку чистить?
  • Маша и Наташа.
  • А кто папе письмо напишет?
  • Тоже Маша и Наташа.
  • А кто же будет есть кашу?
  • Маша и Наташа.
  • Ну хорошо! А пирожное?
  • Я, я, я! Дай мне пирожное!
  • Нет, Мишук, пожалуй, пирожное я тоже отдам Маше и Наташе.
  • А почему не мне?
  • Потому что…. .

Нет, лучше сам догадайся почему.

  1. Подробно ответь на вопросы:

    Почему Миша не получил пирожное?  

3. Заучивание стихотворения.

«Лишний».

         Окапывали вишни.

         Сергей сказал: - Я лишний.

         Пять деревьев, пять ребят.

         Я напрасно вышел в сад.

         А как поспели вишни,

         Бежит Серёжа в сад.

         Ну нет, теперь ты лишний, - ребята говорят.

29.              Звук «Ш».

  1. Проговаривание пословиц и поговорок.
  • Шило в мешке не утаишь.
  • Что написано пером – не отрежешь топором.
  • В одно ушко вошло – в другое вышло.
  • Не тот хорош, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

  • Ленивая кошка мышей не ловит.
  • Шубка зимой не шутка.
  • На ложку, кушай горошку.
  • Кому пироги да пышки,

    кому синяки да шишки.

  1. Произнеси и перескажи рассказ.

            «Клади на место».

     У Миши очень хорошие игрушки. Это башенка, пушка, мишка, лошадка, парашют и разные машины.

Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладёт на место в свой шкаф. Вот один раз посмотрел он в свой шкаф, а игрушек там нет как нет. Что делать Мише? Взял он папины шашки, но играть в них не умеет, да и не с кем. Начал он свои игрушки разыскивать. Целый час искал. Все обыскал и под столом, и под кроватью, под шкафом, около вешалки, даже в галоши заглянул. Игрушек нет нигде.  Совсем расстроился Миша, да тут его выручила бабушка. Она вынесла игрушки из кухни и говорит: «В последний раз прибрала я твои игрушки».          

30.             Звук «Ш».

  1. Послушай рассказ. «Кошки – мышки».

Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки – мышки. Миша – кошка, а Паша – мышка.

  • Мышка, беги от кошки, - командует Даша. Паша бежит от Миши. Вот – вот кошка поймает мышку!
  1. Перескажи рассказ по вопросам:

Кто играет в кошки – мышки?

Кто кошка, а кто мышка?

Что говорит Даша? Кто за кем бежит?

  1. Выучи стихотворение.

       «Про Машу и манную кашу».

     Приехала к бабушке Маша.

     Сварила ей бабушка кашу.

  • Садись, гостья незваная.

           Остынет каша манная.

           Каша сладкая – с песком

           Да с душистым молоком!

           Ну - ка ложку, Маша.

           Ешь скорее кашу!

           Села Маша поближе к окошку.

           Шепчет: - Дай – ка мне, бабушка, ложку!

           Ароматная каша, густая.

           Пять минут - и тарелка пустая.

                                           /И. Демьянов/.  

   

   

31.            Звук «Ш».

1. Произноси и перескажи рассказ: «Сколько?»

        «Сколько?»

      Папа принёс маме матрёшку и сказал:

  • Вот тебе три игрушки.
  • Почему три? – спросила мама. Тут одна матрёшка.
  • Давай считать, - сказал папа. – Одна?
  • Одна матрёшка.

Папа открыл матрёшку – там другая, поменьше.

  • Две матрёшки? – Две!

Папа открыл вторую, а там ещё одна, самая маленькая.

  • Три матрёшки? – Три! – Засмеялась Маша.
  • То – то , сказал папа.

2. Выучи стихотворение.

            «Про большого малыша». 

   Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом мышь.

   В этот час такая тишь!…  .

   Только слышно: спи малыш!

   У большого шалаша слон качает малыша,

   А мамаша, не спеша, шубу шьёт для малыша.

   На широком мхатом пне, шьёт и порет при луне.

   Будет шубка хороша у большого малыша!

   Я про шубку малышу, но сперва слона спрошу:

   Сколько меха закупили на шубейку малышу?

3. Вспомни, из какой сказки эти слова и чьи они.

     Петушок, Петушок! Золотой гребешок!

     Выгляни в окошко, дам тебе горошку!  

32.           Звук «Ш».

  1. Проговаривании и пересказывание рассказа:

                  «Рёвушка».

     Вышла Маша на крыльцо и ревёт. Подошёл к ней

      петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька,

      ревёшь? Давай лучше букашек и таракашек

       ловить.

  • Не надо мне букашек и таракашек, я буду

плакать. Подошёл к Машеньки телёнок и говорит:

  • Давай, Машенька, реветь со мной.
  • Давай, - сказала Машенька.

          Но тут подошла к ней Бурёнушка – Ревушка

          и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня

          передразниваешь?»

         Испугалась Машенька и перестала реветь.

  1. Отгадай и выучи загадки.

             С неба падают ледышки

             Прямо падают в ладошки.

             Есть ледышки меньше крошки

             Есть ледышки – больше шишки. /Град/.

      Кто стоит на крепкой ножке

      В бурых листьях у дорожки?

      Встала шапка из травы,

      Нет под шапкой головы. /Гриб/.  

                                   

33.          Звук «Ш».

  1. Проговаривание и пересказывание рассказа.

                « Домик – ракушка». 

    Шёл я по бережку, камешки искал. Увидел

    ракушку. В ней рак – отшельник шевелит

    клещами. Ракушку он превратил в домик. Раньше

   там была улитка. Поднял я ракушку. Рак втянул

   клещи. Решил я выгнать его. Положил ракушку

   подальше от воды, придавил ногой. Рак шевелит

   клещами: я мешаю ему двигаться. «Найдёшь

   другую ракушку» - подумал я.

      Решил рак уйти, отдать мне ракушку, пошагал в

   море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое, потому

   и спрятал его в раковине. Нахлынула волна.

   Мелькнул рак брюшком. Больше я его не видел.

   Шёл домой и думаю:

          «Где рак найдёт другую ракушку?»

  1. Заучивание стихотворения.

            «Пекарь».

    Я песок мешаю с глиной, как муку.

    На горячем камне к ужину пеку:

    Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки.

    Пряники для мишки, заиньке – коврижки.

                                       /Г. Ладонщиков/.    

34.              Звук «Ш».

1. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Перескажи.

а)        «Как Маша одевается?». 

    Маша, ты умеешь одеваться? – спросила    

                                                        воспитательница.

  • Умею.
  • Расскажи ребятам, как ты одеваешься!

     Я надеваю шубу, шапку, рубашку, штаны, варежки,

      шарфик. Ребята засмеялись, а воспитательница

       улыбнулась.

    - Почему она улыбнулась? Ребята засмеялись?

          Расскажи, как ты одеваешься.

 б)            «В школу».

     Маша и Миша идут в школу. У них сумки. В сумках

     книжки. А маленькую Наташу ведёт в школу

     бабушка. Вот и школа. Школа большая.

 в)              «В школе».

     Наша школа большая. Яша и Маша ходят в школу.

     Шубы и шапки вешают на вешалке. В школе шумно,

     - там ёлка. Ёлка большая. На верхушке ёлки звезда.

     Яша и Маша украшают ёлку. Яша вешает хлопушки,

      а Маша шишки. Им помогают малыши.

2. Выучи стихотворение.

            В школе детишки играли в «Кошки – мышки».

            Кошка – Наташа, а мышкой была Маша.

            Мышка убегала, а кошка догоняла.

                     У Наташки – кукла Маша,

                     Мишка плюшевый у Пашки.

                     У Танюши – кошка, у Саши – мурёнка

                     У Миши – лягушка, у Алёши – пушка.

                     Лошадка у Павлуши, машина у Илюши.    

35.            Звук «Ш».

1. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Перескажи.

    а)                  «Ладушки»,

       У меня братишка Миша. Миша – малыш, он играет

       с машинками. Маша играет с Мишей в ладушки.

      Как играет Маша и Миша?

   б)                   «Мишка»,

      Купили Наташке Мишку. Наташа любит мишку. Она

      надевает на мишку штанишки и шапку. Наташа и

      Миша идут гулять. Мишка в машине, а Наташка

      пешком.

   в)                  «Лягушка и кукушка».

     У лягушки лягушата, а у кукушки кукушата. Кукушка

      и лягушка ловили мошек. Кукушка несла мошку

      кукушатам, а лягушка лягушатам.

   г)                  «Петушок».

      У Маши был петушок. Петушок рано вставал и

      будил бабушку, дедушку и Машу. Маша кормила

      петушка, давала ему пшено и горошек. Она пела

      петушку песенку:

                    Петушок, Петушок! Золотой гребешок!

                    Выгляни в окошко, дам тебе горошку!  

2. Выучи стихотворения.

        У бабушки Даши внучка Маша,

        Кошка – Пушок, собака – Дружок.

                 Маше, каша надоела, Маша кашу не доела.

                 Маша, кашу доедай, маме не надоедай!

        На окошке крошку мошку

        Ловко ловит лапой кошка.

36.              Звук «Ш».

1. Проговаривании потешек, чистоговорок.

     Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.

     Купался Иванушка у белого камушка.

     Шла с базара кошка. У кошки лукошко.

    Луша у душа мыла шею и уши.

    Хороши в дорожку пирожки с горошком.

    В шалаше шесть шалунов.

    Шапкой Миша шишки сшиб.

    Петушок, петушок! Отдай Маше гребешок!

    Лёша и Клаша едят пшенную кашу.    

    Яшка в фуражке едет на черепашке.

    Маша дала Ромаше простокваши.

    Трошкина шавка укусила Пашку.

    Бьёт Пашка шапкой Трошкину шавку.

2. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы.

                    Перескажи.

    а)       «Маша и Мишка».

      Маша маленькая. Бабушка и дедушка купили

      Маше мишку. Мишка был плюшевый, большой.

      Маша не шалит, она играет с мишкой. Маша

                    катает мишку на машине.

    б)         «Кот – Пушок».

      У Наташи кот – Пушок. Пушок – шалун. Он много шалит, а мышей ловит плохо. Вот шорох. Это шуршит мышка. Пушок к мышке, мышка в норку.    

37.              Звук «Ш».

  1. Выучи стихотворения, прочитай их выразительно.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножко: Две матрёшки,

Пять матрёшек и одна матрёшка.

        Дуйте в дудки, бейте в ложки!

       В гости к нам пришли матрёшки,

       Ложки деревянные, матрёшки румяные.

На столе лежали пышки.

А в углу сидели мышки.

Если б не были здесь мышки,

Были б целы эти пышки.

         Мишка милый, мишка славный.

         Неуклюжий и забавный.

         Весь из плюша мишка сшит.

         Ватой пышною набит.

  1. Отгадай и выучи загадки.

              Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

              Попадут в ловушку и комар и мушка.

                                                   /лягушка/.

       Под порожком катаются два горошка.

                                              /лоб, глаза/.

              Под крышей 4 ножки,

              а на крыше – суп да ложки. /стол/.

      Сидит на ложке, свесив ножки. /лапша/.

              С горы – коняшками, в гору деревяшками.

                                                              /сани/.

       

2.            Звук «С». 

  1. Игра «Будь внимателен». /повтори точно/.

Са – со – су – сы       со – сы – са – су

Су – сы – са – со       сы – са – со – су.

  1. Игра «Повтори правильно». /слова с ударением на слоги/.   Образец: с – ад,  с – ам.

                    - са.

Сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса.

                       - со.

         Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол,

         сопка, сотня, босой, косой, кусок, лесок, носок,

         песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль,

         соль, рассол.

        - су.

         Сук, суд, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу,

         посуда, рисую, несут, плясун.

          - сы.

         Сын, сыт, сыч, сыр, сыпать, Усы, весы, носы,

         часы, волосы, косынка, посылка.

  1. Игра. «Один, два, три». /согласование числительного с сущ – ым.

1 сад – 2 сада – 5 садов. /оса, гусак, Соня, колесо, фасоль, сумка, сын, часы/.

  1. Придумай предложения со словами:

/усатый, колесо, суп, косынка/.

3.          Звук «С».

  1. Упражнение «Водичка льётся», «Накачаем

                                           колесо»

  1. Повтори за мной.

Са – са – са      са – со – су     са – со – сы – су.

Со – со – со      со – су – сэ     со – су – са – сы.

Су – су – су       су – сы – са    су – са – сы со.

Сы – сы – сы    сы – со – са    сы – су – со – са.

Сэ – сэ – сэ      сэ – сы – су    са – сы – со – су.      

  1. Игра «Добавь слог»: - СА, - СО, - СУ, - СЫ.

Образец: СА – м, СА – ло.

               - СА:

- молёт,  -ло,  -ни,  -хар,  -лют,  -лат, о-, ко -,

ля -, ро -, коле -, Лари -, кра -, .

        -СО:

         -н, -ня, -ра, -да, -кол, -тня, -р, -к, мя-,

          коле-, про-,.

                        -СУ:

         -к, -д, -п, -хо, -дно, -мка, -шка, -гроб, -ндук,

         -венир, ке-, па -,  ри – ю, пля – н.

        -СЫ:

         -н, -р, -нок, у-, бу-, ко-, воло-, поло-, рель-,

          ве-, но-, ча-.

  1. Упражнение «Найди место звука в слове».

/Саня, носок, колесо/.  /интонировать, потянуть/

4.                  Звук «С».

1.Упражнение «Водичка льётся», «Накачаем

                         колесо», «Насос».

2. Игра «Магазин». (На столе стоят игрушки,

    ребёнок «приходит» в магазин, выбирает

    игрушку, которую хочет купить, называя её,

    или изменяя слово так, чтобы в нём

    слышался звук «С»).

    Игрушки: лиса, собачка, слон, часы, самолёт,

                     столик, кастрюля, краски, бусы, сумка.

  1. Игра «Придумай предложения со словами»:

/собака, сом, слон, лес, лиса/.

  1. Раздели на слоги и выдели звук «С».

       /НОС,  НОСОС,  САМОЛЁТ/.

  1. Выучи наизусть.

                Самолёт построим сами,

                Понесёмся над лесами,

                Понесёмся над лесами,

                А потом вернёмся к маме.

5.        Звук «С».

  1. Упражнение «Найди звук». /на развитие фонематического слуха/:

С – З – Ч – С – Ш – С – Щ – Ц – С – З – С – Ч.

     2. Игра. «Повтори за мной и выучи наизусть». 

Са – са – са – вот летит оса.

Со – со – со – у Сони колесо.

Су – су – су – мы видели в лесу лису.

Сы – сы – сы – у сома усы.

       Ас – ас – ас – мы пили хлебный квас.

       Ос – ос – ос – очень много ос.

       Ус – ус – ус – у нас хороший вкус.

       Ыс – ыс – ыс – вот высокий мыс.

     3. Повтори правильно:

         Сады, садил, садовник, салат, салют, сапёр,

         сатин, касса, масса, самовар, самолёт,

         санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колесо.

                     Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый,

                     сувенир, рису, морсу, вынесу.

         Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы,

         русый, волосы, полосы, рельсы,

         выписывать, посылать.

     4. Игра. «Найди место звука в слове».

 /САД, САМОЛЁТ, ОСЫ, БУСЫ, РИС, МОРС/.

6.                Звук «С».

  1. Назови предметы и найди место звука в слове.

(сумка, носки, самовар, косынка, слон, колос).

  1. Игра. «1; 2; 5».

/сумка, стол, оса, слон, носок/.

  1. «Подумай, и ответь на вопросы».

Чем солят суп?           Суп солят солью.

Чем косят траву?        Траву косят косой.

Кто сторожит дом?     Дом сторожит собака.

Когда тает снег?         Снег тает весной.

На чём мы сидим?     Мы сидим на стуле.

Где стоит стакан?      Стакан стоит на столе.          

  1. Игра «Найдём звук».

Стол, коньки, лампа, стакан, сом, губы, нос, суп, молоко, мука, лес, мак, рак, носки, сапоги, ботинки, санки.

  1. Придумай предложения со словами:

/САНКИ, СОВА, СКАЗКА/.  

7.         Звук «С».

  1. «Назови картинки и придумай предложения».

/картинки со звуком «С» в разных позициях/.

/сани, леса, слон, косы, бусы, пылесос/.

  1. Игра «Какая? Какой? Какое?» /согласование прилагательного с сущ – ым в роде/.

Образец: Сом – какой? – большой и т.д.

Сова, сад, сало, оса, коса, лиса, гусак, сок, сом, сон, песок, колесо, солнце, судно, мясо, рис, сыр.

  1. Упражнение «Не ошибись». /Произнеси слова со стечением/:

    Свая, свалить, сварить, скатерть, присвоить,  

    небосвод, скала, скалка, скамейка, скоро,

    сковорода, сказка.

    Слабый, слово, слава, сладкий, слон, слух,

    случай, слушай.

    Смог, смотр, смола, смуглый, смыть, снаряд,

    сноп, снова, сны.

    Спать, спорт, спор, Спартак, проспать,  

    поспорить, спутник, спутать.

    Стая, сталь, ставни, ставить, станция, стакан,

    старик, пристань, достать.

    Сто, стол, столб, стойка, столько, постой,

    настойка.

    Стук, стул, ступа, ступенька, стынуть.

8.                Звук «С».

  1. Игра «Разведчики». /развитие фонематического слуха/.

СА – ша – за – са – ща – са – са ца – са.

  1. Назови предметы изображенные на картинках:

/со звуком «С» в разных позициях, со

стеченьями/.

  1. «Составь предложения из слов». /деформированная фраза/.

а) Стоит, сквере, в, скамейка.

б) Дворе, спит, во, собака.

в) Стоит, на, стакан, столе.

  1. Добавь слово в предложение:

     /с опорой на картинки/.

     На соломе сидит………/собака/.

     На суку сидит …………/сова/.

     Высоко летит …………/самолёт/.

     На столе горят…………/свечи/.

     Соня связала тёплые…/носки/.

     Быстро несутся с горы …/санки/.

     У Ларисы новые …………/бусы/.

     В лесу глубокая …………/нора/.

     Сладкий сок из …………../абрикос/.

     На грядке выросла ……../капуста/.

  1. Выучи поговорку:

Весна да осень,

На дню погод восемь.

/Объяснить содержание, смысл/.          

9.            Звук «С».

  1. Игра «У колонки».

                 Поработать мы хотим,

                 Мы к колонке побежим.

                 Воды в вёдрах принесём,

                 И цветочки польём.

                 Ведро Соня подставляй,

                 Слава весело качай.

                 Из колонки вода льётся,

                 Знай, качай и не зевай: ссссссссссссссссс.

   /тихо, громко, медленно, быстро, коротко, длинно/.

  1. Упражнение «Не ошибись, повтори правильно»:

                 В лесу роса.  На траве роса.

                 На полке посуда.  В лесу высокие сосны.

                 У Бориса русые волосы.

                 Собери сор совком. Стёпа упал из санок в

                 сугроб. Собака видит на суку сороку и

                 лает. Трава сохнет на солнце и пахнет.

                 В саду созрели сладкие абрикосы.

                 На улице сыро.

                 Лариса, клади в суп мясо и фасоль.

  1. Выучи наизусть. «Заяц».  /Е. Александровой/.

             Мчится заяц от лисы.

             Хвост дрожит, дрожат усы.

             Встали сосны на пути.

             От погони не уйти!

             Нет спасения в бору.

             Прыгнул к ёжику в нору.

     

10.              Звук «С».

  1. Игра «Хлопушка». /хлопни в ладоши на слова со звуком «С»/.

/нос, наши, уши, усы, сила, шила, кашка, каска, сутки, шутки, мишка, миска, крыса, крыша, краска, крошка и др/.

  1. Закончи слово:

Са – са – са – у меня ко…/са/.

Су – су – су –заплету ко…/су/.

Ас – ас – ас – вот стоит Тарас.

Ос – ос – ос – наш Тарас мат…/рос/.

  1. Повтори предложения:

На столе стоит стакан.

Соня стоит на мосту.

В лесу лиса с лисятами.

Под сосной стоит скамейка.

Под скамейкой спит собака.

Над кустом летают осы.

В саду стоит высокая сосна.

  1. Выучи наизусть.

        У Светы и Сани, в сетях сом с усами.

  1. Отгадай загадку, выдели первый звук в отгадке.

             Всю ночь летает,

             Мышей добывает.

             А станет светло,

             Спать ляжет в дупло.

              Кто это? ………./СОВА/.

11.             Звук «С».

  1. Звук «С».

1.Упражнение «Чем похожи?»

           Сало, сани, салат, сом, сон, усы, носы,

           Волосы, писатель, хвост, мост, тросс.

  1. Упражнение «Выполни и назови» /среди картинок выбрать те,  в названии которых есть звук «С»/
  2. Упражнение «О чём можно сказать «мой», «моя», «моё», «мои» ?».

Картинки: слон, сани, самовар, сарафан, колесо, костюм, костёр, стакан, лиса, свечи и т. д.

  1. Упражнение «Перечисли и назови одним

                                               словом»

Автобус, самолёт, такси, самокат – транспорт

Кастрюля, миска, сковорода, стакан – посуда. 

  1. Выучи потешку.

         Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

       Расти косонька до пят,

        Все волосёнки в ряд.

Расти коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся!

     Выделите из текста слова со звуком «С»,

     определить место звука в словах:

          Расти, коса, пояса, волосёнки, слушайся.

6.  Упражнение «Придумай новые слова»

        Коса – косичка – косонька – косица.

Многозначность: а) коса – косить,

        б) коса – у девочки.

  1. Звук «С».
  1. Игра «Самолёт».

              Самолёт построим сами

              Понесёмся над лесами,

              Понесёмся над лесами,

              А потом вернёмся к маме.

     А в полёт возьмём игрушки и картинки в

     названии, которых есть звук «С».

      /определить место звука в словах/.

  1. Повтори и выучи:

Сани, сани едут с горки сами.

Сани, сани, едут сами.

Через горы и леса

Едут сани – чудеса.

         На санках. 

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки скок, Соню в бок.

Соню – бух, в сугроб.        

  1. Игра «Один – много».

             Образец: Одна миска – много мисок.

          Лиса, лес, насос, пылесос, санки, сапоги,

          носок, нос и др.

  1. «Что нарисовано?» /картинки со стечением/.

       Стол, стул, стакан, ставни, скамейка, сковорода, кастрюля, сноп, спутник и др.

 

14.            Звук «С».

  1. Упражнение «Какое слово лишнее?» 

        /без звука «С»/.

     Сом, коса, каша.   Лиса,  волк, слон.

     Самолёт, ракета, куст.  Сорока, снегирь, сова.

  1. Упражнение «Будь внимательным» / запомни и повтори только те слова, в которых услышишь звук «С»/.  Пастух, петух, стук.

                    Коса, роса, кора.

                    Сок, нос, рак.      

  1. Упражнение «Большой – маленький»

            Образец: сало – сальце.

          Суп - …,         Солнце - …,   Сук - …,      Сын - …,

          Стакан - …,    Стул - …,       Миска - …,  Лиса - …,

          Коляска - …,  Носок - …,      Голос - …,  Колос - …,

          Нос - …,         Пылесос - …, Насос - ….

  1. Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

                         Сливы. 

     Мама купила Свете сливы. Сливы сладкие и

     сочные. Мама сварила в соковарке сливовый сок.

     Сок получился вкусный.

  • Что купила мама?  Какие они были?
  • Что сварила мама из слив?
  • Какой получился сок?
  • Как называется сок из слив?
  1. Звуковой анализ слова: «СОК».
  2. Выучи: Синий мундир,

                 Жёлтая подкладка,

                 А в середине – сладко. /СЛИВА/

     

15.             Звук «С».

  1. Игра «Разведчик» /выбрать те картинки, названия которых начинаются со звуком «С»/. /Предложены картинки со звуком «С» в разных позициях/.
  2. Упражнение «Птичья столовая»

Какая птица заблудилась? /в названии нет звука «С»/. Картинки: снегирь, сорока, свиристель, воробей.

  1. Выучи наизусть:

              Сонная сорока сидела на сосне.

              Снегири и сойки снились ей во сне.

              Скорей! – стонали сойки.

              Спеши! – снегирь свистел.

              Сорока съела сойку.

              И сон её слетел.

  1. Звуковой анализ слова «СОН».   
  2. Отгадай загадки:

            Непоседа пёстрая,

            Птица длиннохвостая,

         Птица говорливая,

               Самая болтливая…/СОРОКА/.

           Зимой на ветках яблоки!

           Скорей их собери!

           И вдруг – вспорхнули яблоки.

           Ведь это… /СНЕГИРИ/. 

                  Угадайте, что за птица,

                  Света яркого боится,

                  Клюв крючком, глаза пятачком.

                  Ушастая голова,

                  Это /СОВА/.   

16.        Звук «С».

  1. Упражнение «Найди звук, который потерялся»

Но…с             поко…с             сило…с

         Воло…с         пё…с                 анана…с

         Тара…с         кро…сс              кла…сс

         Ста…с           матро…с           Мар…с

         Сеноко…с     вопро…с           мор…с

         Альбатро…с                           Барбо…с.  

  1. Упражнение «Вспомни и назови имена детей»,

      в названии которых, есть звук «С».

               Саня, Соня, Света, Стас, Тарас, Слава,

               Оксана, Костя….

  1. Отгадай загадки, подбери картинки – отгадки.

а) Четыре братца под одной крышей

     живут…/СТОЛ/.

б) Без туловища, а с ногами,

    Без головы, а со спиной…/СТУЛ/. 

         /У ребёнка картинки «мебели»/.

  1. Чтение, беседа по рассказу:

        Помощница. 

         Мама мыла посуду, Соня поставила посуду на

         стол. Она поставила стакан, кастрюлю, сковороду.

  • Что делала мама?
  • Что делала Саня?
  • Какую посуду поставила Саня на стол?
  1. Перескажи рассказ.
  2. Выучи пословицу:

            Не сиди сложа руки –

            Так не будет скуки.

17.            Звук «С».

  1. Упражнение «Короткие слова».

     /Вспомни и назови слова со звуком «С»/.

     Сын, сом, сам, сук, сад, сыр, сон, нос, сок,

      лес, пёс, рис, мыс.

  1. Повтори и выучи чистоговорки:

            Ас – ас – ас – мы с тобою пили квас.

            Ус – ус – ус – ели вкусный мы арбуз.

            Ыс – ыс – ыс – вдалеке мы видим мыс.

            Ос – ос – ос – на улице мороз.

  1. Чтение, беседа и пересказ рассказа.

                  Столовая. 

     Сонина мама работает в столовой. Она

     подметает пол, расставляет стулья к столам.

     Соня помогает маме. Мама моет посуду, а

     Соня расставляет стаканы на подносы.

     Потом они стелют скатерти на столы и

      ставят свежие цветы.  

  1. Выучи пословицу:

             «Скучен день до вечера,

         Если делать нечего».

  1. Отгадай загадку:

          Без рук, без ног,

          А всех кладёт в постель… /СОН/.

  1. Звуковой анализ слова: «СОН».

18.        Звук «С».

  1. Упражнение «Будь внимателен»

      /подними кружок на слово со звуком «С»/.

      Полюс, плюс, плюшка, весна, паста, мошка,

      масло, тепло, ствол, слон, лом, миска, киска,

      кошка, ласка, маска, кашка, лето, лист.

  1. Отгадай загадки, определи место звука в отгадках.

                Хвост крючком, нос пяточком…/СИНЬЯ/.

                        Стелют на кровать меня,

                        Называюсь…/ПРОСТЫНЯ/.

                Весной веселит, летом холодит,

                Осенью питает, зимой согревает…/ЛЕС/.

  1. Послушай, ответь на вопросы, перескажи:

                        Сад. 

         Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду растут

         ели и сосны. Около ели стоят скамейки. У скамеек

         астры, ирисы и настурции. Саша и Соня гуляют в

         саду. Они сами поливают цветы.

  1. Игра «Цветочное лото» /Сложить разрезную

               картинку, назвать цветы со звуком «С»/.

19.           Звук «С».

  1. Упражнение «Длинные слова». 

      /трёхсложные/, деление на слоги.

     Ка – пус – та    сту – пень – ки     са – мо – лёт

     Ко – су – ля     ста – ди – он        по – сыл – ка

     Ко – сын – ка   са – мо – кат       со – ро – ка

     Со – ба – ка     сме – та – на      пы – ле – сос

  1. Упражнение «Подбери слова, измени

                                                слово».

Лес – лесок – лесочек – лесовик -

 лесовичок – леса.

 Песок – песочек – песочница – песочный.

Пояс – поясок – поясочек – поясной.

  1. Упражнение «Составь предложения»,

        / со словами/: Лес. Песок. Пояс.

  1. Выучить потешку.

           В лесу темно,

           Все спят давно.

           Одна сова не спит,

           На суку сидит.

  1. Упражнение «В лесу».

Подбери картинки животных и птиц, в названии которых есть звук «С».

Картинки домашних и диких животных и птиц.  

20.        Звук «С».

  1. Упражнение «Промеряем слова» /двусложные/.

Са – хар        са – пог         са – ни

Со – да          со – кол         Со- ня

Ос – лик         вес – на        ре – дис

Ко – са           ро – са          ар – буз

Мя – со          мо – роз        ли – са.

  1. Отгадай загадку, определи место звука «С»

      в слове – отгадке.  

      «Сам не бежит, а стоять не велит».../МОРОЗ/. 

  1. Составить предложение со словом «мороз».
  2. Упражнение «Придумай новые слова».

Мороз – морозец – морозно – морозный –

Морозко – морозище.

  1. Запомни текст и перескажи его.

                     Зима. 

     Наступила зима. В саду много снега. Соня и Саня

     идут в сад. У Сони санки. Соня возит Саню.

     За санками бежит собака. Собаку зовут Барбос.

  1. Выучи: Соня погляди в окно.

                 Сколько снегу намело!

                 И в лесу, и в саду,

                 Сосны, ели – всё в снегу.

21            Звук «С».

  1. Игра «хлопушка» /фонематический слух/.

Хлопни, если услышишь слова со звуком «С».

     Сы, ша, су, шу, за, са, ус, жи, ас, ап, зы, со, жи.

  1. Повтори за мной предложения:

Суп несут в супнице. Ёлку несут из леса.

Высоко на суку сова. Саня рисует самолёт.

На сосне сухие сучья. В сумке свежий судак.

В субботу Соне купят посуду.

Сосулька упала в сугроб.

В песочнице сухой песок.

  1. Послушай, ответь на вопросы, ответь.

                    В лесу.

         Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними

         была собака. В лесу сыро, мало солнца.

         Собака увидела на суку сороку. Сорока

         увидела собаку и улетела. Под сосной Саня

         увидел ежа. Саня не успел его поймать. Слава

         встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел

         самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо ребят

         лиса убежала в нору. Потом Саня и Слава

         повернули к дому. На опушке леса в стогах

         сохла трава. Ребята отдохнули у стога.

         Скоро они были дома.  

       

22.        Звук «С».

  1. Упражнение «Построим пирамидку».

Картинки: сом, соня, весы, собака, самолёт, самокат.

  1. Упражнение «У меня, у нас, у них нет».

Образец: У меня сок.

                 У нас соки.

                 У них нет сока.

Слова: соты, сода, соль, снег, снежинка, колесо, свисток, пояс, тесто, свитер.

  1. Игра «Четвёртый лишний»./на слух определить

     лишнее слово, не входящее в обобщающее

      понятие/.

  • Кастрюля, суп, сухарь, сушка.
  • Соль, сахар, масло, стул.
  • Астра, нарцисс, традесканция, сосна.
  1. Прослушай, ответь на вопросы, перескажи.

                Собака Снежок. 

     В саду росла сосна. Под сосной стояла скамейка.

     На скамейке сидела Соня. У Сони есть собака.

     – Собаку зовут Снежок. Соня очень любит свою

     собаку. Соня даёт собаке кусок сахара.

  1. Выучить наизусть:

Укусила пса в самый нос оса,

Захотелось псу съесть осу.

Но оса спаслась, унеслась!

  1. Отгадай загадку:

        Не моторы, а шумят,

        Не пилоты, а летят,

    Не змея, а жалит… /ОСА/.

23.        Звук «С».

  1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки:

Маленький вертолёт, летит назад и вперёд.

Большие глаза. Кто это?… /СТРЕКОЗА/.

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет. /САМОЛЁТ/.

  1. Выделить первые звуки в словах – отгадках.
  2. Игра «Выше всех». Детям предлагаются картинки  /ракета, вертолёт, птица, самолёт, насекомое/.

ЦЕЛЬ: разложить по порядку: летает низко над землёй, выше, ещё выше и т. д.

Построение предложений по образцу:

Самолёт летает выше вертолёта, но ниже ракеты.

  1. Игра «Узнай и назови»

     /с использованием картинок на звук «С».

  1. Упражнение «Определи место звука «С» 

     в словах. /картинки из упр – ия №4/.

  1. Выучи пословицы:

           «Скоро сказка сказывается,

           Да не скоро дело делается».

         «От спеху, чуть не наделала смеху».

    7. Работа над смыслом.            

   

24.        Звук «С».

  1. Упражнение «Отложи кружок» /когда услышишь слова со звуком «С».

СЛОВА: пастух, сторож, повар, столяр, продавец, воспитатель, врач, логопед, сторож, учитель, почтальон, столевар.

  • Как назвать одним словом? – ПРОФЕССИИ.
  • Кем работают родители?
  1. Упражнение: «Подбери нужную картинку,

                             повтори предложение за мной».

  • В лесу растут высокие, старые…сосны.
  • Весной тает снег, плачут…сосульки.
  • Весной светит яркое, лучистое…солнце.
  • Дедушка Степан смастерил Соне…санки.
  1. Упражнение «Живое – неживое».

«Если назову слово, обозначающее живой

             предмет – хлопни в ладоши».

Лиса, стакан, косуля, мост, песок, сойка, куст, сарафан, стол, соболь, костёр, подснежник, соль, снегирь, сандале.

  1. Придумай предложения со словами:

Станция. Пассажиры. Скамейка. Мост.

  1. Объясни слова:

               Гости, гостинцы, гостиница.

               Слава, славный, славиться.

 

25.            Звук «С».

  1. Назови картину, определи место звука в слове.

/Картинки, в названии которой есть звук «С»/.

  1. «Перевёртыши»:

Собака летает, а сорока лает.

Сахар солёный, а соль сладкая.

Самолёт едет, а автобус летает.

У слона – совята, у совы – слонята.

Сосна с листочками, а слива с иголками.

  1. Чтение, беседа, пересказ текста:

                   «Пастух».

     Борис был пастухом. Он пас телят. У

     пастбища лес. Это опасно. Того и гляди

     выскочит волк. У Бориса есть собака Барбос.

     Он помогал Борису. Барбос часто убегал в

    кусты, а Борис не пускал его. Не пускал близко

    к кустам и телят. «Надо поить телят и самому

    поесть» - думает Борис. Еда в сумке у сосны.

    Там и водоём с водой. Борис гонит телят,

    Барбос помогает. Подогнал Борис телят к

    водоёму, лёг под сосной. Потом достал

    редиску, хлеб, колбасу, мясо.

    Кость отдал Барбосу. Борис грызёт кость.

    После Борис отдохнул немного, и опять стал

    пасти телят.

  1. Объясни пословицу:

Поскорей подрастай,

Да к работе поспевай.

26.        Звук «С».

  1. Упражнение «Разведчик» - найди слог со звуком «С»,

             «Хлопни в ладоши».

     Са – ша – на – су – ра – сы – ла –со – цы – са – жи.

  1. Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

                            В саду. 

     Соня была в саду. В саду стоит стул со скамейкой.

     Соня села на скамейку. Она стала рисовать.

     Нарисовала сад, над садом самолёт. В небе –

      солнце. Рисунок был неплох.

  1. Упражнение «Ласковые слова»

        Пояс –   поясок –  поясочек

        Колос – колосок – колосочек

        След –  следок –   следочек

        Лист –   листок –   листочек

        Голос – голосок –  голосочек.

  1. Упражнение «Назови одним словом».

а) Перечислить: соль, сахар, масло, мясо –

      это продукты.

    Лиса, соболь, слон, носорог – это животные.

б) Повтори все сам.

  1. Упражнение: «Какой?» «Какая?»  «Какое?»

            Сахар – сладкий

            Соль – солёная

            Масло – сливочное, растительное.

  1. Выучи пословицу:

               Раз солгал – навсегда лгуном остался.

 

27.       Звук «С».

  1. Запомни и объясни пословицу:
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Москва всем городам мать.
  • Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  1. Выучи наизусть:

Россия…Как из песни слово –

        берёзок юная листва.

Гуденье цеха заводского,

И славный город наш – Москва.

           Своих друзей могу понять я,

           Всех, кто отсюда вдалеке,

           Ведь разговор народы – братья

         Ведут на русском языке.

  1. Упражнение «Кто где живёт?»

         В России – русские.

         В Белоруссии – Белорусы.

         В Эстонии – Эстонцы.

         В Сургуте – Сургутяне.

         В Москве – Москвичи.

         В Свердловске – Свердловчане.

         В Краснодаре – Краснодарцы.

  1. Упражнение «Четвёртый лишний»:

        Россия, Белоруссия, Эстония, Москва.

        Москва, Сургут, Свердловск, Эстония.

 

28.        Звук «С».

1. Подними флажок, если услышишь слова со звуком «С».

       Фестиваль, сорочка, мастер, пузырь, горошки,

             красный, шмель, Степан, мороз.

2. «Поэты» - подбери рифму к словам:

        Сосна /весна/.          Коса /роса/.

        Песок /носок/.           Мосток /росток/.

        Насос /пылесос/.      Маски /глазки/.

  1. Заучивание потешки И. Демьянова

                   «Где сметана?».

                    Раз у нашего Степана

                    Караулил кот сметану.

                    А когда настал обед,

                    Кот сидит – сметаны нет,

                    Помогите – ка Степану,

                    Поищите с ним сметану!

4. Игра «Что изменилось?»

      /с картинками или игрушками на звук «С»/.

5. Составление предложений об игрушках:

       /Самолёт, часы, слон, кастрюля, лиса/.

29.        Звук «С».

  1. Чтение прибаутки, выделение из текста слов со звуком «С».

         До обеда проспали, встали да обедать стали.

         Наелись, покланялись, да спать повалились,

         Кто ленив, тот и сонлив.

  1. Работа над символом пословицы:
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • На работу он сзади последних,

    а на еду – впереди первых.

  • Ранняя птичка носок очищает,

     а поздняя глазки открывает.

 3.Чтение «Чем пахнут ремёсла?»Джанни Родари.

     У каждого дела           Куртка шофёра.

     Запах особый:            Пахнет бензином.

     В булочной пахнет     Блуза рабочего –

     Тестом и сдобой.       Маслом машинным.

Мимо столярной        Пахнет кондитер

Идёшь мастерской -  Орехом мускатным.

Стружкою пахнет       Доктор в халате –

И свежей доской.      Лекарством приятном.

   Пахнет маляр скипидаром  Рыхлой землёю,

   И краской.                             Полем и лугом

   Пахнет стекольщик              Пахнет крестьянин

   Оконной замазкой.               Идущий за плугом.

              Рыбой и морем пахнет рыбак.

              Только бездельник не пахнет никак.

              Сколько не душится лодырь богатый, -

              Очень неважно он пахнет, ребята!

30.        Звук «С».

  1. Назови картину, определи место звука в слове.

          /Картинки, в названии которой есть звук «С»/.

  1. Придумай предложения с этими словами.
  2. Заучивание считалки:

              Съел комар ведро овса,

              Ехал воз без колеса.

              В полдень выпала роса,

              Вот такие чудеса!

              А не веришь чудесам –

              Сочини считалку сам!

4. Составление сказки по серии картинок.

        «Лиса и журавль», «Курица с цыплятами».

     5. Работа над смыслом пословиц о дружбе:

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.

31.        Звук «С».

  1. Речевое лото «Туалетные принадлежности».

Назови только те предметы, в название которых есть звук «С».

/Расчёска, зубная паста, мыло, полотенце, зеркало, щётка, мочалка/.

  1. Заучивание стихотворения «Сам».

                 Сам я встал сегодня рано.

                 Чистить зубы сам пошёл.

                 Сам умылся из – под крана

                 И расчёску сам нашёл.

        Перед зеркалом стою –

        Сам себя не узнаю.

        Посмотрите на меня:

        Неужели это я?…

                 Нет, такому молодцу

                 Быть неряхой не к лицу!

                                              /В. Степанов/.  

  1. Отгадывание загадок о туалетных

       принадлежностях.

    4. Работа над смыслом пословиц об опрятности:

  • Не умывши лица, за столом не садятся.
  • Чистота – залог здоровья.
  • Мыло серо, да моет бело.

32.        Звук «С».

  1. Посмотри на картинки /сюжетные/, назови предметы,

     в названии, которых есть звук «С». /Можно

       использовать иллюстрации к книгам/.

  1. Добавь нужное слово:

Иго – го! – поёт лошадка,

Спи, мышонок…СЛАДКО, СЛАДКО.

       Десять дней Айболит

       Не ест, не пьёт и не … СПИТ.

 И сказала кочерга:

 Я Федоре не … СЛУГА.

       Динь – Дон! Динь – Дон!

       В переулке ходит …СЛОН.

  Для птенцов и для зверят

  Тоже нужен детский… САД.

      И рыщут по дорогам слоны и носороги.

      Вдруг видят: Стоят у колёс

      Огромный взъерошенный…ПЁС.

  1. Выучи наизусть:  «ПЁС».

           Молодого злого пса

           В нос ужалила оса.

           Не скули – сказал я псу, -

           Прогони скорей осу.

                               /А. Максаков/.

  1. Чтение и пересказа:

                      «В саду».  

     Соня была в саду. В саду стоит стул со скамейкой.

     Соня села на скамейку. Она стала рисовать.

     Нарисовала сад, над садом самолёт. В небе –

      солнце. Рисунок был неплох.

                                                             /А. Максаков/.

33.        Звук «С».

  1. Упражнение «Перечисли времена года». 
  • /В названий которых из времён года есть звук «С»?… ВЕСНА.
  • Что происходит в природе весной?
  • /Тает снег, ярче светит солнце, распускаются листочки, просыпаются звери, насекомые/.
  1. Рассматривание «Весенних картинок», составление предложений.
  2. Игра «Четвёртый лишний» /с использованием

    картинок «Времена года» - /исключение

    картинок зимних, летних, осенних/.

  1. Заучивание календарной песенки:

                     «Призыв весны».

              Весна, весна красная!

              Приди весна с радостью, радостью,

              С великою милостью: со льном высоким,

              С корнем глубоким, с хлебом обильным!

     Объяснить, что в старину после долгих зимних

     холодов люди зазывали весну песнями,

      просили хорошего урожая.

  1. Работа над смыслом пословицы:
  • Весна красна цветами, а лето снопами.
  • Ласточка день начинает, а соловей кончает.
  • Весна днём красна.
  • Апрель с водой – май с травой.

34.        Звук «С».

  1. Назови животные, в названии которых

      есть звук «С». /Книга В. Чаплина

         «Как лиса в лесу живёт».

     Лиса, барсук, косуля.

  1.  Чтение отрывка из рассказа:

         «Как лиса в лесу живёт».

     В лесу жила лиса. В самом глухом месте, под

     деревом, выбрала она себе удобное местечко и

     стала рыть нору. Это была трудная работа. Надо

     прорыть глубокие ходы, сделать удобное логово

     для лисят, а на случай опасности – запасные

     выходы. Лисе помогал лис. Нора готова, и скоро в

     ней запищали лисята. Малыши были совсем не

     похожи на взрослую лису. Лиса рыжая, хвост

     длинный, пушистый, а у детёнышей шёрстка

     серая, хвостик коротенький. Были они маленькие,

     беспомощные:

     Глазки ещё не видят, ушки не слышат. Малыши

     сосали свою мать, а если она уходила,

      собирались в кучку и спали.

             Ответь на вопросы:

  • Где жила лиса? Где лиса рыла нору?
  • Кто помогал лисе в этой трудной работе?
  • Какая была лиса? А какие лисята?
  • Как вели себя лисята с матерью – лисой?
  • Что делали лисята, если лиса уходила?
  1. Выучить скороговорку:

Лис в лесу спрятался, /лес, лиса, схватил/.

       4. «Назови лишнего жильца в домике»./без звука «С»/.      

35.        Звук «С».

  1. Упражнение «Будь внимательный, смотри, и всё верно повтори».
  • У маленького Сани сломались сани.

     Теперь у Сани новые сани.

  • Спой мне песенку – смешинку,

Подарю тебе снежинку.

  • Стройная сосна стоит в лесу.
  • Соня под сосной поймала стрекозу.
  1. «Какой лес?»

      /образование прилагательных от сущ –ых/.

    а) Если в лесу растут:

        Сосны – сосновый       Берёзы – берёзовый

        Ель – еловый               Дуб – дубовый

        Кедр – кедровый         Клён – кленовый.

    б) Обобщающие понятия: хвойный лес,

        лиственный лес, смешанный лес.

  • в) Если в лесу растут берёзы, ели, сосны, то

        какой это лес? – /СМЕШАННЫЙ/.

  •    Если в лесу растут дубы, клёны, берёзы? –

        /ЛИСТВЕННЫЙ/.

  • Если в лесу растут ели, сосны, кедры? - /ХВОЙНЫЙ/.
  1. Заучивание стихотворения:«ЛЕС».

     Он самый настоящий

     Густой и старый лес.

     В его зелёной чаще, полным полно чудес.

     Живут там без опаски, в избушках без дверей

     Таинственные сказки, про птиц и про зверей.

  1. Игра – лото «В лесу» 

      /Назвать живой и растительный 

Мир леса с использованием картинок.  Выделить слова, в которых есть звук «С».

36.        Звук «С».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки прогулки для старшей группы.

Здесь представлен план прогулки в старшей группе....

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...

Карточки прогулок для старшей группы

Материал взят из методического пособия Кравченко И. В., Долговой Т. Л. "Прогулки в детском саду". Оформлено в виде карточек с сентября по май, отдельно для каждого времени года. Расписаны ход исследов...

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков. Старшая группа.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согл...

Конспект занятия «Путешествие в страну музыкальных звуков» старшая группа

Цель:- формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте.-развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.- воспитывать любовь к муз...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук», старшая группа

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы, решающее следующие задачи: Коррекционно – образовательные:Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с термином «...