Конспект НОД по социокультурным истокам. ТЕМА: «В мире шуток - прибауток» 2020г
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Абсалямова Родалина Родиковна

Конспект НОД по социокультурным истокам.

ТЕМА: «В мире шуток - прибауток»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

ТЕМА: «В мире шуток - прибауток»

Цель: Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, шутки-прибаутки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, потешки.

- учить читать потешки наизусть выразительно, использовать знакомые потешки в народной игре.

- обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица, потешка.

- формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.

Развивающие:

- развивать речь детей, память, способность к размышлениям.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству, родному языку.

- воспитывать умение сопереживать, сочувствовать и стремление помогать, умение слушать указания взрослого.

Материалы и оборудование: маршрутная карта, письмо, сундучок ,                           4 звёздочки, снежинки с пословицами, шапочка – маска лисы, зайца, ёжа, медведя, картинки - схемы с чистоговорками, с потешками, игрушки  животных, колпак, презентация.

Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, потешек, чтение сказок; рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам. Создание в группе условий для совместной игровой деятельности воспитателя с детьми.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Солнышко встало , утро настало, Эй братец Федя, разбуди соседа Вставай указка, вставай серёдка, вставай сиротка и ты Митрошка, привет ладошка. Солнышко встало, утро настало.Мы проснулись! Потянулись и друг другу улыбнулись!

Ой ребята, слышите кто-то к нам стучится.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).

- Но этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать, волшебные слова. Послушайте, какие: (открываю презентацию на экране – 1 слайд)

«Фу-ты, ну - ты, лапти гнуты…

Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок!»

- Давайте вместе с вами скажем эти слова.

Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает).

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам волшебник.

Я очень грущу, потому что мой колпак стал не волшебным.

Чтобы он снова стал волшебным, необходимо найти 4 звезды.

Помогите мне, пожалуйста.

А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Желаю вам удачи!

Воспитатель: Интересное послание. Наш путь не лёгкий и не близкий.

(Воспитатель смотрит на карту).(2 – слайд)

Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашей  группы!

( Прямоугольники – столы, стрелки – Куда указывает 1 стрелочка?  (к телевизору)

Это перекрёсток скороговорок и чистоговорок(3 – слайд)                                                 Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем…                                      Дети, а вы знаете для чего люди произносят скороговорки?....              Давным – давно , много лет тому назад в Древней Руси, жили да поживали люди, для того , чтобы правильно говорить, чётко произносить все звуки, ради смеха и забавы, стали быстро проговаривать предложения и фразы А какие вы знаете скороговорки? Посмотрите, на рисунке спрятались скороговорки. Проговорите их.

•От топота копыт – пыль по полю летит.

• У Ёлки иголки колки.

• За – за, прилетела оса.

•Зоиного зайку – зовут Незнайка.

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.-Получили первую звезду, а теперь идём дальше.

Воспитатель: Мы пришли в «Перекрёсток загадок»(4 – слайд)

Смотрите и слушайте  ,надо отгадать загадки про животных, и расселить их: диких – в лес, а домашних – к домику, на полянку. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше.

1.Грива на шее волной,
Сзади хвост трубой,
Меж ушей челка,
На ногах щетка.
Дети: Лошадка.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это лошадка? Объясните, пожалуйста. (дети объясняют)
2. Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет (волк)


3. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (Лиса)


4. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый.
А крючок вертлявый. (свинья)

5. Что за зверь лесной:
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)

6. Глазищи, усищи, хвостище, когтище, А моется всех чище. (кошка)

Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы!-Получили вторую звезду. - Ребята, устали? Отдохнем?

Давайте мы поиграем в р. н. игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра (идем по кругу)

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки) Молодцы!

Воспитатель: Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

« Улица потешек, шуток – прибауток»

Присаживайтесь на скамеечку, сели все красиво, спинка как тростинка. Ребятки, какие потешки вы знаете?

Инсценировка потешек «Тень –тень – потетень», «Куда Федя едешь»…Расшифруйте послания  Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием!                                             Пришло время поиграть.

Игра «Добавлялки»

Ок-ок - ок – стоит в поле (теремок)

Ок - ок – ок - покатился (колобок)

Са – са – са – зайчишку выгнала (лиса)

Ок – ок – ок – помог зайцу (петушок)

Ост – ост – ост – отморозил волк свой (хвост)

Ол – ол – ол – упал в колодец (козёл)

Апоть – апоть – апоть – упал в реку (лапоть) -Получили третью звезду

На карте стрелочка указывает на ёлочку,  а вот указатель «Улица пословиц».

(возле ёлочки разбросаны снежинки)

Воспитатель: Как много снежинок!

Соберём их?

Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

Пословица недаром молвится.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

-Сделал дело – гуляй смело.

-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

-Доброе слово лечит, а худое калечит.

-За добро – добром и платят.

-Семеро одного не ждут.

-Друга ищи, а нашел, береги.

-Землю солнце красит, а человека труд.

-Семь раз примерь, а один раз отрежь.

-Терпение и труд всё перетрут.

Пословицы вы знаете. Молодцы!-Получили четвёртую ю звезду

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и собрали все звезды, посмотрите, стрелочка показывает на сундучок, идем.

Ребята, вы помогли волшебнику сделать колпак волшебным, а он вас решил отблагодарить.

Кончилось веселье –Пришло время угощенья!Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!(Воспитатель и дети благодарят волшебника и прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои конспекты (НОД по развитию речи в средней группе "В мире шуток - прибауток")

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» п. ЯС...

Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»

Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая)        Задачи:1.     Познакомить с программой «И...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» тема:"Дом доброты"

Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжела...

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки". Тема "Дороги добра"

Цель: развитие умения детей высказывать свои суждения о своей семье, характеризовать понятие «домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Тема: «Светлый Образ»

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

НОД по развитию речи ТЕМА: «В мире шуток - прибауток»

Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы....

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...