Конспект НОД по развитию речи "Расскажем Умке о Весне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

поздеева евгения владимировна

 Систематизировать знания детей о весне и её признаках;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_vesna_prishla.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла»

Составила: Поздеева Е.В.

2020 г.

Цель: Составление описательного рассказа о весне.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

- систематизировать знания детей о весне и её признаках;

Речевое развитие: 

-  расширить и активизировать словарь по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать;

- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений);

- развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне;

- закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;

 - подбирать слова с противоположным значением;

- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие весну, солнце, почки.

Социально-коммуникативное развитие:

 - воспитывать бережное отношение к природе;

- формирование навыков сотрудничества;

Физическое развитие: - удовлетворять потребность детей в двигательной активности (физминутка).

 Материал к занятию: Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для составления рассказа по теме «зима» и «весна»;

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.

Ход занятия:

 Организационный момент:

«Станем рядышком, по кругу.

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

 Если каждый улыбнётся

 – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!!»

 Воспитатель: Сейчас мы проходим и встаем около своего стула. Сядет тот, кто будет внимательный. Задание для девочек: « Я называю слово, а вы называете его ласково: Солнце – солнышко, Луч-лучик, Птица-птичка, Туча-тучка, Лист-листочек, Ветер-ветерок, Ручей-ручеек, Проталина-проталинка, Облако-облачко.  А мальчики скажут наоборот. Я говорю ласково слова, а вы нет. (дети по одному называют слова и садятся за столы).

Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам старшей группы «Парус»». Давайте посмотрим от кого оно. На конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирем детям конверт)

Дети: Это -  Белый медведь.

Воспитатель: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь. (открываем письмо и читаем): «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам медведь Умка. /Прикрепляем картинку с изображением медведя «Умки»/

 Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Так давайте и расскажем Умке о весне?

Дети: Давайте.

Воспитатель: После какого времени года наступает весна?

Дети: После зимы.

Воспитатель: Назовите весенние месяцы по порядку.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Март.

 Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»:

- Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.

- Почки (какие?) -… +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)

 -Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.

 -А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.

-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят) -Молодцы, вы все назвали верно.

-А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»:

 «Зимой снег чистый, а весной …(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)

Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)

Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)

Физминутка «Весна»

Солнышко-солнышко, золотое донышко (Руки поднимаем вверх)

 Побежал в саду ручей (Сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)

 Прилетело сто грачей (Имитируем движения руками, как крылья у птиц)

 А сугробы тают, тают (Медленно приседаем)

 А цветочки вырастают (Медленно поднимаемся)

 Воспитатель: А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет! Например: весна пришла потому, что пригревает солнце.

 Воспитатель: Молодцы!

 - А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить картину о весне.

Игра «Путаница» (Работа с фланелеграфом) . Дети по желанию выбирают приметы весны и выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют.

 Воспитатель: Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось?

Дети: Весна!

Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?

Дети: Зеленым.

Воспитатель: А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница)

Дети: Зима!

 Воспитатель: Давайте и ее обозначим цветом, выбирайте, какой подходит? (белый), почему? (закрываю фланелеграф с изображением зимы от внимания детей). Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать. Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика:

Вот стоит весенний лес В нем много сказок и чудес. (выполняют круговые движения глазами)

Слева-сосны, справа - ели. (глазами влево - вправо) 

Дятел сверху тук да тук. (глазами вверх- вниз)

Глазки ты закрой - открой,

И скорей беги домой!

Воспитатель: Отдохнули? А сейчас послушайте мой рассказ о весне.   Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по - весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?

Воспитатель: - А теперь вы попробуйте рассказать сами. Кто хочет рассказать? Начнет Захар (если у ребенка не полный ответ, предлагаем другому дополнить) - продолжит Маша….

Воспитатель: - Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне, напишем рассказ, который у нас получился и Умка будет все знать об этом времени года.

Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются, задаем наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Весна идёт! Весне дорогу!» (для подготовительной группы)

Игровое занятие  в подготовительной группе, закрепляет умение детей самостоятельно придумывать сказку....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Расскажем Умке о весне» группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Конспект организованной образовательной деятельности  по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием интеллект карт«Расскажем Умке о весне»...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...

Конспект ООД по развитию речи на тему: « Весна идет, весне дорога». (подготовительная к школе группа)

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Весна идет!, Весне дорогу!"

Игровое занятие в подготовительной группе, закрепляет умение детей самостоятельно придумывать сказку....

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи на тему:«Весна идет, Весне дорогу» подготовительная группа

КОНСПЕКТ занятия  по развитию речи на тему:«Весна идет, Весне дорогу» подготовительная  группа...