Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи "Весна"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 18.05.razvitie_rechi.docx43.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

    СЦЕНАРИЙ

    образовательной деятельности

    Образовательная область «Речевое  развитие»

    Тема: «Весна»

    Возрастная группа старшая  группа

    Подготовила: Деренская О.А.,

    Воспитатель вкк

    Орск, 18.05.2020 г.

    Тема: «Весна. Насекомые.»

    Цель: Закрепление знаний детей об особенностях жизни насекомых. 

    Воспитательные:

    Воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.

     Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

    Развивающие:

    Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.

    Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

    Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

    Образовательные:

    Продолжать образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа.

    Продолжать анализировать, простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.

    Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.

    Закреплять знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции.

    Работа над словарем:  части тела, органы.

    Приемы руководства деятельностью детей:

    1. Методы формирования сознания (беседа, рассказ воспитателя);
    2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (отгадывание загадок);
    3. Методы стимулирования поведения (поощрение);
    4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
    5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности

    (проблемные вопросы).

    Создание среды для организации и проведения ОД: мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета; «волшебная» шкатулка; простые карандаши.

    Предварительная работа:

    рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых. 

    Виды детской деятельности вОД:

    Коммуникативная

    Двигательная

    Познавательная

    Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

    Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.

    Интеллектуальные:Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе.Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

    Создает изображения предметов по образцу.

    Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

    Критерии оценки деятельности детей вОД

    1. Активность  
    2. Самостоятельность
    3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
    4. Сопереживание
    5. Эмоциональность
    6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
    7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
    8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

    Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

    - Материалы и оборудование:

    конверт с письмом от насекомых, план – схема , картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых  

    Ход  интегративной деятельности

    Части НОД  

    Содержание

    Области

    Временной отрезок

    1. Вводная часть.                                                          

    Создание мотива для деятельности детей  

    Организационный момент:

    Психологический настрой.

    Воспитатель:

    Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.] 

    «Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться:

    - Доброе утро!

    - Доброе утро! солнцу и птицам.

    - Доброе утро! улыбчивым лицам.

    И каждый становится добрым, доверчивым.

    Доброе утро длится до вечера».

    - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

    - Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.

    Воспитатель:

    -Ребята какое сейчас время года? Что происходит в природе? (ответы детей) 

    Воспитатель предлагает отправиться в лес на прогулку. Давайте поедим в лес на поезде. Под веселую музыку дети едут в лес. Чух-чух-чух остановка на поляне, на которой растут много цветов.

    Воспитатель обращает внимание детей на цветы.

    -Ребята: что это? (ответы детей) какие они красивые, Посмотрите сколько здесь насекомых.

    -Что делают цветы? (ответы детей)

    -Для чего нужны цветам насекомые?

    -По каким признакам можно определить, что это насекомые (ответы детей)

    Социально-коммуникативное развитие

    5 минут

    2.Основная часть.

    Беседа, актуализация личного опыта детей

    Проблемные вопросы

    Воспитатель предлагает поиграть в игру.

    Игра «Четвёртый лишний»
      Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.


    - Жук, пчела, муравей, кошка;
    - слон, бабочка, шмель, гусеница;
    - божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
    - ёлка, таракан, муха, кузнечик;
    - паук, бабочка, комар, кровать.
    Отвечает   ребёнок, которому  воспитатель кидает шарик или мячик.
      После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
    - Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).
    - Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:

     Пальчиковая игра «Пчела»
    Прилетела к нам вчера
    Полосатая пчела.
    (делают маховые движения кистями рук)
    А за нею шмель-шмелек -
    И веселый мотылек,
    Два жука и стрекоза,
    (загибаем пальцы, начиная с большого).
      Как фонарики глаза.
    (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
    Пожужжали, полетали (машем ладошками),
      От усталости упали (роняем ладони на стол).


    А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

    Составление  рассказа (мнемотаблица «Насекомые)

    1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
    Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
    После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. 
    (Рассказывают 3 - 4 человека).


    Физминутка
    Я большая стрекоза,
    Очень круглые глаза
    Я верчусь, как вертолёт
    Вправо, влево, взад, вперёд.
    Я летала и летала
    Устали не знала.
    На ромашке посидела и опять полетела.
    (Дети выполняют движения по тексту)
    Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. 
    (Дети дуют, губы трубочкой).


    А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
    - Какие насекомые уселись на ромашку?
    - Давайте расскажем, кто где находится?


    Игра «Закончи предложение».
    · Муравей сидит около…(цветка)
    · Божья коровка ползёт по… (листу)
    · Шмель спрятался под…(листом)
    · Гусеница сидит на… (цветке)
    · Бабочка порхает над…(цветком)
    · Жук сидит под…(цветком)
    · Стрекоза летает около…(цветка)
    - Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
    Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти).

    Познавательное развитие

    Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    17 минут

    3.Заключительная часть.

    Оценка деятельности детей.

    Подведение итогов деятельности.

    Рефлексия:

    Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года

    -Чем мы занимались сегодня на занятии?

    -Что вам понравилось?

     «А теперь мы улыбнемся,

    крепко за руки возьмемся,

    и друг другу на прощанье

    мы подарим пожелания.

    Будьте все здоровы».

    Социально-коммуникативное развитие

    3 минуты

    Длительность интегративной деятельности: 25минут

    Список использованной литературы:

    Интернет – ресурс

    1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/05/27/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-tema-nasekomye
    2. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-nasekomye-v-starshei-grupe.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

    Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

    План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

    1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

    1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

    Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....