Конспект "Путешествие по России"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема «Путешествие по России»
форма НОД - путешествие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Задачи:
Познакомить детей со способами передачи информации.
- Расширять и активизировать в речи дошкольников активный и пассивный словарь детей: «Русь», «предки», «полезные ископаемые», «прабабушка», «прадедушка», «Россия», («Речевое развитие»).
- Закрепить представления детей об истории возникновения российского государства («Социально - коммуникативное развитие»).
- Развивать и тренировать слуховое восприятие; закрепить понятие «Гимн РФ» и значение каждого цвета.
- Формировать навыки протяжного мазка с нажатием для раскрашивания российского флага («Художественно - эстетическое развитие»).
- Пополнять опыт общения детей со сверстниками и взрослыми («Социально - коммуникативное развитие»).
- Воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине
(«Социально - коммуникативное развитие»).
- Совершенствовать у детей моторные навыки («Физическое развитие»).
- Развивать слуховое внимание, развивать языковое чутье («Речевое развитие»).
Методы и приемы:
- Практические: раскрашивание, подвижные игры, дидактические игры.
- Наглядные: демонстрация картинного материала, слайдовая презентация.
- Словесные: беседы, дидактические речевые игры, чтение стихотворного материала, объяснение игровых упражнений.
Материалы и оборудование: глобус, карта, раздаточный материал «Флаг», кисточки, краски, салфетка для кисточек, баночка с водой, организация видеосъёмки.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Русская народная игра «Костромушка-Кострома». Пальчиковая гимнастика «Флаг». |
Игровая | Русская народная игра «Костромушка - Кострома». «Когда-то и сейчас», |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемной ситуации: снять фильм о нашей стране России и передать Джону. |
Коммуникативная | Дидактические игры «Когда-то и сейчас», «Кто где живет», «Города старинные, мастерами славные». |
Музыкальная | Прослушивание музыкального произведения «Гимн Российской Федерации» (слова Михалкова, музыка Александрова) |
Изобразительная | Раскрашивание российского флага приемом протяжного мазка кистью. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Восприятие стихотворного материала «Привет, тебе мой край родной!» |
Конструирование | Изготовление поделок и сувениров |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Подготовить рабочее место и по окончании работы навести порядок. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Фиксирует внимание детей на создавшуюся ситуацию. Сегодня, на электронный адрес нашего садика пришло письмо от мальчика Джона из Америки. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джон, живу в Америке. Я хотел бы познакомиться с вашей страной. Пожалуйста, расскажите и покажите, как вы живете, играете, как называются ваши города, как жили ваши предки, какие ваши любимые блюда и игрушки? Буду очень рад ответу». Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как лучше подготовить наш рассказ о России, какие способы можно использовать для передачи информации? (снять фильм, сделать фотографии, подготовить поделки и сувениры, отправить электронное письмо, позвонить по телефону). Сегодня у нас в группе будет съемка, чтобы Джон мог нас увидеть и услышать. | Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя. | Называют способы передачи информации. |
2 | Побуждает детей к активизации необходимых представлений. Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое Родина?» Родина - это место, где вы родились и живете. Наша Родина- это поля, леса, реки, моря, океаны. (Показ на глобусе, карте). Это земля, на которой много-много лет назад жили и трудились наши предки (прабабушки и прадедушки) И назывался он русский народ, а земля называлась Русью, а сейчас Россия. Это место, где живут ваши родители и родственники, где находится наш город, наш детский сад (Ответы детей с называнием своего города, адреса детского сада). Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, в чужой стране. | Слушают воспитателя и рассматривают карту и глобус. Называют город, где они живут, домашний адрес, адрес детского сада. | Активизируют необходимые представления. Отвечают на вопросы словами и полной фразой. Используют слова: «Русь», «предки», «прабабушка», «прадедушка». Закрепляют понятие «Родина» |
3 | Вовлекает детей в процесс общения В каждой стране есть главная торжественная песня-гимн. Она звучит при встрече гостей, на торжественных собраниях. Когда исполняется гимн России, присутствующие встают и этим выражают уважение и почтение к нашей земле. Звучит «Гимн Российской Федерации» сл. С Михалкова, муз. Александрова Величаво и спокойно Гимн России прозвучал Каждый думал, тихо стоя Затаил дыханье зал С этой музыкой взрослеем С этой музыкой растем Эту музыку по жизни В нашем сердце пронесем. Ребята, давайте рассмотрим флаг России, он трехцветный: три полосы – белая, синяя, красная. Что же они обозначают? Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает. Белый цвет – это чистота, свет, красота. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет неба над землей. Красный цвет – цвет силы, это кровь, пролитая за Родину. Красный цвет символизирует отвагу, мужество, храбрость. В древности красным называли все самое красивое, например: весна – красна, красна – девица, красно - солнышко, главная площадь страны – красная. | Слушают гимн Росси, рассматривают флаг России. Знакомятся с обозначением цветов на флаге.
| Осознают значимость «Гимна Российской Федерации» и значение каждого цвета флага. |
4 | Пальчиковая гимнастика «Флаг»
Осуществляет консультационную помощь при раскрашивании флага России. | Дети выполняют пальчиковую гимнастику: Белый цвет – березка Синий - неба цвет Красная полоска – солнечный рассвет. Дети, используя краски, кистью раскрашивают флаг | Согласовывают действия со словами, рационально расходуют дыхание
Концентрируют внимание на выполнение задания Выполняют художественный прием протяжного мазка при раскрашивании полос российского флага. |
5 | Вовлекает детей в игру. Давайте, дети поиграем в игру: «Когда-то и сейчас» Выслушав предложение, определите какого времени оно касается (прошлого или настоящего) (прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то» Настоящее время - руки в стороны «Это сейчас» 1.Стоит дом с глиняными стенами и соломенной крышей. 2.В светлице стоит печь. 3.Высокое многоэтажное сооружение из бетона и стекла. 4.Во дворе на детской площадке играют дети. 5. В поле серпами работают жнецы. 6. По шоссе едут автомобили. 7.Между дверью и печью стоят кочерга, ухват, хлебная лопата. 8. Родители с детьми идут в детский сад. | Дети участвуют в игре (прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то» настоящее время – руки в стороны «Это сейчас»). | Принимают правила игры. Развивают пространственно-временные предоставления, причинно-следственные связи. Совершенствуют моторные навыки. |
6 | Организует путешествие по карте Воспитатель: Сейчас мы покажем и расскажем Джону, какая наша страна. На карте показываются граница России, крупные города, дети называют, воспитатель показывает. Выставляются иллюстрации российских городов. - А что значат голубые полоски и пятна (Это реки и моря) Воспитатель показывает их на карте и на картинках. -Какого цвета много на карте? -Зеленого, это леса (ответы детей о значении леса на земле) -Какой еще цвет, вы, идите на карте? - Коричневый, это горы (показ и называние гор) -в горах добывают полезные ископаемые (рассказ воспитателя). Вот мы с вами прочитали карту России, что она нам рассказала? Наша страна очень большая. В России много городов. Природа очень красивая и разнообразная: много рек, озер, гор, степей, морей. В России добывают полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, руду, золото, алмазы. Наша Россия необъятна, красива и богата! Привет, тебе мой край родной! С твоими темным лесами С твоей великою рекой И неоглядными полями Среди зимы и в летний зной Привет, тебе, мой край родной! | Рассматриваю карту, отвечают на вопросы воспитателя. Рассматриваю иллюстрации российских городов. Внимательно слушают стихотворение | Формируют представление о нашей стране. Называют города. Отвечают на вопросы. Расширяют активный словарь: «полезные ископаемые» Тренируют слуховое восприятие |
7 | Организует игру «Кто где живет?» В Москве- москвичи В Петербурге - петербуржцы В Самаре- самарцы В Саратове – саратовцы В Ярославле - ярославцы В Костроме- костромчане Русская народная игра «Костомушка-Кострома» | Дети участвуют в играх. | Совершенствуют лексико-грамматические категории по данной теме.
Корректируют речевые навыки с движениями тела. |
8 | Вовлекает детей в игру о росписи «Города старинные, мастерами славные» Была доска некрашеной Простою, неприглядной А стала разукрашенной И празднично нарядной На реке Волге есть старинный городок Городец, там делают игрушки из дерева и глины. Самая известная игрушка - это конь. (показ) Веселит, ласкает взор Пестрый, радужный узор Клетки, кольца, завиточки Змейки, ленточки и точки Просто загляденье- Всем на удивленье! На реке Вятке стоит город Киров, зимой, когда топили печи над городом стоял дым. В старину зародилась дымковская игрушка. (показ) Белый фон, как снег пушистый А на нем лишь синий цвет Что узор рисует чистый И других здесь красок нет. Недалеко от Москвы среди лесов и полей стоит городок Гжель. Там люди нашли белую глину и решили лепить из нее посуду и игрушки, расписанные синими узорами (показ) Расписная Хохлома! Удивительной посудой Вот чем славится она Этот тонкий, этот дивный Золотистый завиток В заволжской деревне Хохломе производят деревянную посуду, расписанную золотыми красками на черном фоне.(показ) Ростом разные подружки А сидят они друг в дружке В разных уголках России делают из липы деревянные расписные матрешки (показ) | Дети участвуют в просмотре презентации о народных промыслах. | Формируют представление о народных промыслах. |
9 | Организует отправку фильма о России Джону. Ребята, наша съемка закончилась. Мы ее отправим Джону в Америку, надеемся, он многое узнает о нашей стране. А как мы отправим диск со съемкой? А свои впечатления об увиденном, он напишет в письме. Давайте вспомним адрес нашего детского сада. | Слушают. Называют почтовый адрес: 446600 Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19 | Развивают слуховое внимание. Расширяют представление о работе «Почты России» |
Итоговое мероприятие: Праздник «Мы живём в России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie-po_rossii.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Путешествие по России»
форма НОД - путешествие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Задачи:
Познакомить детей со способами передачи информации.
- Расширять и активизировать в речи дошкольников активный и пассивный словарь детей: «Русь», «предки», «полезные ископаемые», «прабабушка», «прадедушка», «Россия», («Речевое развитие»).
- Закрепить представления детей об истории возникновения российского государства («Социально - коммуникативное развитие»).
- Развивать и тренировать слуховое восприятие; закрепить понятие «Гимн РФ» и значение каждого цвета.
- Формировать навыки протяжного мазка с нажатием для раскрашивания российского флага («Художественно - эстетическое развитие»).
- Пополнять опыт общения детей со сверстниками и взрослыми («Социально - коммуникативное развитие»).
- Воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине
(«Социально - коммуникативное развитие»).
- Совершенствовать у детей моторные навыки («Физическое развитие»).
- Развивать слуховое внимание, развивать языковое чутье («Речевое развитие»).
Методы и приемы:
- Практические: раскрашивание, подвижные игры, дидактические игры.
- Наглядные: демонстрация картинного материала, слайдовая презентация.
- Словесные: беседы, дидактические речевые игры, чтение стихотворного материала, объяснение игровых упражнений.
Материалы и оборудование: глобус, карта, раздаточный материал «Флаг», кисточки, краски, салфетка для кисточек, баночка с водой, организация видеосъёмки.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Русская народная игра «Костромушка-Кострома». Пальчиковая гимнастика «Флаг». |
Игровая | Русская народная игра «Костромушка - Кострома». «Когда-то и сейчас», |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемной ситуации: снять фильм о нашей стране России и передать Джону. |
Коммуникативная | Дидактические игры «Когда-то и сейчас», «Кто где живет», «Города старинные, мастерами славные». |
Музыкальная | Прослушивание музыкального произведения «Гимн Российской Федерации» (слова Михалкова, музыка Александрова) |
Изобразительная | Раскрашивание российского флага приемом протяжного мазка кистью. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Восприятие стихотворного материала «Привет, тебе мой край родной!» |
Конструирование | Изготовление поделок и сувениров |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Подготовить рабочее место и по окончании работы навести порядок. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Фиксирует внимание детей на создавшуюся ситуацию. Сегодня, на электронный адрес нашего садика пришло письмо от мальчика Джона из Америки. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джон, живу в Америке. Я хотел бы познакомиться с вашей страной. Пожалуйста, расскажите и покажите, как вы живете, играете, как называются ваши города, как жили ваши предки, какие ваши любимые блюда и игрушки? Буду очень рад ответу». Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как лучше подготовить наш рассказ о России, какие способы можно использовать для передачи информации? (снять фильм, сделать фотографии, подготовить поделки и сувениры, отправить электронное письмо, позвонить по телефону). Сегодня у нас в группе будет съемка, чтобы Джон мог нас увидеть и услышать. | Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя. | Называют способы передачи информации. |
2 | Побуждает детей к активизации необходимых представлений. Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое Родина?» Родина - это место, где вы родились и живете. Наша Родина- это поля, леса, реки, моря, океаны. (Показ на глобусе, карте). Это земля, на которой много-много лет назад жили и трудились наши предки (прабабушки и прадедушки) И назывался он русский народ, а земля называлась Русью, а сейчас Россия. Это место, где живут ваши родители и родственники, где находится наш город, наш детский сад (Ответы детей с называнием своего города, адреса детского сада). Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, в чужой стране. | Слушают воспитателя и рассматривают карту и глобус. Называют город, где они живут, домашний адрес, адрес детского сада. | Активизируют необходимые представления. Отвечают на вопросы словами и полной фразой. Используют слова: «Русь», «предки», «прабабушка», «прадедушка». Закрепляют понятие «Родина» |
3 | Вовлекает детей в процесс общения В каждой стране есть главная торжественная песня-гимн. Она звучит при встрече гостей, на торжественных собраниях. Когда исполняется гимн России, присутствующие встают и этим выражают уважение и почтение к нашей земле. Звучит «Гимн Российской Федерации» сл. С Михалкова, муз. Александрова Величаво и спокойно Гимн России прозвучал Каждый думал, тихо стоя Затаил дыханье зал С этой музыкой взрослеем С этой музыкой растем Эту музыку по жизни В нашем сердце пронесем. Ребята, давайте рассмотрим флаг России, он трехцветный: три полосы – белая, синяя, красная. Что же они обозначают? Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает. Белый цвет – это чистота, свет, красота. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет неба над землей. Красный цвет – цвет силы, это кровь, пролитая за Родину. Красный цвет символизирует отвагу, мужество, храбрость. В древности красным называли все самое красивое, например: весна – красна, красна – девица, красно - солнышко, главная площадь страны – красная. | Слушают гимн Росси, рассматривают флаг России. Знакомятся с обозначением цветов на флаге. | Осознают значимость «Гимна Российской Федерации» и значение каждого цвета флага. |
4 | Пальчиковая гимнастика «Флаг» Осуществляет консультационную помощь при раскрашивании флага России. | Дети выполняют пальчиковую гимнастику: Белый цвет – березка Синий - неба цвет Красная полоска – солнечный рассвет. Дети, используя краски, кистью раскрашивают флаг | Согласовывают действия со словами, рационально расходуют дыхание Концентрируют внимание на выполнение задания Выполняют художественный прием протяжного мазка при раскрашивании полос российского флага. |
5 | Вовлекает детей в игру. Давайте, дети поиграем в игру: «Когда-то и сейчас» Выслушав предложение, определите какого времени оно касается (прошлого или настоящего) (прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то» Настоящее время - руки в стороны «Это сейчас» 1.Стоит дом с глиняными стенами и соломенной крышей. 2.В светлице стоит печь. 3.Высокое многоэтажное сооружение из бетона и стекла. 4.Во дворе на детской площадке играют дети. 5. В поле серпами работают жнецы. 6. По шоссе едут автомобили. 7.Между дверью и печью стоят кочерга, ухват, хлебная лопата. 8. Родители с детьми идут в детский сад. | Дети участвуют в игре (прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то» настоящее время – руки в стороны «Это сейчас»). | Принимают правила игры. Развивают пространственно-временные предоставления, причинно-следственные связи. Совершенствуют моторные навыки. |
6 | Организует путешествие по карте Воспитатель: Сейчас мы покажем и расскажем Джону, какая наша страна. На карте показываются граница России, крупные города, дети называют, воспитатель показывает. Выставляются иллюстрации российских городов. - А что значат голубые полоски и пятна (Это реки и моря) Воспитатель показывает их на карте и на картинках. -Какого цвета много на карте? -Зеленого, это леса (ответы детей о значении леса на земле) -Какой еще цвет, вы, идите на карте? - Коричневый, это горы (показ и называние гор) -в горах добывают полезные ископаемые (рассказ воспитателя). Вот мы с вами прочитали карту России, что она нам рассказала? Наша страна очень большая. В России много городов. Природа очень красивая и разнообразная: много рек, озер, гор, степей, морей. В России добывают полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, руду, золото, алмазы. Наша Россия необъятна, красива и богата! Привет, тебе мой край родной! С твоими темным лесами С твоей великою рекой И неоглядными полями Среди зимы и в летний зной Привет, тебе, мой край родной! | Рассматриваю карту, отвечают на вопросы воспитателя. Рассматриваю иллюстрации российских городов. Внимательно слушают стихотворение | Формируют представление о нашей стране. Называют города. Отвечают на вопросы. Расширяют активный словарь: «полезные ископаемые» Тренируют слуховое восприятие |
7 | Организует игру «Кто где живет?» В Москве- москвичи В Петербурге - петербуржцы В Самаре- самарцы В Саратове – саратовцы В Ярославле - ярославцы В Костроме- костромчане Русская народная игра «Костомушка-Кострома» | Дети участвуют в играх. | Совершенствуют лексико-грамматические категории по данной теме. Корректируют речевые навыки с движениями тела. |
8 | Вовлекает детей в игру о росписи «Города старинные, мастерами славные» Была доска некрашеной Простою, неприглядной А стала разукрашенной И празднично нарядной На реке Волге есть старинный городок Городец, там делают игрушки из дерева и глины. Самая известная игрушка - это конь. (показ) Веселит, ласкает взор Пестрый, радужный узор Клетки, кольца, завиточки Змейки, ленточки и точки Просто загляденье- Всем на удивленье! На реке Вятке стоит город Киров, зимой, когда топили печи над городом стоял дым. В старину зародилась дымковская игрушка. (показ) Белый фон, как снег пушистый А на нем лишь синий цвет Что узор рисует чистый И других здесь красок нет. Недалеко от Москвы среди лесов и полей стоит городок Гжель. Там люди нашли белую глину и решили лепить из нее посуду и игрушки, расписанные синими узорами (показ) Расписная Хохлома! Удивительной посудой Вот чем славится она Этот тонкий, этот дивный Золотистый завиток В заволжской деревне Хохломе производят деревянную посуду, расписанную золотыми красками на черном фоне.(показ) Ростом разные подружки А сидят они друг в дружке В разных уголках России делают из липы деревянные расписные матрешки (показ) | Дети участвуют в просмотре презентации о народных промыслах. | Формируют представление о народных промыслах. |
9 | Организует отправку фильма о России Джону. Ребята, наша съемка закончилась. Мы ее отправим Джону в Америку, надеемся, он многое узнает о нашей стране. А как мы отправим диск со съемкой? А свои впечатления об увиденном, он напишет в письме. Давайте вспомним адрес нашего детского сада. | Слушают. Называют почтовый адрес: 446600 Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19 | Развивают слуховое внимание. Расширяют представление о работе «Почты России» |
Итоговое мероприятие: Праздник «Мы живём в России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».
Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...
Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?»
Итоговое мереприятие по теме недели "12 июня. День России!"...
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....
Методическая разработка. Конспект НОД в старшей группе Тема: «День России» Тип занятия: развлечение Вид занятия: познавательное Посвященный Дню России. 12 – День России
Конспект НОД в старшей группе. Тема: "День России"....
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".
1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...