Конспект "Путешествие по России"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема «Путешествие по России»

форма НОД - путешествие

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

 

Задачи:

          Познакомить детей со способами передачи информации.

  • Расширять и активизировать  в речи дошкольников активный и пассивный словарь детей: «Русь», «предки», «полезные ископаемые», «прабабушка», «прадедушка», «Россия»,  («Речевое развитие»).
  • Закрепить представления детей об истории возникновения российского государства («Социально - коммуникативное развитие»).
  • Развивать и тренировать слуховое восприятие; закрепить понятие  «Гимн РФ» и значение каждого цвета.
  • Формировать навыки протяжного мазка с нажатием для раскрашивания российского флага («Художественно - эстетическое развитие»).
  • Пополнять опыт общения детей со сверстниками и взрослыми («Социально - коммуникативное развитие»).
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине

 («Социально - коммуникативное развитие»).

  • Совершенствовать у детей моторные навыки («Физическое развитие»).
  • Развивать слуховое внимание, развивать языковое чутье («Речевое развитие»).

 

Методы и приемы:

  • Практические: раскрашивание, подвижные игры, дидактические игры.
  • Наглядные: демонстрация картинного материала, слайдовая презентация.
  • Словесные: беседы, дидактические речевые игры, чтение стихотворного материала, объяснение игровых упражнений.

 

Материалы и оборудование: глобус,  карта, раздаточный материал «Флаг», кисточки, краски, салфетка для  кисточек, баночка с водой, организация видеосъёмки.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Русская народная игра «Костромушка-Кострома». Пальчиковая гимнастика «Флаг».

Игровая

Русская народная игра «Костромушка - Кострома».

«Когда-то и сейчас»,

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации: снять фильм о нашей стране России и передать  Джону.  

Коммуникативная

Дидактические игры «Когда-то и сейчас», «Кто где живет», «Города старинные, мастерами славные».

Музыкальная

Прослушивание музыкального произведения «Гимн Российской Федерации» (слова Михалкова, музыка Александрова)

Изобразительная

Раскрашивание российского флага приемом протяжного мазка кистью.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Восприятие стихотворного материала «Привет, тебе мой край родной!»

Конструирование

Изготовление поделок и сувениров

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Подготовить рабочее место и по окончании работы навести порядок.

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Фиксирует внимание детей на создавшуюся ситуацию. Сегодня, на  электронный адрес нашего садика пришло письмо от мальчика Джона из Америки.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джон, живу в Америке. Я хотел бы познакомиться с вашей страной. Пожалуйста, расскажите и покажите, как вы живете, играете, как называются ваши города, как жили ваши предки, какие ваши любимые блюда и игрушки? Буду очень рад ответу».

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как лучше подготовить наш рассказ о России, какие способы можно использовать для передачи информации?

(снять фильм, сделать фотографии, подготовить поделки и сувениры, отправить электронное письмо, позвонить по телефону).

Сегодня у нас в группе будет съемка, чтобы Джон мог нас  увидеть и услышать.

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя.

Называют способы передачи информации.

2

Побуждает детей к активизации необходимых представлений.

Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое Родина?»

Родина - это место, где вы родились и живете. Наша Родина- это поля, леса, реки, моря, океаны. (Показ на глобусе, карте). Это земля, на которой много-много лет назад жили и трудились наши предки (прабабушки и прадедушки)

И назывался он русский народ, а земля называлась Русью, а сейчас Россия.

Это место, где живут ваши родители и родственники, где находится наш город, наш детский сад (Ответы детей с называнием своего города, адреса детского сада). Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, в чужой стране.

Слушают воспитателя и рассматривают карту и глобус. Называют город, где они живут, домашний адрес, адрес детского сада.

Активизируют необходимые  представления. Отвечают на вопросы словами и полной фразой.

Используют слова: «Русь», «предки», «прабабушка», «прадедушка».

Закрепляют понятие «Родина»

3

Вовлекает детей в процесс общения

В каждой стране есть главная торжественная песня-гимн. Она звучит при встрече гостей, на торжественных собраниях. Когда исполняется гимн России, присутствующие встают и этим выражают уважение и почтение к нашей земле.

 Звучит «Гимн Российской Федерации» сл. С Михалкова, муз. Александрова

Величаво и спокойно

Гимн России прозвучал

Каждый думал, тихо стоя

Затаил дыханье зал

С этой музыкой взрослеем

С этой музыкой растем

Эту музыку по жизни

В нашем сердце пронесем.

Ребята, давайте рассмотрим флаг России, он  трехцветный: три полосы – белая, синяя, красная. Что же они обозначают?

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает. Белый цвет – это чистота, свет, красота.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Синий цвет неба над землей.

Красный цвет – цвет силы, это кровь, пролитая за Родину. Красный цвет символизирует отвагу, мужество, храбрость. В древности красным называли все самое красивое, например: весна – красна, красна – девица, красно - солнышко, главная площадь страны – красная.

Слушают гимн Росси, рассматривают флаг России. Знакомятся с обозначением цветов на флаге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознают значимость «Гимна Российской Федерации» и значение каждого цвета флага.

4

Пальчиковая гимнастика «Флаг»

 

 

 

 

Осуществляет консультационную помощь  при раскрашивании  флага России.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Белый цвет – березка

Синий -  неба цвет

Красная полоска – солнечный рассвет.

Дети, используя краски, кистью раскрашивают флаг

Согласовывают действия со словами, рационально расходуют дыхание

 

 

 

 

 

Концентрируют внимание на выполнение задания

Выполняют художественный прием  протяжного мазка при раскрашивании полос российского флага.

5

Вовлекает детей в игру.

Давайте, дети поиграем в игру: «Когда-то и сейчас»

Выслушав предложение, определите какого времени оно касается (прошлого или настоящего)

(прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то»

Настоящее время - руки в стороны «Это сейчас»

1.Стоит дом с глиняными стенами и соломенной крышей.

2.В светлице стоит печь.

3.Высокое многоэтажное сооружение из бетона и стекла.

4.Во дворе на детской площадке играют дети.

5. В поле серпами работают жнецы.

6. По шоссе едут автомобили.

7.Между дверью и печью стоят кочерга, ухват, хлебная лопата.

8. Родители с детьми идут в детский сад.

Дети участвуют в игре (прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то» настоящее время – руки в стороны «Это сейчас»).

Принимают правила игры.

Развивают пространственно-временные предоставления, причинно-следственные связи.

Совершенствуют моторные навыки.

6

Организует путешествие по карте

Воспитатель: Сейчас мы покажем и расскажем Джону, какая наша страна.

На карте показываются граница России, крупные города, дети называют, воспитатель показывает. Выставляются иллюстрации российских городов.

- А что значат голубые полоски и пятна (Это реки и моря)

Воспитатель показывает их на карте и на картинках.

-Какого  цвета много на карте?

-Зеленого, это леса (ответы детей о значении леса на земле)

  -Какой еще цвет, вы, идите на карте?

- Коричневый, это горы (показ и называние гор)

-в горах добывают полезные ископаемые (рассказ воспитателя). Вот мы с вами прочитали карту России, что она нам рассказала?

Наша страна очень большая. В России много городов. Природа очень красивая и разнообразная: много рек, озер, гор, степей, морей. В России добывают полезные ископаемые: нефть, уголь, газ,  руду, золото,  алмазы.

Наша Россия необъятна, красива и богата!

Привет, тебе мой край родной!

С твоими темным лесами

С твоей великою рекой

И неоглядными полями

Среди зимы и в летний зной

Привет, тебе, мой край родной!

Рассматриваю карту, отвечают на вопросы воспитателя. Рассматриваю иллюстрации российских городов.

Внимательно слушают стихотворение

Формируют представление о нашей стране. Называют города.

Отвечают на вопросы. 

Расширяют активный словарь: «полезные ископаемые»

Тренируют слуховое восприятие

7

Организует игру

«Кто где живет?»

В Москве- москвичи

В Петербурге - петербуржцы

В Самаре- самарцы

В Саратове – саратовцы

В Ярославле - ярославцы

В Костроме- костромчане

Русская народная игра «Костомушка-Кострома»

Дети участвуют в играх.

Совершенствуют лексико-грамматические категории по данной теме. 

 

 

Корректируют речевые навыки с движениями тела.

8

Вовлекает детей в игру о росписи «Города старинные, мастерами славные»

Была доска некрашеной

Простою, неприглядной

А стала разукрашенной

И празднично нарядной

На реке Волге есть старинный городок  Городец,  там делают игрушки из дерева и глины. Самая известная игрушка - это конь. (показ)

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радужный узор

Клетки, кольца, завиточки

Змейки, ленточки и точки

Просто загляденье-

Всем на удивленье!

На реке Вятке стоит город Киров, зимой, когда топили печи над городом стоял дым. В старину зародилась дымковская игрушка. (показ)

Белый фон, как снег пушистый

А на нем лишь синий цвет

Что узор рисует чистый

И других здесь красок нет.

Недалеко от Москвы среди лесов и полей стоит городок Гжель. Там люди нашли белую глину и решили лепить из нее посуду и игрушки, расписанные синими узорами (показ)

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой

Вот чем славится она

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток

В заволжской деревне Хохломе производят деревянную посуду, расписанную золотыми красками на черном фоне.(показ)

Ростом разные подружки

А сидят они  друг в дружке

В разных уголках России делают из липы деревянные расписные матрешки (показ)

Дети участвуют в просмотре презентации о народных промыслах.

 Формируют представление о народных промыслах.

9

Организует отправку фильма о России  Джону.

Ребята, наша съемка закончилась. Мы ее отправим Джону в Америку, надеемся, он многое узнает о нашей стране. А как мы отправим диск со съемкой?

А свои впечатления об увиденном, он напишет в письме. Давайте вспомним адрес нашего детского сада.

Слушают.

Называют почтовый адрес:

446600

Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19

Развивают слуховое внимание. Расширяют представление о работе  «Почты России»

 

 

Итоговое мероприятие:  Праздник «Мы живём в России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie-po_rossii.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие по России»

форма НОД - путешествие

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Задачи: 

          Познакомить детей со способами передачи информации.

  • Расширять и активизировать  в речи дошкольников активный и пассивный словарь детей: «Русь», «предки», «полезные ископаемые», «прабабушка», «прадедушка», «Россия»,  («Речевое развитие»).
  • Закрепить представления детей об истории возникновения российского государства («Социально - коммуникативное развитие»).
  • Развивать и тренировать слуховое восприятие; закрепить понятие  «Гимн РФ» и значение каждого цвета.
  • Формировать навыки протяжного мазка с нажатием для раскрашивания российского флага («Художественно - эстетическое развитие»).
  • Пополнять опыт общения детей со сверстниками и взрослыми («Социально - коммуникативное развитие»).
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине

 («Социально - коммуникативное развитие»).

  • Совершенствовать у детей моторные навыки («Физическое развитие»).
  • Развивать слуховое внимание, развивать языковое чутье («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

  • Практические: раскрашивание, подвижные игры, дидактические игры.
  • Наглядные: демонстрация картинного материала, слайдовая презентация.
  • Словесные: беседы, дидактические речевые игры, чтение стихотворного материала, объяснение игровых упражнений.

Материалы и оборудование: глобус,  карта, раздаточный материал «Флаг», кисточки, краски, салфетка для  кисточек, баночка с водой, организация видеосъёмки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Русская народная игра «Костромушка-Кострома». Пальчиковая гимнастика «Флаг».

Игровая

Русская народная игра «Костромушка - Кострома».

«Когда-то и сейчас»,

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации: снять фильм о нашей стране России и передать  Джону.  

Коммуникативная

Дидактические игры «Когда-то и сейчас», «Кто где живет», «Города старинные, мастерами славные».

Музыкальная

Прослушивание музыкального произведения «Гимн Российской Федерации» (слова Михалкова, музыка Александрова)

Изобразительная

Раскрашивание российского флага приемом протяжного мазка кистью.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Восприятие стихотворного материала «Привет, тебе мой край родной!»

Конструирование

Изготовление поделок и сувениров

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Подготовить рабочее место и по окончании работы навести порядок.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Фиксирует внимание детей на создавшуюся ситуацию. Сегодня, на  электронный адрес нашего садика пришло письмо от мальчика Джона из Америки.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джон, живу в Америке. Я хотел бы познакомиться с вашей страной. Пожалуйста, расскажите и покажите, как вы живете, играете, как называются ваши города, как жили ваши предки, какие ваши любимые блюда и игрушки? Буду очень рад ответу».

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как лучше подготовить наш рассказ о России, какие способы можно использовать для передачи информации?

(снять фильм, сделать фотографии, подготовить поделки и сувениры, отправить электронное письмо, позвонить по телефону).

Сегодня у нас в группе будет съемка, чтобы Джон мог нас  увидеть и услышать.

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя.

Называют способы передачи информации.

2

Побуждает детей к активизации необходимых представлений.

Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое Родина?»

Родина - это место, где вы родились и живете. Наша Родина- это поля, леса, реки, моря, океаны. (Показ на глобусе, карте). Это земля, на которой много-много лет назад жили и трудились наши предки (прабабушки и прадедушки)

И назывался он русский народ, а земля называлась Русью, а сейчас Россия.

Это место, где живут ваши родители и родственники, где находится наш город, наш детский сад (Ответы детей с называнием своего города, адреса детского сада). Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, в чужой стране.

Слушают воспитателя и рассматривают карту и глобус. Называют город, где они живут, домашний адрес, адрес детского сада.

Активизируют необходимые  представления. Отвечают на вопросы словами и полной фразой.

Используют слова: «Русь», «предки», «прабабушка», «прадедушка».

Закрепляют понятие «Родина»

3

Вовлекает детей в процесс общения

В каждой стране есть главная торжественная песня-гимн. Она звучит при встрече гостей, на торжественных собраниях. Когда исполняется гимн России, присутствующие встают и этим выражают уважение и почтение к нашей земле.

 Звучит «Гимн Российской Федерации» сл. С Михалкова, муз. Александрова

Величаво и спокойно

Гимн России прозвучал

Каждый думал, тихо стоя

Затаил дыханье зал

С этой музыкой взрослеем

С этой музыкой растем

Эту музыку по жизни

В нашем сердце пронесем.

Ребята, давайте рассмотрим флаг России, он  трехцветный: три полосы – белая, синяя, красная. Что же они обозначают?

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает. Белый цвет – это чистота, свет, красота.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Синий цвет неба над землей.

Красный цвет – цвет силы, это кровь, пролитая за Родину. Красный цвет символизирует отвагу, мужество, храбрость. В древности красным называли все самое красивое, например: весна – красна, красна – девица, красно - солнышко, главная площадь страны – красная.

Слушают гимн Росси, рассматривают флаг России. Знакомятся с обозначением цветов на флаге.

Осознают значимость «Гимна Российской Федерации» и значение каждого цвета флага.

4

Пальчиковая гимнастика «Флаг»

Осуществляет консультационную помощь  при раскрашивании  флага России.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Белый цвет – березка

Синий -  неба цвет

Красная полоска – солнечный рассвет.

Дети, используя краски, кистью раскрашивают флаг

Согласовывают действия со словами, рационально расходуют дыхание

Концентрируют внимание на выполнение задания

Выполняют художественный прием  протяжного мазка при раскрашивании полос российского флага.

5

Вовлекает детей в игру.

Давайте, дети поиграем в игру: «Когда-то и сейчас»

Выслушав предложение, определите какого времени оно касается (прошлого или настоящего)

(прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то»

Настоящее время - руки в стороны «Это сейчас»

1.Стоит дом с глиняными стенами и соломенной крышей.

2.В светлице стоит печь.

3.Высокое многоэтажное сооружение из бетона и стекла.

4.Во дворе на детской площадке играют дети.

5. В поле серпами работают жнецы.

6. По шоссе едут автомобили.

7.Между дверью и печью стоят кочерга, ухват, хлебная лопата.

8. Родители с детьми идут в детский сад.

Дети участвуют в игре (прошлое время дети заводят руки назад и говорят «Было когда-то» настоящее время – руки в стороны «Это сейчас»).

Принимают правила игры.

Развивают пространственно-временные предоставления, причинно-следственные связи.

Совершенствуют моторные навыки.

6

Организует путешествие по карте

Воспитатель: Сейчас мы покажем и расскажем Джону, какая наша страна.

На карте показываются граница России, крупные города, дети называют, воспитатель показывает. Выставляются иллюстрации российских городов.

- А что значат голубые полоски и пятна (Это реки и моря)

Воспитатель показывает их на карте и на картинках.

-Какого  цвета много на карте?

-Зеленого, это леса (ответы детей о значении леса на земле)

  -Какой еще цвет, вы, идите на карте?

- Коричневый, это горы (показ и называние гор)

-в горах добывают полезные ископаемые (рассказ воспитателя). Вот мы с вами прочитали карту России, что она нам рассказала?

Наша страна очень большая. В России много городов. Природа очень красивая и разнообразная: много рек, озер, гор, степей, морей. В России добывают полезные ископаемые: нефть, уголь, газ,  руду, золото,  алмазы.

Наша Россия необъятна, красива и богата!

Привет, тебе мой край родной!

С твоими темным лесами

С твоей великою рекой

И неоглядными полями

Среди зимы и в летний зной

Привет, тебе, мой край родной!

Рассматриваю карту, отвечают на вопросы воспитателя. Рассматриваю иллюстрации российских городов.

Внимательно слушают стихотворение

Формируют представление о нашей стране. Называют города.

Отвечают на вопросы.  

Расширяют активный словарь: «полезные ископаемые»

Тренируют слуховое восприятие

7

Организует игру

«Кто где живет?»

В Москве- москвичи

В Петербурге - петербуржцы

В Самаре- самарцы

В Саратове – саратовцы

В Ярославле - ярославцы

В Костроме- костромчане

Русская народная игра «Костомушка-Кострома»

Дети участвуют в играх.

Совершенствуют лексико-грамматические категории по данной теме.  

Корректируют речевые навыки с движениями тела.

8

Вовлекает детей в игру о росписи «Города старинные, мастерами славные»

Была доска некрашеной

Простою, неприглядной

А стала разукрашенной

И празднично нарядной

На реке Волге есть старинный городок  Городец,  там делают игрушки из дерева и глины. Самая известная игрушка - это конь. (показ)

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радужный узор

Клетки, кольца, завиточки

Змейки, ленточки и точки

Просто загляденье-

Всем на удивленье!

На реке Вятке стоит город Киров, зимой, когда топили печи над городом стоял дым. В старину зародилась дымковская игрушка. (показ)

Белый фон, как снег пушистый

А на нем лишь синий цвет

Что узор рисует чистый

И других здесь красок нет.

Недалеко от Москвы среди лесов и полей стоит городок Гжель. Там люди нашли белую глину и решили лепить из нее посуду и игрушки, расписанные синими узорами (показ)

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой

Вот чем славится она

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток

В заволжской деревне Хохломе производят деревянную посуду, расписанную золотыми красками на черном фоне.(показ)

Ростом разные подружки

А сидят они  друг в дружке

В разных уголках России делают из липы деревянные расписные матрешки (показ)

Дети участвуют в просмотре презентации о народных промыслах.

 Формируют представление о народных промыслах. 

9

Организует отправку фильма о России  Джону.

Ребята, наша съемка закончилась. Мы ее отправим Джону в Америку, надеемся, он многое узнает о нашей стране. А как мы отправим диск со съемкой?

А свои впечатления об увиденном, он напишет в письме. Давайте вспомним адрес нашего детского сада.

Слушают.

Называют почтовый адрес:

446600

Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19

Развивают слуховое внимание. Расширяют представление о работе  «Почты России»

Итоговое мероприятие:  Праздник «Мы живём в России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...