Мастер класс «Технология обучения детей составлению загадок».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Устинова Яна Алексеевна

         В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

         Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mk_zagadki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МК «Технология обучения детей составлению загадок».

        В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

        Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

Модель 1. «Какой?»

Определение свойств и качеств, выбранного объекта.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий 

- Какой он по форме? - круглый 

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Монета

Шипящий Вулкан

Круглый Арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Пример: Блестящий, как монета, шипящий, но не вулкан, круглый как арбуз.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком

Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Определение действий, выбранного объекта.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как паровозик, как чайник.

- Собирает как хозяйка, как жадина.

- Семенит, как трудолюбивый муравей, как старый дедушка, как ребенок.

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Пример: "Пыхтит, но не паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, как ребенок".

Модель 3. «На что похоже? Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Пример составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На гнома.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже? Чем отличается?

Мужичок Без бороды

Дом Без окон

Зонтик Тонкая ручка

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но не тонкая ножка".

Практическая часть. Педагоги составляют загадки.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Модель 1 «Какой?» - елка, яблоко

Модель 2 «Что делает?» - заяц, кошка

Модель 3 «На что похоже» - пирамидка, автомобиль

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок(ответы воспитателей).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

Мастер-класс "Методы обучения детей составлению загадок".

При работе с загадками у детей развивается: мышление,   речь,  внимание,  память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире....

Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"

Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный ...

Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»

Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø  Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø  Повысить их компетен...

Мастер-класс «Методика обучения детей составлению загадок»

Мастер-класс «Методика  обучения  детей составлению  загадок»...

Мастер-класс «Использование технологии «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»

  Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, ч...

Мастер-класс "Методика обучения детей составлению загадок"

Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, прием ...