«Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
учебно-методический материал по развитию речи

Зайцева Мария Евгеньевна

Актуальность темы:   в  раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

     Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.   

      Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,

грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

Ф.А. Сохин

Тема самообразования: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Актуальность темы:   в  раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

     Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.    

      Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Цель данной работы – создание социальной ситуации для речевого развития детей 2-3 летнего возраста посредством дидактических игр.

В соответствии с целью были определены следующие задачи: 

- Изучить литературы по данной теме.

- Обогатить активный словарь

- Изготовить дидактические игры

-Подготовка консультаций для родителей по данной теме.

-Изготовление папок-передвижек.

-Составление картотек дидактических игр по речевому развитию.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Составление картотек  для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 2-3 лет;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

 -  Игровой метод

 -  Наглядный  метод  

  - Практический метод

-Словесный метод

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Ожидаемый результат:

  1. Обогащение словарного запаса детей
  2. Во влечение родителей в проблему развития речи  детей
  3. Пополнение методической копилки
  4. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Перспективный план по самообразованию на 2019- 2020 учебного года.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

1.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение»

2.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»

3.В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

4.Е.Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск «Народная асвета»

5.С.Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва «Просвещение»

6.О.Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград.

7.А.Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение»

8.М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998

9.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

10.Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

11.Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

12.Под редакцией С.Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

в течение года

Папка –копилка,  сайт воспитателя.
1.Картотека дидактических игр по  развитию речи

2.Картотека сюжетно-ролевых игр

3.Картотека пальчиковых игр

4.Логопедический кейс на тему «Осень»

5.Наглядно-дидактическое пособие

6.Подборка методической литературы

(15 пособий в  эл виде)

7. Карточки Домана (более 30 тем)

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики речи детей

2.  Составление перспективного планирования дидактических  игр по месяцам(на уч год)

3. Развлечение «Колобок»

4.Открытый показ дидактической игры для родителей «Колобок в гостях»

5.Использования  кругов Луллия, настольно-печатных игр и лэпбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности детей.

Темы кругов Луллия:

А) «Цвета»

Б) «Малыши»

Темы лэпбуков:

А) «Осень»

Б) «Зима»

Темы настольно-печатных игр

А) «Детеныши и мамы»

Б) «Зоопарк»

В) «Кто, где спрятался?»

Г) «Кто, что ест?»

Д) «Съедобное и не съедобное»

Е) «Подбери заплатку и объясни»

Ж) «Профессии»

З) «Чей домик»

И) «Какое дерево?»

6.Использование тематических комплектов на развитие речи и мелкой моторики: крышки, потешки, цвета, лето, зима, осень,  еда.

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

Октябрь – Май

1.Оформление речевого уголка

2. Анкетирование

3. Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей третьего года жизни»

4.Консультация «Игры по развитию речи для детей 2-3 лет»

5.Консультация «Речевое развитие детей до 3 лет»

6.Родительское собрание «Речь ребенка 2х-3 х лет»

7. Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

8.Буклет «Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста»

9. памятка «Как нужно общаться с малышом?»

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения и в сети интернет:

https://www.youtube.com/watch?v=iyf-zt8TnYY 

https://www.youtube.com/watch?v=rNAHtfkDpdk 

https://www.youtube.com/watch?v=1POJbYt69f8 

2)Просмотр вебинаров в сети интернет:

А)Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg 

Б)Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты»

https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM 

В) Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o 

Г) Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU

Д) Обучение дошкольников связной речи https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM

3)Участие в медианарах,  вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений.

4)Показ открытого занятия (по плану детского сада)

5) Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи  ребенка в игре»

6) Буклеты: «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики», «дидактические игры и занимательные задания по развитию речи»

7) Отчет по теме самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Согласно  требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В консультации описаны разработанные методические пособия, помогающие в работа е с детьми....

«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры экологической направленности» (из опыта работы)

Аннотация: Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. О том, как формировать связную реч...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ На тему: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель самообразования: создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.Задачи самообразования:проанализировать психолого-педагогическую литературу по ...