ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ На тему: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Могилевиц (Кузнецова) Юлия Борисовна

Цель самообразования: создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи самообразования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию речи у детей дошкольного возраста;
  3. использовать разработанный материал на занятиях по развитию речи;
  4. обогатить предметно – пространственную среду группы дидактическими играми по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_24-25_rech_2-3_goda.docx677.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

На тему: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

                    

                                                                                     Составила: Могилевиц Ю.Б.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                                       

                                                                                   

РОДИНО 2024

Тема самообразования: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Актуальность темы: в раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

     Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.    

      Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Цель самообразования: создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи самообразования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию речи у детей дошкольного возраста;
  3. использовать разработанный материал на занятиях по развитию речи;
  4. обогатить предметно – пространственную среду группы дидактическими играми по теме самообразования.

Предполагаемый результаты:

  1. Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;  
  2. Пополнение предметно-развивающей среды;
  3. Обогащение родительского опыта в развитии детей.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.
  2. Посещение НОД у воспитателей своего ДОО.
  3. Посещение педсоветов, семинаров, конференций, вебинаров.
  4. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе.
  5. Проведение открытых мероприятий.

План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год.

п/п

Сроки

Мероприятия

Практический выход

Отчет о выполнении

Работа с детьми

1.

Сентябрь

 + в течение учебного года

-Изучение методической, педагогической и предметной литературы;

-Обзор в интернете информации по образовательным областям;

-Общение с коллегами в Интернете и изучение  опыта работы других педагогов;

-Участие на сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

-Посещение семинаров, занятий коллег;

-Обмен опытом с коллегами;

-Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

-Работа с родителями;

-Отчет по теме самообразования.

2.

В течение всего учебного года

Создание предметно-развивающей среды для  детей группы.

Разработка и изготовление дидактических игр.

3.

Октябрь

Изготовление дидактических игр «Кто что ест», «Чей хвост»;

- Закреплять знания детей о животных (что они едят) развивать  речь, мышление, внимание, мелкую моторику рук, память, воспитывать желание заботиться о животных.

4.

Ноябрь

-Картотека потешек;

 -Дидактическая игра Солитер: «Разноцветные коробочки».

- Учить детей сравнивать предметы по цвету;

развивать мелкую моторику рук, речь, внимание.

5.

Декабрь

-Дидактическая игра

«Назови одним словом или Кто, что?»

- Закрепить умение классифицировать предметы;

  1. развивать зрительное восприятие и внимательность;
  1. пополнять словарный запас.

6.

Январь

 Дидактическая игра «Расскажем сказку» (2 варианта)

  1. - Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.
  1. Развивать умение располагать в правильной последовательности картинки.
  1. Развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику.
  1. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

7.

Февраль

Дидактическая игра «Третий лишний»;

Словесные игры по желанию воспитателя;

Развивать у детей внимание, логическое мышление, речь.

8.

Март

Дидактическая игра «Цветные дорожки»;

Закрепить знание детей о основных цветах, умение соотносить предметы одинаковые по цвету друг к другу; Развивать познавательную активность, сенсорное восприятие, зрительное внимание и память, ориентировку в пространстве.

9.

Апрель

Дидактическая игра «Подбери зонтик для ежика».

Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

10.

Май

Мастер – класс для коллег

Поделиться с коллегами опытом работы по данной теме.

Работа с родителями

Сроки

Мероприятия

Практический выход

Отчет о выполнении

1.

Сентябрь - октябрь

Ознакомление родителей с планом работы

Заинтересовать родителей данной темой. Стимулировать на совместную работу с воспитателем по теме.

2.

Ноябрь

Беседы с родителями об успехах и неудачах детей на занятиях по развитию речи.

Способствовать заинтересованности родителей работать над ошибками детей, развивать их речь в совместной деятельности.

3.

Декабрь

Консультация для родителей «Развиваем речь вместе»

Консультация для родителей

4.

Январь

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой»

Консультация для родителей

5.

Февраль

Интегрированное родительское собрание «Развитие речи детей»

Родительское собрание

7.

Март

Консультация для родителей «Играем в почемучек»

Консультация для родителей

8.

Апрель

Использование загадок, потешек, различных  вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей, родителей и детей.

Совместный подбор интересных материалов

9.

Май

Рекомендации родителям для закрепления материала с детьми: «Игры дома»

Рекомендации для родителей

Список литературы:

  1. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю., «Игры и занятия с детьми раннего возраста», Мозаика – Синтез, 2013. – 66с.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А., «Игры и упражнения дидактические». – М.:БукМастер, 1993г. – 125с.
  3. Хомякова Е.Е., «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». –СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс». 2009.- 128с.
  4. Найбауэр А.В., Куракина О.В. «Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада». – М.:Мозайка – Синтез, 2021. – 336с.
  5. В.В.Гербова «Наглядно – дидактические пособия для детей 2 – 3 лет», Мозайка – Синтез, 2010. – 12с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Согласно  требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

«Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Актуальность темы:   в  раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём г...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию на тему : "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через, дидактические игры"

План по самообразованию : " Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через дидактические игры"...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...

План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель работы - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры&q...

План работы по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие ребёнка младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

План работы по самообразованию "Сенсорное развитие детей 3-го года жизни через дидактические игры"...