Значение дидактических упражнений в образовательном процессе детского сада
статья по развитию речи (младшая группа)

Дидактические упражнения представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Вопросами дидактических упражнений занимались также такие педагоги, как А.П. Усова, Р.И. Жуковская, В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, А.А. Смоленцева, А.И. Сорокина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_znachenie_d.i.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дидактических упражнений в образовательном процессе

детского сада

Автор: Тамразян Тамара Тамразовна, воспитатель первой квалификационной категории

    Дидактические упражнения представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.  Вопросами   дидактических упражнений занимались также   такие   педагоги,  как А.П. Усова, Р.И. Жуковская, В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, А.А. Смоленцева, А.И. Сорокина.

    Широкое использование дидактических упражнений в обучении и воспитании детей дошкольного возраста по сравнению со словесными и наглядными методами имеет ряд преимуществ.  Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является   естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения. Игра создаёт тот    положительный    эмоциональный фон, на    котором    все   психические процессы протекают  наиболее   активно. В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

    Игра в дошкольном возрасте выявляет индивидуальные особенности детей, позволяет определить уровень знаний и представлений. Игра формирует определённые свойства личности. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических упражнений. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия  для детей младшей группы.

    Особое значение имеет содержание дидактических упражнений. Педагог имеет большие возможности в разработке, создании новых и варьировании традиционных игр. Структура дидактических упражнений, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей таких психических процессов, как память, воля, произвольное внимание.  Игровой метод   даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

    Таким образом, дидактические упражнения заняли прочное место в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. В науке и практике утвердилось положение о том, что игра является эффективным средством обучения и воспитания. Педагогическая ценность дидактических упражнений определяется их своеобразием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З.М. Богуславская. - М.: Радуга, 2004. - 221 с.
  2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский.; под ред. Д.Б. Эльконина.  - М.: Педагогика, 2002 - 432 с.
  3. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения [Текст] /  А.А. Катаева. - М.: Владос, 2005. - 121 с.
  4. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /   А.Н. Леонтьев. - М.: Радуга, 2007. - 323 с.
  5. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Том 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87499. - Дата обращения 02.01.2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр....

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры....

Беседа ее значение в воспитательно- образовательном процессе детского сада.

Воспитателей обычно затрудняют аспекты ведения беседы: какой программный материал целесообразно давать путем беседы, как удержать до конца внимание детей и не дать им уклониться от обсуждаемых вопросо...

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные ...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Как игровой метод обучения дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры....

Презентация "Дидактические игры в педагогическом процессе детского сада"

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж. – Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику...