Конспект занятия «Как выжить на необитаемом острове» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шахсинова Венера Мукаиловна

Цель: активизация  речи и мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Итоговое занятие86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   занятия
«Как выжить на необитаемом острове»

Подготовительная группа
(В рамках реализации проекта
«Развитие речи через поисковую деятельность»)

Цель: активизация  речи и мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Образовательные области:

Познавательное развитие: развивать поисковую деятельность детей:

- способность к определению задач на остове поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

-развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

-  совершенствовать уровень накопительных практических навыков:

- экспериментирования с объектами живой и неживой природы;

- создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

Речевое развитие: способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
-
создать условия, способствующие проявлению самостоятельности в  их  познавательно-речевом развитии;
- активизировать диалоговую и монологовую речь;

Социально- коммуникативное развитие: совершенствовать стиль партнерских отношений.
Физическое развитие
: продолжать развивать двигательную активность детей используя здоровье сберегающие технологии.

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».

Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Оборудование и материал: письмо, цветик-семицветик, бутылки,  половинки кокоса, листьев ,стакан с грязной водой, чистый стакан,  вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка, острые ракушки, камни,  крышки от консервных банок, линзы очков, палочки, картинки для  «Ленты  выживания».

Методические приёмы:

игровой (использование сюрпризных моментов);

наглядный (использование иллюстрации,);

словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). 

 

Ход
I Водная часть

Организационный момент
Дети заходят в группу.
Воспитатель:-
 Ребята,  что такое дружба? (ответы детей)

А,  я хочу с Вами  познакомиться  поближе! ( встаём в круг)

Давайте почувствуем тепло наших рук передающиеся друг от друга.

Вам уже стало теплее? Это потому – что нас много и мы все хотим дружить.  ДА!  Ну как же мы можем подружиться не зная имён?  Давайте поиграем в игру «Тишина» .  Которая поможет нам поближе познакомиться?

Воспитатель - Ребята пойдём в хороводе под слова.

ИГРА « ТИШИНА».
Тише, тише

Тишина

Не колышется вода

Не шумят камыши

Засыпают малыши!  (называю имена детей и дети садятся на пол)

 - Вот мы с вами и познакомились!

И получился у нас остров Дружбы.
Стихотворение

Остров Дружбы всех подружит

Всех научит нас дружить

Всех теплом своим согреет
И заботой окружит
II Сюрпризный момент
Забегает Бывалый моряк приносит странное  письмо и просит детей помочь ее прочитать.

Моряк: Помогите, помогите.!!!!

Воспитатель:- Дорогой Моряк, что случилось?

Моряк: Нашёл письмо, прочитать не могу!

Воспитатель: Давай мы с ребятами тебе поможем!

Моряк: Ребята посмотрите, что нарисовано в письме?

Дети: Цветок, человек и т.п.

Моряк: А цветик – семицветик, что за цветок? ( загадывают желания).

( Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой (человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.)

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания; и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

III Уточнение проблемы.
Постановка задач
. (Диалоговая беседа)

Воспитатель: Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый. – А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтоб выжить и дождаться спасателей?

Дети: Нужно:

-Найти воду для питья;

-Найти пищу;

-Ностроить жилье.

IV Основная  часть 
Решение проблемы.

Воспитатель: Мы сами будем проводить спасательную операцию. Хотите быть спасателями? .  (ответы детей) Вы будете спасателями, а я старшим руководителем.

Ой, ребят посмотрите, у цветика – семицветика остался один лепесток. Хотите попасть на остров? (ответ детей)

Давайте сядем правильно, выпрямим спинки, закроем глазки и проговорим слова: « Лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг возвращайся  сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по моему вели!

Хотим попасть на остров! Ребят посмотрите вот мы с Вами и на острове.

Воспитатель:- Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель:  Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый.

Воспитатель:  А как вы думаете, какой климат на этом острове?

{Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети: Нужно:

- найти воду для питья;

-найти пищу;

-построить жилье.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. {Обсуждают предложенные детьми варианты. )

Воспитатель:  - Ребята, чтобы нам не запутаться  и не забыть, что мы с вами будем выполнять во время спасения человека давайте каждый наш шаг изображать схемой, называется она « ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ». (  Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

Воспитатель:  - Ребята, как соблюдать осторожность на острове?  Какую опасность мы можем встретить на острове? ( ответы детей).

Дети: Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук \ т.п.)

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом.

Воспитатель:- Ребята, на берег острова штормом выбросило предметы, которые могут пригодиться в дальнейшем. Давайте посмотрим и выберем те предметы которые пригодятся нам  (Отбирают из предложенных: предметов;

Воспитатель:  Ребята, а  где же на необитаемом острове человек будет жить?

- Какой вид жилья ближе, для острова. ( шалаш).

-Давайте посмотрим и построим шалаш из материала. ( строят шалаш)

- Посуды на острове тоже нет. Из чего будет кушать наш человек?

Давайте посмотрим и  найдем из найденных нами предметов  на побережье то  из чего может человек пить, есть. (Находят пластиковые бутылки,  половинки кокоса, листьев и т.д.  
На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

 Воспитатель:  - Ребята,  вокруг острова море, а можно пить морскую воду?      (ответы детей).

 - Морская вода не пригодна для питья, нужно  поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно и детей
- Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. )

- Да в этой ситуации нам может помочь, только дождевая вода.  А вот и тучка давайте попросим дождя у тучки.  

Физминутка

Туча, туча!

Что не льёшь?  (раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)

Подари нам, туча дождь! (присесть – встать)

Будем мы с тобой водиться.

Не жалей для нас водицы!  (руки вверх – вниз)

Воспитатель:  - Можно ли такую воду сразу пить?

Дети:- Нет.  

Воспитатель:  - Почему?

Дети:- Она грязная.

Воспитатель:  - Правильно ребята дождевая вода грязная, чтобы это увидеть давайте мы с вами пройдём к столу  проведём фильтрацию воды.

Опыт «Фильтрация воды»
Проделывают опыт по фильтрации дождевой воды или  талого снега.
Оборудование: стакан с грязной водой, чистый стакан,  вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка.

Ход: взять чистый стакан, через два слоя бинта проложить вату, все это закрепить на верхней части стакана резинкой. Затем мерной ложкой медленно наливать грязную воду.

Вывод: чем больше разных видов слоёв в стакане, тем вода чище и процеженную воду нужно обязательно прокипятить.

Воспитатель:- А сейчас немного отдохнём и поплаваем в речке. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

Воспитатель:- Ребята, а чем же  на острове  человек будет питаться? ( ответы детей)

Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и  т.п -  ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.( На «Ленту Выживания» наклеивают рисунок с пищей).

Воспитатель:-  - А чем, же ребята вы будите ловить рыбу?

У нас есть палка, ракушки, камни которыми раньше затачивали палку.

Давайте и мы попробуем. ( ребенок показывает).

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни,  крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, {на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Воспитатель:-  Ребята,  а как же развести огонь для приготовления пищи? ( ответы детей)

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Воспитатель:- Ребята наша «ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ» заканчивается , значит мы все проблемные ситуации для спасения решили с Вами.( перечисление по ЛЕНТЕ ВЫЖИВАНИЯ)

Свободный кружок на «Ленте выживания».

Воспитатель:  У нас на ЛЕНТЕ остался свободный кружок. Чем бы вы хотели его заполнить? ( ответы детей)

Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то — как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

« ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ»  - закончилась.

А что нам помогло  построить ЛЕНТУ  ВЫЖИВАНИЯ – ( ответ детей)  ДРУЖБА!!!!  

IV Заключительная часть
Рефлексия

Воспитатель:  - Ребята, Вы Молодцы!  Мне понравилось как вы отвечали, находили         решения и  пути выживания. А вам понравилось занятие путешествие?
-Чем понравилось? А чем не понравилось? Большое Вам спасибо, вот мы с Вами и спасли  человека.

поплывём, « Ленту выживания» мы закончим презентацией

Танец «Чунга - Чанга».