Конспект занятия «Как выжить на необитаемом острове» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: активизация речи и мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Как выжить на необитаемом острове»
Подготовительная группа
(В рамках реализации проекта
«Развитие речи через поисковую деятельность»)
Цель: активизация речи и мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Образовательные области:
Познавательное развитие: развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на остове поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
-развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
- совершенствовать уровень накопительных практических навыков:
- экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
- создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
Речевое развитие: способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
-создать условия, способствующие проявлению самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;
- активизировать диалоговую и монологовую речь;
Социально- коммуникативное развитие: совершенствовать стиль партнерских отношений.
Физическое развитие: продолжать развивать двигательную активность детей используя здоровье сберегающие технологии.
Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».
Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».
Оборудование и материал: письмо, цветик-семицветик, бутылки, половинки кокоса, листьев ,стакан с грязной водой, чистый стакан, вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка, острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, линзы очков, палочки, картинки для «Ленты выживания».
Методические приёмы:
игровой (использование сюрпризных моментов);
наглядный (использование иллюстрации,);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Ход
I Водная часть
Организационный момент
Дети заходят в группу.
Воспитатель:- Ребята, что такое дружба? (ответы детей)
А, я хочу с Вами познакомиться поближе! ( встаём в круг)
Давайте почувствуем тепло наших рук передающиеся друг от друга.
Вам уже стало теплее? Это потому – что нас много и мы все хотим дружить. ДА! Ну как же мы можем подружиться не зная имён? Давайте поиграем в игру «Тишина» . Которая поможет нам поближе познакомиться?
Воспитатель - Ребята пойдём в хороводе под слова.
ИГРА « ТИШИНА».
Тише, тише
Тишина
Не колышется вода
Не шумят камыши
Засыпают малыши! (называю имена детей и дети садятся на пол)
- Вот мы с вами и познакомились!
И получился у нас остров Дружбы.
Стихотворение
Остров Дружбы всех подружит
Всех научит нас дружить
Всех теплом своим согреет
И заботой окружит
II Сюрпризный момент
Забегает Бывалый моряк приносит странное письмо и просит детей помочь ее прочитать.
Моряк: Помогите, помогите.!!!!
Воспитатель:- Дорогой Моряк, что случилось?
Моряк: Нашёл письмо, прочитать не могу!
Воспитатель: Давай мы с ребятами тебе поможем!
Моряк: Ребята посмотрите, что нарисовано в письме?
Дети: Цветок, человек и т.п.
Моряк: А цветик – семицветик, что за цветок? ( загадывают желания).
( Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой (человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.)
Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания; и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»
Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.
III Уточнение проблемы.
Постановка задач. (Диалоговая беседа)
Воспитатель: Что такое остров?
Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.
Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?
Дети: На необитаемый. – А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)
Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтоб выжить и дождаться спасателей?
Дети: Нужно:
-Найти воду для питья;
-Найти пищу;
-Ностроить жилье.
IV Основная часть
Решение проблемы.
Воспитатель: Мы сами будем проводить спасательную операцию. Хотите быть спасателями? . (ответы детей) Вы будете спасателями, а я старшим руководителем.
Ой, ребят посмотрите, у цветика – семицветика остался один лепесток. Хотите попасть на остров? (ответ детей)
Давайте сядем правильно, выпрямим спинки, закроем глазки и проговорим слова: « Лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг возвращайся сделав круг, лишь коснёшься ты земли быть по моему вели!
Хотим попасть на остров! Ребят посмотрите вот мы с Вами и на острове.
Воспитатель:- Что такое остров?
Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.
Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?
Дети: На необитаемый.
Воспитатель: А как вы думаете, какой климат на этом острове?
{Жаркий, т.к. нарисована пальма.)
Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Дети: Нужно:
- найти воду для питья;
-найти пищу;
-построить жилье.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. {Обсуждают предложенные детьми варианты. )
Воспитатель: - Ребята, чтобы нам не запутаться и не забыть, что мы с вами будем выполнять во время спасения человека давайте каждый наш шаг изображать схемой, называется она « ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ». ( Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)
Воспитатель: - Ребята, как соблюдать осторожность на острове? Какую опасность мы можем встретить на острове? ( ответы детей).
Дети: Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук \ т.п.)
Поискать предметы, выброшенные на берег штормом.
Воспитатель:- Ребята, на берег острова штормом выбросило предметы, которые могут пригодиться в дальнейшем. Давайте посмотрим и выберем те предметы которые пригодятся нам (Отбирают из предложенных: предметов;
Воспитатель: Ребята, а где же на необитаемом острове человек будет жить?
- Какой вид жилья ближе, для острова. ( шалаш).
-Давайте посмотрим и построим шалаш из материала. ( строят шалаш)
- Посуды на острове тоже нет. Из чего будет кушать наш человек?
Давайте посмотрим и найдем из найденных нами предметов на побережье то из чего может человек пить, есть. (Находят пластиковые бутылки, половинки кокоса, листьев и т.д.
На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)
Воспитатель: - Ребята, вокруг острова море, а можно пить морскую воду? (ответы детей).
- Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно и детей
- Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. )
- Да в этой ситуации нам может помочь, только дождевая вода. А вот и тучка давайте попросим дождя у тучки.
Физминутка
Туча, туча!
Что не льёшь? (раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)
Подари нам, туча дождь! (присесть – встать)
Будем мы с тобой водиться.
Не жалей для нас водицы! (руки вверх – вниз)
Воспитатель: - Можно ли такую воду сразу пить?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - Почему?
Дети:- Она грязная.
Воспитатель: - Правильно ребята дождевая вода грязная, чтобы это увидеть давайте мы с вами пройдём к столу проведём фильтрацию воды.
Опыт «Фильтрация воды»
Проделывают опыт по фильтрации дождевой воды или талого снега. Оборудование: стакан с грязной водой, чистый стакан, вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка.
Ход: взять чистый стакан, через два слоя бинта проложить вату, все это закрепить на верхней части стакана резинкой. Затем мерной ложкой медленно наливать грязную воду.
Вывод: чем больше разных видов слоёв в стакане, тем вода чище и процеженную воду нужно обязательно прокипятить.
Воспитатель:- А сейчас немного отдохнём и поплаваем в речке. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)
Воспитатель:- Ребята, а чем же на острове человек будет питаться? ( ответы детей)
Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п - ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.( На «Ленту Выживания» наклеивают рисунок с пищей).
Воспитатель:- - А чем, же ребята вы будите ловить рыбу?
У нас есть палка, ракушки, камни которыми раньше затачивали палку.
Давайте и мы попробуем. ( ребенок показывает).
Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, {на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)
Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.
Воспитатель:- Ребята, а как же развести огонь для приготовления пищи? ( ответы детей)
Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)
Воспитатель:- Ребята наша «ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ» заканчивается , значит мы все проблемные ситуации для спасения решили с Вами.( перечисление по ЛЕНТЕ ВЫЖИВАНИЯ)
Свободный кружок на «Ленте выживания».
Воспитатель: У нас на ЛЕНТЕ остался свободный кружок. Чем бы вы хотели его заполнить? ( ответы детей)
Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то — как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)
« ЛЕНТА ВЫЖИВАНИЯ» - закончилась.
А что нам помогло построить ЛЕНТУ ВЫЖИВАНИЯ – ( ответ детей) ДРУЖБА!!!!
IV Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, Вы Молодцы! Мне понравилось как вы отвечали, находили решения и пути выживания. А вам понравилось занятие путешествие?
-Чем понравилось? А чем не понравилось? Большое Вам спасибо, вот мы с Вами и спасли человека.
поплывём, « Ленту выживания» мы закончим презентацией
Танец «Чунга - Чанга».