план конспект по развитию речи на тему "Составление рассказа "Три весны""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тайшина Елена Геннадьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_sostavlenie_rasskaza_tri_vesny.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Начальная школа п.Горнокнязевск

Разработка конспекта занятия по развитию речи

Тема: «Составление рассказа «Три весны»»

Составитель: Тайшина Елена Геннадьевна

п. Горнокнязевск

2020

Цель:

Обогащать словарь по теме «Весна» (весна, март, апрель, май, приметы, оттепель, сосулька, капель, проталина, ледоход).  

Задачи: 

  1. Образовательная: Формировать умение составлять небольшой рассказ по предложенной схеме.
  2. Развивающая: Развивать связную речь: упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  3. Воспитательная: Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.

Продолжительность: 30 минут

Возраст: подготовительная группа

Участники: воспитатель, дети

Предварительная работа: Чтение: И. Соколов – Микитов «Ранней весной»; «Над болотом». Д./ И. «Назови действия»; «Назови признаки»; «Назови родственные слова»; С. И. «Эхо» (отгадывание стихов о весне); Слушание: П.И. Чайковский «Времена года»; Запись голосов птиц.
Оборудование и материал: картинки с изображением признаков весны, конверт с письмом, мнемосхемы, мяч.

Ход НОД:

Этап занятия

Содержание

Время

Орг. момент

Основная часть

Физкультминутка.

«Весенняя песенка»

Заключительная часть

Ребята, послушайте стихотворение:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

О чём говорится в стихотворении? Это признаки какого времени года?

Всё, что мы сейчас назвали: ночь становится короче, тёплый ветер дует с юга, капель, солнце пригревает, тает снег – всё это признаки весны (вывод делают дети).

- Какие признаки вы ещё знаете?

- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.

- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.

- Природа пробуждается.

- Появляются проталины.

- Появляются первые весенние цветы.

- Появляются насекомые.

-Прилетают птицы, и они вьют гнёзда.

Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы помните?

Игра с мячом «Назови, не повторись»

- Вспомните, каких птиц вы знаете. Только будьте внимательны, не повторяйте уже названных птиц.

Логопед пускает мяч по кругу, дети передают его друг другу. По сигналу, движение мяча останавливается. Ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет любую птицу.

Дыхательная гимнастика: Покажем, как дует ветер сильный, а теперь тихий ветерок.

Назови одним словом

(активизация словаря, закрепление навыков словообразования)

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега-подснежник

Место, где растаял снег и открылась земля. –проталина

теплая погода с таянием снега, льда—оттепель

Первый цветок, появившийся ранней весной первоцвет

Падение капель оттаявшего снега—капель

Движение льда по реке весной-ледоход

Ой, смотрите, у нас какое- то письмо лежит, интересно оно для кого? (Чтение письма)

Дорогие дети! Пишет вам Весна. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня,

составьте рассказ обо мне по картинкам. Очень надеюсь на вашу помощь.

Помочь вы мне сможете, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться.  Надеюсь на вас друзья!»

Ребята, здесь ещё что-то есть. (педагог заглядывает внутрь посылки достает картинки о весне). Я так думаю, что это картинки о весне.

Поможем, ребята весне, составим рассказ?

Ну, что же, начнём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.

 «У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничего не мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою».

Составление рассказа «Три весны» по опорным картинкам (поле, река, лес)

Что мы составили? (рассказ). А у каждого рассказа должно быть название.

Ребята, придумайте название нашему рассказу. Дети - «Три весны».

А уж ясно солнышко 

Припекло, припекло 

И повсюду золото 

Разлило, разлило. 

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат. 

Журавли курлыкают 

И летят, летят.

Дети самостоятельно составляют рассказ с опорой на картинки.

Ребята, у вас получились очень хорошие рассказы. И мы с вами помогли   распутать дорожки по которым к нам придёт весна – красна (Разрезанная схема-картинка)

А почему в народе говорят весна – красна?

В старину, чтобы весна народ радовала, поскорее тепло приносила, люди кричали «заклички» и так зазывали весну. Давайте и мы зазовём весну:

Весна! Весна!

Прийди красна!

С ясным солнышком

Колоколнышком.

Принеси урожай

В наш родимый край!

Вот и пришла весна. Теперь с каждым днём будет становиться теплее и радостнее. Весна так рада, что вы помогли ей, приготовила каждому из вас подарок. Это картинки, которые вы раскрасите и вспомните наш рассказ.

7 мин

15 мин

3 мин

5 мин

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  3. Физкультминутка. «Весенняя песенка»
  4. Заключительная часть

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект По развитию речи В подготовительной группе «Весна. Признаки весны»

Конспект По развитию речи В подготовительной группе «Весна. Признаки весны»...

План-конспект по развитию речи в первой младшей группе по теме: "Весна пришла!"

С использованием таких педагогических методов, как, например, наблюдение, игра и других, развиваем словарь детей на тему весны и её явлений....

Конспект по развитию речи в старшей группе "весна-красна"

Конспект по развитию речи в старшей группе " Весна-красна"....

Конспект по развитию речи «К нам пришла весна»

Программное содержание:Активизировать знания детей о весне, о сезонных изменениях в природе.Связная речь: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.Подбирать к словам определения. Понима...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет! Весне дорогу!»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет! Весне дорогу!»Цель: расширять представления о весне, как времени года.Задачи:Образовательная:обогащать активный словарный з...