Речевые кубики для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (средняя группа)

Доценко Екатерина Николаевна

Направленность: речевое и познавательное развитие.

 

Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

 

Цель:

Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.

Задачи:

1.Развивать речь детей:

  • вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ .

  • Развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.

  • Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

  • Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.(игры на обобщающем кубике).

  • Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

  • Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.(д/и «Что бывает круглым?»)

  • Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. (Д/и «Один – много»)

  • Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.. (д/и «Скажи ласково»)

  • Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. («Веселый счет»).

  • Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.( «Кто кем был?; Кто кем будет?»)


 

2. Развивать познавательные способности детей, формирование мыслительных процессов в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине.

3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.

Материал: пластмассовые кубики: "Фигуры", "Числа", "Животные", "Обобщающий", карточки с заданиями к каждому кубику.

 

Игра проводится в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.

 

 

Ход игры:

Для каждого кубика имеется своя карточка с заданиями. Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика.

Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись», называет картинку, которая оказалась сверху, и выполняет задания.

 

Кубик «Фигуры»                                                                                                                                                      На гранях кубика изображены следующие предметы:

  1. Круг – назвать предметы круглой формы. (Д/И «Что бывает круглым?)

  2. Квадрат - назвать предметы квадратной формы из того, что окружает ребенка.

  3. Разноцветные фигуры с неровными контурами (вопросы из серии «Что бывает красным, зеленым, желтым, синим…»)

  4. Маленький – большой треугольники:

Задание «Кто кем (чем) станет?»

«Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

«Кто кем (чем) был?»

Кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — ткань, ботинки — кожей, дом — кирпичом, сильный — слабым

5.Два квадрата белого и черного цвета. Задание « Скажи наоборот».

Примеры задания: высокий-низкий, горячий-холодный, узкий – широкий, большой – маленький, тяжелый – легкий, слабый – сильный…


 

6.Один круг слева и три круга справа: игра «Один – много».

Задания: : Стол - столы двор — дворы нос — носы гора — горы нора — норы мост —мосты дом — дома глаз — глаза луг — луга город — города провод — провода холод — холода день — дни пень — пни сон — сны лоб — лбы ухо — уши стул — стулья кол — колья лист — листья перо — перья крыло — крылья дерево — деревья носок — носки чулок — чулки кусок — куски кружок — кружки дружок — дружки прыжок — прыжки утенок — утята гусенок — гусята цыпленок — цыплята тигренок — тигрята слоненок — слонята.

Кубик «Животные»

 

На гранях кубика изображены животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж. (картинки можно менять по желанию).

Вопросы:

1. Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему) .

2. Назови ласково. (например, если выпала картинка с лисой, то ласково – лисичка)

3. Назови детеныша ( например, детеныш – лисенок. То же самое с другими животными).

4. Кто где живёт?

5. Чем питаются?

6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).

7. «Что делают животные? »

Собака - Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ; лиса – бежит, охотится, отдыхает; корова – мычит, пасется на лугу, жует траву, дает молоко; заяц – прячется, прыгает, скачет, ест, боится; и т.д.

8. Чья голова? Чья лапа, хвост? ( у кошки голова – кошачья, у лошади голова – лошадиная, у зайца голова – заячья, у лисы голова – лисья, у собаки голова – собачья, у коровы голова – коровья и т д.)

Если одновременно бросить с кубиком «Животные» кубик «Числа», то задания можно усложнить: «Веселый счет». В зависимости от того, какое число выпало, ребенок считает: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы…шесть лис. То же самое с другими животными.

Кубик «Обобщающий».

 

В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько покажет выпавшее число.

1. картинка «помидор». Задания: назови овощи (столько, сколько выпадет на кубике «числа»).

2.картинка «яблоко». Задание: назови любые фрукты.

3.Картинка «малина». Задание: назвать любую ягоду.

4.Картинка «дерево». Задание: назвать любое дерево.

5.Картинка «цветок». Задание: назвать любой цветок.

6. Картинка «грибок». Задание: назвать грибы.

Дополнительные вопросы.

1. Фрукт или овощ. Где растет? (на грядке, на дереве, в земле) .

2. Назови по форме, по цвету, по вкусу.

3. Как употребляют в пищу? Что готовят? варят? из овоща (фрукта, ягод, грибов) .


 

Кубик «Числа»

 


 

На гранях кубика – числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя усложнять задания путем бросания второго кубика. Закрепляется количественный счет (одно яблоко, два яблока…), согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки…).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Развитие речевого аппарата, речевой моторики у детей дошкольного возраста

К 6 годам  ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситу...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Приёмы стимуляции речевой активности и речевого общения у детей дошкольного возраста

Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Язык представляет собой грандиозную по своей сложности...

«Кубик Блума» и «Круг Луллия» - педагогические инновационные технологии развития познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенны...

«Музыкально-дидактическое пособие Кубик Блума детей дошкольного возраста»

Дидактическое пособие - Кубик Блума. Оно разработано на основе приема технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....