Конспект по развитию речи на тему: "Домашние птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Панферова Юлия Борисовна

Цель: Формировать представления о домашних птицах

Задачи: закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их внешнем виде, образе жизни4 расширение, уточнение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_dom_ptitsy.docx125.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №82 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие» для среднего возраста  

на тему: «Домашние птицы»

      Воспитатель:

            Панферова Юлия Борисовна

Квалификационная категория: первая

Используемые технологии:

                                          Здоровьесберегающие

                                          Игровые

                                          Познавательно-исследовательские

                                                                                                                                 

Санкт-Петербург

2020

План  конспекта по развитию речи

           Тема: «Домашние птицы»

Цель: формировать представления о домашних птицах.

Задачи: 

Образовательные:

-закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их внешнем виде, образе жизни.

-расширение, уточнение и активизация словаря по теме;

-совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие: развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Речевые: развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха; обогащение словарного запаса детей; формировать обобщающее понятие «домашние птицы».

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Организация  детских  видов  деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Форма и методы, используемые в НОД: 

Методы: чтение стихотворения, беседа, рассказ, показ, дидактическая игра.

 

Форма:  фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Активизация словаря: гусь, гусыня, гусёнок, гусята, гоготать, перепонки, селезень, утка, утёнок, утята, крякать, индюк, индюшка, индюшонок, индюшата, курица, петух, цыпленок, кудахтать.

Материалы и оборудование:  макет птичьего двора, предметные картинки домашних птиц с детенышами, фасоль и горох перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и цыплёнка, раскраски домашних птиц.

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Образовательные области

Задачи

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть

Сюрпризный момент.

Макет птичьего двора.

Речевое развитие.

Создание интереса, эмоционального настроя.

 (К детям приходит курочка).

Воспитатель изображает голосом курочку.

Курочка: «Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок- маленький цыплёнок.

Бегаю, зову его, не откликается, наверно заблудился  на нашем

птичьем дворе! Двор у нас большой, где искать не знаю…»

- Ребята, поможем Курочке?

Поспешим на птичий двор.

- Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.

(Показ макета  птичьего двора).

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-179877-1412269597.jpg

-Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.

-Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?

Дети отвечают.

Основная часть

Проблемная ситуация:

Физкульминутка/

динамическая пауза:

Физкульминутка/

динамическая пауза:

Сюрпризный момент.

Магнитная доска с

иллюстрацией гусиной семьи.

Магнитная доска с

иллюстрацией утиной семьи.

Магнитная доска с

иллюстрацией индюшиной семьи.

Три чашки: в одной перепутанные горох и фасоль, а две другие - пустые.

Магнитная доска с

иллюстрацией куриной семьи.

Запись пищания цыплят.

Тарелочка с червячками из пластилина.

Раскраски с домашними птицами.

Познавательное и речевое развитие.

Физическое и речевое развитие.

Познавательное и речевое развитие.

Физическое и речевое развитие.

Познавательное и речевое развитие.

Физическое и речевое развитие.

Познавательное и речевое развитие.

Физическое и речевое развитие.

Речевое развитие.

Познакомить с

домашними птицами,

развивать речь; обогатить словарный запас детей.

Развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики.

Снятие усталости  и напряжения у детей, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики,

четких движений во взаимосвязи с речью.

Развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие слухового восприятия.

Снятие усталости  и напряжения у детей, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики,

четких движений во взаимосвязи с речью.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха.

Загадка про гуся.

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

-Правильно, ребята, здесь живёт семья гусей.

(Показ картинки с гусиной семьёй).

- Это гусиная семья!

-Как папу называют?  

-А как маму?

-А как называется их малыш?

А если малышей много?

- Посмотрите, ребята, какой у нас гусь красивый. Давайте его рассмотрим:

- Посмотрите на голову гуся!

Что вы видите на голове?

Они какого цвета?

-Голова переходит в…!

-Она длинная или короткая?

-Посмотрите на туловище гуся!

Что вы видите?

Опишите их.

-Почему  гусей называют водоплавающими птицами?

-С помощью чего они плавают?

-Да, ребята, у них  на лапах - перепонки. Поэтому гуси хорошо плавают, перебирая лапами, как ластами.

-А чем покрыто тело гусей?

- А под перьями – пух. Перья у гусей серого или белого цвета.

-А гусята какого цвета?

- А как гусыня зовет своих гусят?

-Значит, что умеют ГУСИ?

-А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с гусями поиграем

Есть у нас драчливый гусь

Очень я его боюсь

Выгнет шею и гогочет

Ущипнуть меня он хочет

-Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?

- Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки поклевал и убежал…

- А куда же?

- Да на двор, где живут утки побежал…

Ну что ребята на двор к уткам отправимся….

- Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…

(Показ картинки утиной семьи).

- Это утиная семья.

-Как папу называют?

-А как маму?

-А как называется их

Малыш?

-А если малышей много?

- Посмотрите, ребята, какая у нас уточка красивая.

- Что мы видим на голове?

Что вы видите на голове?

Они какого цвета?

-Сравним шею у гуся и утки!

-Посмотрите на туловище утки!

Что вы видите?

Опишите их.

-А для чего утке нужны перепонки?

-Правильно, ребята утки тоже водоплавающие птицы, как и гуси.

-А чем покрыто тело гусей?

-А  под перьями  пух.

-Какого утка окраса?

-А утёнок какого цвета?

- А как утка зовет своих гусят?

-Значит, что умеют УТКИ?

-Ребята, посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть.

-Давайте с ними поиграем!

«Вышли уточки на луг»

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

Клювом перья расправляют.

Ветер ветки раскачал?

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

 - Уточки, вы не видели цыплёнка?

Потерялся бедненький.

Утки отвечают: «Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал».

-А куда же он побежал?

Утки отвечают: «А на двор к индюкам».

Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….

- Три раза вокруг себя повернись и на индюшином дворе очутись.

(Показ картинки индюшиной семьи).

-Это индюшиная семья.

-Как папу называют?

- А как маму?

 -А как называется их

малыш?

-А если малышей много?

-Давайте сравним маму и папу индюшонка.

-А что на голове у индюка?

-Да, ребята – это бородавчатый не оперённый носовой отросток.

-У индюка он какой?

-А у индюшки?

 

А еще у индюка большой хвост!

-На что он похож?

-А у индюшки он какой?

- На лапках у индюков есть перепонки?

- Поэтому они умеют плавать или нет?

-Правильно, они сухопутные птицы.

-Чем покрыто их туловище? Какого цвета их перья?

-Индюки, вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?

Индюки: «Видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался домой с гостинцами!»

-Ребята, посмотрите!

Индюшка грустная какая-то.  Индюшка, что случилось?

Индюшка отвечает: «Да вот, принесла нам хозяйка обед: индюшатам - горох, а

мне с индюком - фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться

фасолью, она крупная».

-Ребята, давайте поможем индюкам!

(На столах стоят три чашки).

-В одну нужно положить

горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать горохом, а индюк и индюшка - фасолью.

(Дети за столами перебирают фасоль и горох).

Индюки благодарят детей и прощаются!

-Ну что, ребята, на двор к курам отправимся….

- Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…

(Показ картинки куриной семьи).

-Ну вот, ребята, мы и пришли к курочке в гости.

- Посмотрите, ребята, какая у нас курочка красивая!

- А что это у курочки?

- А гребешок у курочки какого цвета?

- А как курочка зовет своих цыплят?

-А что умеют КУРОЧКИ?  

(Включается запись пищания цыплят).

- Ребята, послушайте, кто-то пищит!

-Как вы думаете, кто это?

 -Им очень хотелось к своей мамочке, они соскучились по мамочке.

-Давайте их поставим к маме и папе! Как их называют?

-А они умеют плавать? Почему?

-Да, это сухопутные птицы!

- А какие они наши цыплятки?

- Посмотрите, какие у них маленькие клювики, крылышки, лапки.

- А как вы думаете, почему же наши цыплята так громко пищали? (они есть хотели).

- А мама курица заботливая, любит своих цыплят, она зовет их за собой, кормит червячками.

- А давайте мы тоже поиграем, превратимся в цыпляток, а я буду курочкой.

(надеваем на детей шапочки цыплят)

Проводится игра: «Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите!

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы
Полное корытце!

-Ой, ребята, посмотрите, а вот и цыплёнок прибежал  да с гостинцами для мамы и папы

(Показ тарелочки с червячками из пластилина).

Цыпленок: «Пи-пи-пи! Угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!»

Курица: «Спасибо, сыночек!»

-Ой, какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится!

-А вам он нравится? Давайте скажем, почему нам нравится цыплёнок?

(Воспитатель передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по очереди говорят своё предложение).

 Цыплёнок: «Ой, ребята, вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем

дворе!»

Дети отгадывают: «Гусь».

-Гусь.

-Гусыня.

-Гусёнок

-Гусята.

- Красный клюв, черные глаза.

-Шею.

-Длинная.

-Крылья, хвост и лапы.

-Два больших крыла, маленький хвост, две красные лапы

 -Они умеют плавать.

-С помощью лап.

-Перьями.

-Жёлтого цвета.

-Га-га-га! 

-Гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным) (руки в кулачки и прижать к телу)

(правая рука вверх в щепотку)

(ритмичные «щипки»).

-Селезень.

- Утка.

-Утёнок.

-Утята.

-Два маленьких глаза, широкий, оранжевый и длинный клюв.

-Шея у уток короче, чем у гусей.

-На туловище два

крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках -перепонки.

-Перепонки нужны для того, чтобы утки могли плавать.

-Туловище уток

покрыто перьями.

-Утка пёстренькая, а селезень яркий у него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть зелёные полоски.

- Жёлтенький.

-Кря-кря-кря!

- Крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

(Шагаем.)

 (Машем руками-крыльями.)

 (Круговые вращения шеей.)

(Повороты туловища влево-вправо.)

(Качаем поднятыми вверх руками.)

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) (Подняли вверх руки, потянулись.)

(Присели.)

-Индюк.

-Индюшка.

-Индюшонок.

-Индюшата.

-Папа побольше, а мама поменьше.

-Большой нос.

-У индюка -большой и ярко красный, а у индюшки - поменьше.

-На веер.

-У индюшки поменьше.

-Нет.

-Не умеют.

-Туловище индюков

покрыты перьями, они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.

-Клюв.

-Красного.

-Ко-ко-ко.

-Кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить и т.д.

-Цыплята.

-Курица и петух.

-Куры плавать не умеют, потому что на лапках перепонок нет.

-Маленькие, пушистые, желтенькие.

(Воспитатель идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями»). 

(Малыш идёт за мамой-курицей и повторяет движения).

(«Грозит» пальчиком).

(Присесть и «грести лапками»).

(Показываем, какого жука съели).

(Показать длинного червяка - руки в стороны).

(Наклоняемся, руки отводим назад).

-Цыплёнок мне нравится, потому

что… (он красивый)!

Дети рассматривают раскраски птиц.

Рефлексия:

итог НОД.

Оценка деятельности детей

Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Развитие долговременной памяти, диалогической речи, закрепление материала.

Развитие интереса к домашним птицам.

-Ребята, нам пора прощаться и возвращаться в группу.

- Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…

-Ну вот мы и в группе!

-Ребята, где мы с вами побывали?

-А кого там видели?

-А птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!

Теперь можно и раскраски раскрасить…

Дети отвечают по цепочке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитие речи по теме "Домашнее животное - кот" в группе раннего возраста

Конспект НОД развитие речи по теме "Домашнее животное - кот" в группе раннего возраста...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Конспект НОД развитию речи по теме "Домашние и дикие животные".

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие": развитие речи по теме "Домашние и дикие животные"....

Конспект по развитию речи на тему: "Домашние животные"

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных.  1. Образовательные задачи: Уточнять и расширять представления детей о домашних животных - внешний вид, какую пользу приносят, чем пита...

Конспект по развитию речи на тему:" Домашние животные"

Закрепление обобщающего понятия домашние животные....