Речевая деятельность дошкольников в режимных моментах
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Речевая деятельность дошкольников в режимных моментах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая деятельность

в режимных моментах

(на примере подготовительной группы)

Набережнева Светлана Дмитриевна,

воспитатель

МАДОУ детского сада 63 «Журавлик»

комбинированного вида

Согласно требованиям ФГОС, одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность образовательно-воспитательного процесса, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, их умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В условиях ДОУ развитие речи может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение: приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), предохраняют нервную систему от переутомления.

Рассмотрим процесс организации речевого общения детей и взрослых в разных режимных моментах в условиях ДОУ (не затрагивая специально подготовленных занятий).

Приём детей в группу.

Утром, когда дети приходят в группу, необходимо включать их в беседы на разные бытовые темы. В таких беседах можно закрепить знания о транспорте, о профессиях, о любимых игрушках, о семье. Уместно не только спросить с кем он живет, как зовут членов семьи, где они работают, чем любят заниматься члены семьи в свободное время, но и уточнить степень родства ребёнка к другим членам семьи. Дошкольники охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали: какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой, какую книгу ему прочли дома, чем были заняты в выходные дни, кто приходил в гости, как отдыхали, рассказывают о своих играх, занятиях, развлечениях и пр. и т.д. Непринужденный разговор помогает закрепить и знание своего домашнего адреса. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова - названия улиц, цифры в его адресе. Такие индивидуальные беседы хорошо использовать для развития интонационной стороны речи, артикуляционных и грамматических навыков, уточнения смысла незнакомых или малознакомых слов.

Утренняя гимнастика.

В утренний отрезок времени проводим гимнастику с детьми в группе или отводим детей на гимнастику в физкультурный зал. При этом важно нам - воспитателям - заниматься вместе с детьми, и в качестве помощника приглашать кого-то из ребят. При необходимости, во время выполнения упражнений поправляем, корректируем не только их выполнение, но и произношение слов, интонацию. Из опыта знаем, что использование небольших стихотворений для озвучивания движений позволяет повысить не только двигательную активность детей, но и способствует развитию интонационной, ритмической сторон речи.

Умывание.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей при этом сам процесс сопровождается тематическими потешками, прибаутками, комментирующими действия детей. Особенно это важно для ребят младшего дошкольного возраста.

Приём пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

При организации приёма пищи обращаем внимание на то, как накрыты столы к завтраку, употребляя большое количество глаголов и прилагательных, даем подробную оценку действиям дежурных. Во время дежурства по столовой привлекаем внимание детей к посуде, стимулируя называть ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Во время сервировки стола уточняем названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Просим подробно рассказать, с какой стороны правильно положить ложки, вилки, ножи, назвать обобщающее слово «посуда». В зависимости от меню уточняем и чётко произносим названия блюд, информируем о том, из каких продуктов они приготовлены, расширяя словарный запас детей синонимами и антонимами. Важно мотивировать ребят активно включиться в этот разговор. При этом необходимо отметить заботу няни и поваров, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий, рассказать о том, что нужно знать и уметь, чтобы получить данные профессии. В процессе приёма пищи решаем задачи воспитания культурно-гигиенических навыков, формируем основы этикета (поведение за столом, умение вести беседу).

Работая над развитием речи дошкольников, целесообразно использовать и дежурство в уголке природы, и при подготовке к занятиям. Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений. Так, например, во время дежурства в «Уголке живой природы» спрашиваем ребят: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Как называется цветок, который стоит справа от тебя?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д. Такая же работа проводится во время подготовки необходимого материала к занятиям.

Прогулки.

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей: как процесс сбора на прогулку и раздевание после неё, так и сама прогулка. Во время этих процедур внимание детей обращаем на значение слов-глаголов, таких как: обувать, застегивать, расстегивать, класть, сворачивать и т.д. Сначала вмести с нами, а теперь самостоятельно ребята проговаривают последовательность действий. Регулярно акцентируем их внимание на том, что обращаться к взрослому нужно по имени отчеству и говорить, что необходимо помочь сделать. В процессе беседы проговариваем и цвет одежды (согласование прилагательных с существительными в роде), перечисляем детали одежды, придумываем, на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), называем материал, из которого она сделана (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.), припоминаем профессии людей, участвовавших в создании одежды.

На прогулке, кроме заранее запланированных игр, по необходимости включаем игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, имеющихся трудностей. Каким образом? спросите вы.

На прогулке дети с удовольствием и азартом играют, сопровождая игру эмоционально окрашенной речью. Когда дети начинают играть, они не задумываются над тем, что предоставленная им возможность рассказать правила игры, похвала или поощрение за правильный рассказ в виде желаемого положения в игре (водящий, первый, лучшее место и т. д.) – это тоже развитие их речи. Например: игра «Кто ушел?» Ребенку просто необходимо назвать товарища, который ушел из его поля зрения. Если водящий затрудняется, дети подсказывают ему наводящими предложениями описательного характера: «А у него белый шарф», «Он сегодня пришёл раньше всех в садик» и т.д. Подобная игра «Узнай по описанию». Ведущий ребенок, глядя на своих товарищей, описывает кого-либо. Водящий ребенок должен отгадать, кого он описывает, назвать имя.

А такая игра, как «У медведя во бору» заставляет проговаривать слова, вызывает бурю эмоций и, опять же - формирует четкую речь, закрепляет произношение звука «р». Есть такая замечательная игра «Лохматый пёс», в которой дети громко и весело повторяют такие слова:

Вот сидит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос.

Подойдем к нему разбудим,

И посмотрим, что же будет.

Ребенок, изображающий пса, проявляет характер: некоторые сразу же бросаются за детьми, чтобы поймать одного из них и усадить на свое место, другие проявляют артистические способности – то делают вид, что крепко спят, то тихонечко скулят, то рычат, гавкают. После игры привлекаем детей к обсуждению её результатов, оценке своего поведения и поведения своих товарищей.

Очень нравится детям играть на прогулке в речевые игры-вопросы для обогащения речи именами прилагательными, глаголами. Например: Мяч какой? (большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный). «Что может делать собака (звери, люди, рыбы)? (лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…). Назови ласково (также можно играть с мячом) Например: птица — птичка, кошка - кошечка и т.д.

Игра «Потому что, потому…». Её цель - включение в речь детей союзов и предлогов, что делает речь плавной, логичной, цельной. Развиваем эту способность у детей, рассуждая и отвечая на вопросы: «На улице много луж, потому что…», «Почему ты надел тёплую куртку?» и т.д.

Во время общения на прогулке стараемся использовать разнообразные по звучанию слова, которые симулируют развитие фонематического слуха (например, камУШКи – каменЮГи - камИЩЕ) расширяют возможности эмоционального развития детей, знакомят их с разнообразием предметов и их названий.

Кроме того, во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дошкольники с удовольствием отвечают на вопросы, рассуждают, делают умозаключения, составляют или придумывают короткие рассказы, сказки. Так, рассматривая листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый, осиновый, тополиный. Совершая экскурсию по территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: «На нашем участке растут две березы, а там нет берез», «Какой красивый кустарник на соседнем участке, а у нас нет кустарника» и т.д. Образование и употребление родственных слов, например, показываем детям лист, а они подбирают родственные слова: осиновый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад.

Детям очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Слушая, дети определяют, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом, мы учим детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняем их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.

Дневной сон.

Подготовка ко сну, дневной сон, пробуждение так же являются важными моментами в активизации речевого развития дошкольников. В процессе беседы при раздевании мы, используя большое количество наречий и глаголов, формируем бережное отношение к вещам, аккуратность. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогают создать произведения литературы (сказки, небольшие стихи и рассказы соответствующей тематики), нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей. Для этого уместно использовать народные потешки и приговорки.

После подъема организуются закаливающие процедуры, для проведения которых воспитатель разучивает с детьми специальные стихотворения, побуждает озвучивать свои действия или комментировать действия других ребят. После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания и проговаривания действий (своих или товарища), а мы помогаем им при необходимости.

Речевое развитие детей происходит и в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе ознакомления с окружающим миром. Общаясь, ребята овладевают различным речевым материалом: специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др.; в изобразительной деятельности — «бумага», «кисточка», «рисовать», «лепить», «заштриховать», а также слова, обозначающие название цвета, пространственные отношения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию; с организацией детей, оценкой их деятельности (лепи аккуратно, обрати внимание, старайся, помоги другу, молодец, умница). В свободной деятельности – речевым материалом при обсуждении замысла рисунков, тематики игр, подборе игрушек и атрибутов, общении между собой. Во время трудовой деятельности - словами и выражениями, связанными с названиями инструментов, различными действиями. Во время занятий по конструированию развивается планирующая функция речи, появляется возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений. При этом эффективно использовать прием комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. При затруднении словесного воспроизведения мы помогаем наводящими вопросами: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?». Другой стороной такой формы общения является научение детей грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесному оформлению просьбы.

Во время организации деятельности по элементарному экспериментированию детей ставим в такие условия, когда им необходимо обсудить проблему, найти решение, объяснить и доказать свой выбор. В такой ситуации они используют весь свой словарный запас, стараются найти правильные слова, правильно оформить сложное предложение, вступить в речевой контакт с другими детьми.

В образовательной деятельности так же используем речевые игры, которые известны всем как физкультминутки. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают слова короткого стишка вместе с нами и/или самостоятельно, сопровождая все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток (обратить внимание на слайд 35)

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Мы включаем их во все режимные моменты, закрепляя знания, полученные детьми на занятиях. Игры, занимательные, фонетические, лексические и грамматические упражнения, помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи. Эта работа проводиться систематически. Организуется с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Пользуясь естественной речью по поводу выполнения действий, организации детей во время проведения режимных моментов, выделяем слова, нужные для обозначения наиболее необходимых предметов, действий, состояний. Важно предъявлять слова в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя карандаш, воспитатель обращает внимание на его форму, устройство, правильное удержание в руке, аккуратное закрашивание фигуры и др.). Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью позволяет дошкольникам запомнить речевой материал и использовать его в привычных ситуациях.

Таким образом, речевое развитие это сложная, каждодневная, кропотливая, планомерно выстроенная, систематическая работа, которая должна осуществляться воспитателями и специалистами в стенах дошкольного учреждения и  родителями за пределами ДОУ. Благодаря такому совместному труду взрослых, речь детей будет более последовательной выразительной, плавной, грамматически правильной. А высокий уровень речевого развития, развития умения составлять связное высказывание на любую тему являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Использование речевых игр в ходе режимных моментов»

Семинар - практикум«Использование речевых игр в ходе режимных моментов»Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов МБДОУ в вопросах использования речевых игр в ходе режимных моментов...

Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста

Доклад "Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста"...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Как развивать речь дошкольников в ходе режимных моментов...

Конспект образовательной деятельности в ходе режимных моментов по речевому развитию в младшей группе(3-4 года)" Чтение и инсценировка потешки "Кошкин дом".

Формировать умение запоминать потешки «Кошкин дом» с помощью взрослого. Познакомить детей с настольным театром «Кошкин дом». Развивать связную речь.Задачи:-Познакомить со спосо...

Консультация для педагогов "Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников в режимных моментах".

Данный материал поможет педагогам организовать экпериментально-исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста на занятиях, на прогулке, в совместной деятельности и в индивидуальной работ...