Семинар - практикум «Использование речевых игр в ходе режимных моментов»
материал по коррекционной педагогике по теме

Семинар - практикум

«Использование речевых игр в ходе режимных моментов»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов МБДОУ в вопросах использования речевых игр в ходе режимных моментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_chast.docx20.57 КБ
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

2 часть. Практическая

1)«Дразнилка" или "Изобрази животное".

 Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

2) Кто позвал?

       Цель: развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых людей.

       Ход игры: Игра проводится в группе. Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет. Можно усложнять задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию. Если ребенок угадывает, кто его позвал, он может поменяться с этим игроком ролями. Если не отгадывает – продолжает «водить».

      Эта игра возможна, когда дети научатся называть друг друга по имени.

3) «Подумай, не торопись.»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

  •  Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
  •  Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
  •  Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а. (кошка, кнопка, каска)
  •  Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С" (стол, стул, стекло), в середине слова звук "Т" (монитор, стол)и.т.д.

 Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

   «Шутки - минутки.»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры :

Хвост с узорами,

 сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

 Загорелся кошкин том.

 За окошком зимний сад,

 Там листочки в бочках спят.

 Мальчишек радостный народ

 Коньками звучно режет мёд.

 Кот плывет по океану,

 Кит из блюдца ест сметану.

 Куклу выронив из рук,

 Маша мчится к маме:

 Там ползёт зелёный лук

 С длинными усами.

 Божья коробка, полети на небо,

 Принеси мне хлеба.

4) Игра «Перевертыши»

Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Приведем пример автоматизации все того же звука С. Начать игру можно с удивительного рассказа о том, что в стране Азбукиведии злая волшебница запутала все слова. Конечно же, только малыш может помочь жителям этой страны их «расколдовать». Ребенку предлагаются слова, разные по слоговому составу и различному положению в них звука С, например, «супода» (посуда), «окс» (сок), «сако» (коса). Малышу нужно отгадать «заколдованные» слова. Если ребенок затрудняется, можно назвать первый звук или первый слог.

Представленные речевые игры могут стать любимым занятием вашего малыша. Играйте и развивайте речь.

5) Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.

Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

5) Пальчиковые игры

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

 

7)Лексика-грамматика

 Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходила в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

8)Связная речь

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.



Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Использование речевых игр в ходе режимных моментов»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов МБДОУ в вопросах использования речевых игр в ходе режимных моментов

Участники: Педагоги МБДОУ ДС №480

Место проведения: МБДОУ ДС №480

1часть. Теоретические основы.

 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

 Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

 Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.   Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Рассмотрим 4 этапа становления речи детей.

 1этап - подготовительный (с момента рождения до 1г.)

В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений 3-х отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.  У всех детей отмечается период «гуления»(1,5-2 мес.), лепета (4-5 мес.).

С 10-11 месяцев появляются реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

2 этап - преддошкольный (от 1г. до 3лет).

В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; 

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

—  Папа, ди (папа, иди).

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря: полтора года — 10-15 слов, к концу второго года — 30 слов, к трем годам — примерно 100 слов. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

 К 2-м годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речиК концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

3 этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

4 этап - школьный (от 7 до 14 лет).

 Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

По данным мировой статистики число дошкольников с речевыми расстройствами растёт, в связи с чем, проблемы профилактики речевых нарушений являются очень актуальными. Так как, полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе, очень важно устранить все недостатки в речевом развитии еще в дошкольном возрасте. Как было сказано ранее,  наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию, речь ребенка в данный период наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений преодолеваются легче и быстрее в этом возрасте.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы (наглядные, словесные, практические).

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение цели:

….через решение следующих задач:

ФГТ

ФГОС

Образовательная область

«Коммуникация»

«Речевое развитие»

Цель

Овладение конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладени литературным языком своего народа

Задачи

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексические стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в разных формах и видах детской деятельности;
  3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  1. Владение речью как средством общения;
  2. Обогащение активного словаря;
  3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. Развитие речевого творчества;
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект профилактической, коррекционной работы должен быть получен, если проводить ее с использованием разнообразных игр. "Для ребят дошкольного возраста - писала Н.К. Крупская, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Очень важно более полно использовать для коррекционных целей все режимные моменты. Так как именно режимные моменты подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, дежурство в уголке природы, труд на участке и т.д. по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников. Поэтому можно успешно использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе занятий. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. 

Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи, они способствуют:

  • сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации);
  • пополнению и активизации словаря;
  • развитию фонематического слуха;
  • формированию правильного звукопроизношения;
  • усвоению лексико-грамматических категорий родного языка;
  • развитию связной речи, умение правильно выражать свои мысли;

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. здесь требуется использование приобретенных раннее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по  различным свойствам, признакам и т.д.

Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной, и в тоже время спокойной. Большую требовательность следует предъявить к жестам, мимике. Сидеть и стоять  во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог  видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому ребенку казалось, что это ему читают и рассказывают, т.е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.

Основные задачи словесных игр для детей младшей группы:

  • соотносить действия со словами потешки, стихотворения;
  • правильное произношение звуков;
  • развитие слухового внимания,
  • развитие речевой активности;
  • соотносить слова с действиями пальцев;
  • развитие речевой, умственной и двигательной активности

Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление  и речь, увеличивается  запас слов, речь становится более связной и последовательной. Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно найти ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами.  Он учит детей сравнивать предметы, правильно называть их признаки; во всех видах игр  поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь. В средней группе воспитатель проводит словесные игры, основываясь на представлениях об окружающем. Он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре чаще поручается, то одному, то другому ребенку.

В среднем возрасте игры направлены в основном на:

  • развитие речи;
  •  воспитание правильного звукопроизношения;
  • уточнение, закрепление и активизацию словаря;  
  • развитие правильной ориентировки в пространстве.

Детям старшего дошкольного возраста свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам – наблюдая явления природы, общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям. Дети старшего дошкольного возраста приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.

Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы делятся на:

  1. Игры, развивающие речевое дыхание; 

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

«Одуванчик»,  «Пузырь»,  «Снежинки»,  «Листопад»,  «Снег» "Фокус","Снег кружится, летает, летает","Горячий чай","Бабочки порхают","Самый быстрый карандаш", "Кто загонит мяч в ворота","Дыхание","Мой воздушный шарик", «Потягушеньки моей душеньке», «Веселые движения», Дразнилка" или "Изобрази животное", «Жуки», «Мой воздушный шарик».

  1. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие;

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь – основное средство общения.

«Угадай, что делать»,  «Солнце или дождик?»,  «Угадай, на чем играю»,  « Кто там?»,  «Кто позвал?»,  «Покажи игрушку!», «Горячий – холодный»,  «Слушай и выполняй!»,  «Выполни задание!»,  «Послушаем звуки!», «Кто кричит?», «Тук-тук!», «Звуки дома», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку»,  «Звуки улицы», « Погремушки»,  «Весёлый Петрушка», «Шагаем и танцуем!»,  «Маленький музыкант»,  «Мишка и зайчик»,  «Правильно – неправильно?».

  1. Игры для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;

«Какой звук есть во всех словах?», «Подумай, не торопись», «Шутки - минутки»,  «Доскажи словечко», «Замени звук», «Придумай слово», «Строим дорожку», «Поймай слог», «Раздели правильно», «Ловушка», «Придумай слова на звук…», «Посчитай, сколько звуков в слове», Поймай звук», «Найди нужные словечки».

  1. Игры, развивающие силу голоса и темп речи;

Для того чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

«Громко-тихо», « Идемте с нами играть»,  «Не разбуди куклу», «Дует ветер», «Кто как кричит», «Кто дольше»,  «Поход в лес»,  «Тише — громче»,«Самолет», «Жук», «Спуск с горы», «Поезд», «Ракета», «Дружные ребята», «На велосипеде», «Гром», «Сказочник», «Клоун», «Протяни звук»,

«Дождик», «Повтори за мной»,«Эхо», «Уложи куклу», «Вездеход», «Пароход»

  1. Пальчиковые игры

«Ежовые колючки», «Норка сурка», «Переплетение пальцев», «Конфетти», «Голодный мячик», «Ватбол», «Прыгучий карандашик», «Дождь», «Капитан»,  «Домик», «Гроза», «Моя семья»,  «Барашки»,        «Кошка и мышка», «Колючий клубок», «У девочек и мальчиков», «Смелый капитан», «Дружная семейка», «В гости», «Приготовили обед», «Магазин», «У Петиной сестрицы», «Белка»,«Маланья»,«Прогулка», «Замок»,«Помощники»,«Помиримся», «Удивительно», «Подарки»

  1. Игры на координацию речи с движением

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи   слабослышащего ребенка. 

«Парк Аттракционов», «Цыплята и кот»,  «Солнышко», «Тучка»,«Мы Шагаем»,  «Мячик», «Ножки», «Машина», «Шофер»,  «Дом», «Серенькие Перышки», «Грядка», «Дерево», «Сад»,  «Снежок», «Снежинки», «Солнышко», «Медведь», «Комарик», «Хрюшка», «Ладушки», ,«Дождик», «Буратино», «Кузнечики», «Петушок», «Ножки и иадошки», «Едем - едем...», «Кот», «Зайка».

  1. Игры, формирующие правильное звукопроизношение 

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

«Во дворе»,  «Песня-песенка», «Курочка и цыплята», «Гав-гав», «На птичьем дворе»,  «Часы тикают»,  «Лошадка», «Автомобиль», «Барабан», «Кап-кап-кап», «Тук-тук»,  “Хлопни в ладошки, если услышишь звук ”, “Договори словечко”, “Разложи картинки”, “Длинный - короткий”, “Слушай и повтори”, “Рассели картинки по домикам”, “Правильно ли это?”, Потешки, Загадки, Пословицы, Скороговорки, Чистоговорки, Стихи.

Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Поэтому при проведении режимных моментов целесообразно использовать различный  художественно-литературный материал. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на  этой основе развивается его способность к словесному творчеству. Так воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух все, что происходит вокруг.

  1. Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций, обогащению словаря

 «Перепутаница», «Что было вчера — что происходит сегодня — что будет завтра», «Почему и потому», «Какое слово лишнее?», «Выбери правильное слово», «Найди по цвету", "Назови ласково", "Два брата", "День рождения Мишутки", "Мама потерялась" «Незнайкины ошибки», "Кто кого обгонит?" «Скажи наоборот», "Чьи покупки?", «Подбери словечко»,  «Олины помощники», «Кто, где спрятался?», «Кто внимательный»,  «Кто, где живет?» «Посчитай: 1-2 5», «Что из чего сделано?»,  Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья», «Съедобное – несъедобное», «Вершки и корешки»,  «Овощи, фрукты»,  «Один-много», “Какой сок приготовили?”, “Какой компот?”, “Кто больше подберет слов- признаков”, “Кто больше подберет слов- действий”, “Кто у кого?”, “Кто кем был?”, “Кого нет?”, “Назови одним словом”, “Добавь слово”, “Узнай по части”, “Продолжи ряд”, “Закончи предложение”, “Кому что нужно?”, “Чем отличается?”, “Кто моложе, кто старше?”, “Найди ошибки ”, “Хорошо - плохо”, “Кто где?”, “Кто как кричит?”.

  1. Игры для развития связной речи

«Вспомни случай», «Говорим по-разному», «Бюро путешествий», «Всегда под рукой», «Семейное ток-шоу», «Измени песню», «Чем закончилось?», «Истории из жизни», «Мой репортаж», «Рассказы по картинкам», «Лучший друг», «Продолжи рассказ», “Составляем описание”, “Запомни слова из текста”, “Лес”, “Сравни ”, “Лето”, “На реке”, “Наш дом”, “Уборка в доме”, “Мебельный магазин”, “ На улице.”, “Транспорт”, “Хороший врач”, “Музыканты”, “Объясни пословицы”, “Кто живет рядом с нами?”, “Сложи картинку и расскажи”, “Маленькая хозяйка”, “Птичий двор”, “Скотный двор”, “Незаконченные картинки”, “Ежики” и т.д.

Таким образом, речевые игры в ходе режимных моментов способствуют закреплению правильного произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности; уточнению и расширению запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности; созданию достаточного запаса словарных образов. С помощью речевых игр воспитывается активное произвольное внимание к речи, совершенствуется умение вслушиваться в обращенную речь, понимание  ее содержания, ребенок учится слышать ошибки в чужой и своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики на образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, кот...

Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста

Доклад "Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста"...

Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста

Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста...

Конспект образовательной деятельности в ходе режимных моментов по речевому развитию в младшей группе(3-4 года)" Чтение и инсценировка потешки "Кошкин дом".

Формировать умение запоминать потешки «Кошкин дом» с помощью взрослого. Познакомить детей с настольным театром «Кошкин дом». Развивать связную речь.Задачи:-Познакомить со спосо...

17.05.22 Использование речевых игр в организации режимных моментов.

Использование речевых игр в организации режимных моментов....

Семинар-практикум для педагогов "Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя"

Цель: привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда.Задачи:- познакомить воспитателей и родителей с играми, способствующими развитию у детей слухового внимания и памяти, фо...