Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики на образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Гапон Лариса Евгеньевна
Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом. Ежедневное использование здоровьесберегающих технологий помогает добиться хороших результатов у детей по звукопроизношению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование артикуляционной  и пальчиковой гимнастики на образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

В  группе, работа по формированию звуковой культуры речи у детей, строится более конкретно и целенаправленно, так как дети скоро пойдут в школу.

Совместная, продуманная, поэтапная и системная работа логопеда и воспитателя в группе позволяют наиболее эффективно формировать звуковую культуру речи у детей.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей можно обобщить в три основных раздела:

  1. Развитие голосового аппарата. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей.
  2. Становление и закрепление звуков.  Формирование норм литературного произношения.
  3. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса иинтонационной выразительностью, дикцией.

Работу с детьми по звуковой культуре и по ознакомлению со звуковой стороны слова осуществляю в повседневной деятельности детей: в утренние часы (перед завтраком), в часы игр, во время прогулок, в " логопедический час" (вечерние занятия по заданию логопеда), не исключая и режимные моменты (например, упражнения на дыхания после сна и т.п.), а также на занятиях (речевые игры, физкультурные минутки и т.д.).

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Например, некоторые дети неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточный силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении  [р]. Правильное речевое дыхание

 "Копаем картошку" -  Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то
верхнюю, то нижнюю губу и т.п.

Эти упражнения, связанные с определённым игровым образом, требуют от детей перевоплощения, вызывают интерес и способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей. Поэтому, одному и тому же упражнению даю разные названия. Так, положение "острого" языка (в логопедической литературе - "иголочка")  сравниваю с морковкой,  концом ножниц. При работе над темой "Домашние птицы", тоже положение языка преподношу как клюв петуха и других птиц. С большим интересом дети выполняют упражнения по теме "Транспорт". Использую такие игровые упражнения:

  • "Машина въезжает в туннель" - губы вытянуты, рот приоткрыт.
  • "Машина едет по ровной дороге"- "широкий" язык лежит на: нижней губе.
  • "Машина съезжает с горки"- кончик языка упирается в нижние зубы,
    спинка языка приподнята.
  • "Машина поворачивает направо, затем    - налево" - высунутый язык
    двигается влево - вправо  и т.п.

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Но нецелесообразно работать только над определёнными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребёнком. Наряду с уже усвоенными включаю и другие упражнения.

Для упражнения координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики, чтобы научить детей управлять движениями мышц пальцев, языка и губ провожу специальную сопряжённую гимнастику пальцев и языка ("театр пальчиков и языка").    Например:

Текст

Поза или движение рук

Поза или движение

языка

Однажды

Имитация ходьбы пальцами  в

Движение языка вверх-

пальчики

заданном  ритме и темпе.

вниз.

пошли в лес:

топ-топ, топ-

топ-топ.

Подошли к

Ладони ребрами, тесно прижаты

Рот открыт, язык

опушке:

друг другу, пальцы выпрямлены.

свободно лежит на

ровной-

нижней губе.

ровной,

гладкой-

гладкой.

На опушке -

Локти, ладони соединены, пальцы

Язык высовывается и

большое

подняты вверх.

напряженно тянется к

дерево. Вот

носу.

его ствол  и

т.п.

Затем отрабатываю артикуляционные упражнения, характерные для определённой группы звуков.

Постепенно "театр пальчиков и языка" уступает место "сказкам о весёлом язычке". Сюжеты таких историй подчиняются игровому описанию особенностей артикуляционного уклада и способа произношения тех или иных пар или даже групп звуков. Например:

"Весёлый Язычок опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: к-к-к. Ребята, как стучал Язычок?

Потом Язычок включил голос и стал звонко - звонко, с          голосом стучать спинкой в потолок: г-г-г. Как теперь стучал Язычок?

"Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но и спинкой", -подумал Язычок. Какие песенки научился петь Весёлый Язычок?

Кувыркался, кувыркался Язычок, шалил, шалил, стучал спинкой в потолок сначала громко, потом всё тише и, наконец, совсем тихо: к-к-к, - так устал, что, незаметно для самого себя, задремал. А хвостик у него остался опущенным вниз, спинка - поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать: "х-х-х".

               На данном этапе  начинаю  учить  детей  узнавать  и  воспроизводить

неречевой ритм и темп, отделять одиночные удары от ряда множественных. Для этого предлагаю для подражания различные движения определённого ритма, а ребёнку нужно его угадать и воспроизвести через отхлопывание, отстукивание или дирижирование. С этой целью использую следующие игровые приёмы:

  • Игра   "Внимательный барабанщик" - ребёнок повторяет определённый
    ритм на барабане или бубне.
  • Игра   "Нас не обмануть!" - дети идут по кругу медленно, если слышат
    медленные хлопки в ладоши; быстро, если убыстряется темп хлопков.
    Дети должны быстро ориентироваться, каким двигательным способом
    реагировать.
  • Игра  "Кто  это  может  быть?"  -  простукиваю  определённый темп  с
    определённой скоростью и громкостью:

•        тататата-мышка;

та та та - зайка;

ТА ТА ТА - слон, медведь;

таТАта таТАта - лошадь.

Ребёнок должен сначала прослушать, какой ритм соответствует какой игрушке, а затем угадать, какая из них спряталась за ширмой. Игра "Поезд" - привлечь внимание детей к длине слова, последовательности и месте звуков в нём. Поместить в первый вагон слова с одним слогом (кот, ёж). Во второй - слова, имеющие два слога (мама, папа). В третьем вагоне пусть поедут слова, в которых по три слога (дедушка, бабушка). И т.п.

         В своей работе использую наглядные символы. Для развития и изменения силы и высоты звучания голоса ввожу символы, обозначающие силу голоса: "тихо - громче - громко", - маленький, побольше и большой круг. Пропевание гласных (а, о, у, э) с изменением силы голоса: сначала изолированно, а потом с плавным переходом (тихо - громко, тихо - громче -громко и наоборот).

Пропевая гласную "и" с изменением высоты голоса: сначала изолированно, затем с плавным переходом (низко - высоко; низко - выше -высоко и наоборот); использую символы, обозначающие высоту звука -игрушечную лестницу из "Lego".

При выполнении упражнений на пропевание ряда гласных или рада слогов с различной интонацией, использую пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний (радость, вопрос, боль, усталость и т.д.).

Необходимо развивать умение произнесения слогов, слов, коротких фраз на одном выдохе и умения делать забор воздуха в конце фразы. Для этого хорошо использовать приём нанизывания слов в предложение. Например, бросаю мяч одному из детей, стоящих в кругу и говорю первое слово, с которого будет начинаться предложение: "Кукла". Ребёнок, поймавший мяч придумывает второе слово : "Нарядная кукла", и бросает мяч следующему. Таким образом, можно составить предложение из 5-7 слов, постепенно распространяя его.

Очень важным этапом воспитания ЗКР является работа над интонационной выразительностью. Чтобы у детей формировались, общие представления о значении интонационной выразительности обычно сначала, сравниваю два варианта рассказа: первый - без интонационного оформления текста, второй - выразительно. Затем выясняю, какой вариант понравился больше. Таким способом подвожу детей к выводу, что разница звучания заключается в интонационной выразительности речи, которая помогает людям не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства

Упражнения становятся  более  занимательными, если в них принимают участие  Петрушка, Буратино  и другие  персонажи  кукольного театра.  Они затевают игры с детьми, организуют  с ними  поиск нужных  слов. Персонажи читают детям стихотворения, в которых недостаёт последних слов (звуков), и просят подсказать их и т.п.        

Так, играя, ребёнок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, знакомится со звуками речи, начинает вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять, анализировать звуковой и слоговой состав, "слышать" ударение. А ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. Д. Б. Эльконин подчёркивал, что "от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строения звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в процессе проведения режимного момента (завтрака) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6)лет.

Тема: "Завтрак с тетей Дашей".Доминирующая образовательная область: «Познание»Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация»Форма деят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в процессе проведения режимного момента (завтрака) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6)лет.

Тема: "Завтрак с тетей Дашей".Доминирующая образовательная область: «Познание»Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация»Форма деят...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ( МАРТ)

В данном документе раскрыто  тематическое планирование по всем областям согласно ФГОС в старшей группепо программе "От рождения до школы" под редакцией Васильевой....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ АПРЕЛЬ-МАЙ

План образовательной деятельности, осуществляемый  в ходе режимных моментов...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗОЖ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ во второй младшей группе

Задачи:• дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;• помочь детям в формир...

Выступление на педсовете. "Организационно-образовательная деятельность детей при проведении режимных моментов в вечерний отрезок времени".

Организационно-образовательная деятельность детей при проведении режимных моментов в вечерний отрезок времени....

Выступление на педсовете. "Организационно-образовательная деятельность детей при проведении режимных моментов в утренний отрезок времени".

Организационно-образовательная деятельность детей при проведении режимных моментов в утренний отрезок времени....