ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ( МАРТ)
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Половинчук Надежда Николаевна

В данном документе раскрыто  тематическое планирование по всем областям согласно ФГОС в старшей группепо программе "От рождения до школы" под редакцией Васильевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravlenie.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Направление

Содержание

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

 Игровая ситуация:

-«Принесли матрешки -расписные ложки! –закрепить знания о предметах декоративно-прикладного искусства;

-«Волшебная дудочка» -закрепить имеющиеся знания о музыкальных инструментах;

-«Сравнивание одежды современной и старинной»

-«Какую одежду носили русские женщины и мужчины»

-«Как праздники встречали на Руси»

Беседы:

- «Как я помогаю маме» - обсудить с детьми, почему очень важно помогать старшим; воспитывать уважение к труду мамы;

-«На меня в обиде мама..» - учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций;

-«Никого роднее мамы в целом мире нет» - воспитание чувства глубокой любви и привязанности  к самому близкому и родному человеку – маме;

-«Быт и традиции русского народа» (русские календарные праздники, художественно-прикладные промыслы, народное песенное искусство)

-Что за куколка такая, из соломы, как живая»

-Куклы из прошлого (куклы обереги, тряпичные куклы, их назначения)

-Рассматривание кукол разного вида: кукла-петрушка, куклы-обереги, куклы бибабо, пальчиковые куколки, бумажные куколки)

-На чем вам мамы готовят еду? На чем готовили себе еду люди в старину на Руси? Чем газовая плита отличается от печи?

-«Сжигание чучела» -объяснить, зачем сжигают чучело. Развивать у детей диалогическую речь, умение отвечать на вопросы.

Поговорки о гостеприимстве:

-Без обеда не красна беседа;

-Что есть в печи, все  на стол мечи;

-Чем богаты, тем и рады;

Поговорки о маме:

-Сердце  матери лучше солнца греет;

-На солнышке тепло, при матери –добро;

-У родной матери и сухарь пирогом кажется;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

-Разбрасывание снега из сугробов для более быстрого таяния;

-Оказание помощи по уходу за комнатными растениями в уголке природы;

-Сбор мусора, веток на участке;

-Взрыхлить сугробы для быстрого таяния;

-Помощь в уборке беседки;

-Кормление птиц, чистка кормушек;

-Протираем и моем игрушки;

- Поддерживание порядка в группе -учить выполнять трудовые поручения в течении определённого времени, формировать ответственность за выполнение трудовых поручений;

-Починим игрушки;

-Подклеим книжки;

-Починим одежду для бумажных кукол;

-Дежурство по столовой – учить детей определять по карточкам, кто дежурный, приступать к работе без указаний взрослого;

-Дежурство по занятию - учить раскладывать материал к занятию, после занятия убирать его на место; воспитывать самостоятельность, ответственность за порученное дело;

Игровые ситуации:

-Учимся с Мишкой- торопышкой застегивать пуговицы;

-Чистим зубы с бобренком;

-Складываем правильно одежду в шкафу;

-Где прячутся варежки и носки?

-

Формирование основ безопасности

Беседы:

-«На автобусной остановке»: продолжать объяснять что ожидая транспорт на автобусной остановке в целях безопасности  нужно вести себя спокойно, держать за руку взрослого

-«Безопасность  детей – забота взрослых» -объяснить что катание на велосипеде возможно только в присутствии взрослых не мешая окружающим;

-С/Р игра «Пассажиры» -закрепить имеющиеся знания о правилах безопасного поведения во время передвижения в общественном транспорте;

-Д/И «Путешествие Незнайки в большой город» - закрепить правила поведения в общественном транспорте;

Игровые упражнения

-«Я –пожарная машина»;

-«Огонь, вода, песок»

-Найди на рисунке все несгораемые предметы:

Разрешается – запрещается»;

-«Какой бывает огонь?»

-С/Р игры с использованием телефонов, утюгов, стиральной машины, электрических плит, пылесосов, макетов домов;

Образовательная  область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

-Посев семян укропа, петрушки, лука, опыты с посадками;

-Какая одежда нагревается на солнце быстрее: темная или светлая?

-Как меняется световой день?

-«Воздух-невидимка»- доказать, что воздух не имеет формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;

-Игровая ситуация: «Русская изба» (познакомить с жилищем русского человека в старину -избой)

-Опыт «Очистка грязной воды» - дать детям представление об очистке воды

- Работа в уголке природы: посадка семян –предложить детям рассказать, как из семян вырастет растение, актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста

Приобщение к социокультурным ценностям

- Наблюдение за трудом взрослых –«Дорожные  правила –наши лучшие друзья» -продолжать знакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях;

-Познакомить с профессией пожарного: рассказать о значимости этой профессии, ;

-Познакомить с историей возникновения праздника 8 Марта, о том, где празднуется  этот праздник, как празднуется;

-Познакомить детей с возникновением дымковских, филимоновских и других  народных игрушек; с русским народным  промыслом;

-Чтение:

-«Дымковская игрушка»

-«Чем знаменито Дымково»

-«Филимоновская игрушка»

- Ой, свистуличка какая»

- Богородская игрушка»

-«О народных промыслах»

Формирование элементарных математических представлений

Д/И:

-«Мышонок в лабиринте»;

-«Подарки для мамы»;

-«Сколько?»;

-Разложи игрушки по порядку»;

-«Найди, кто такого же роста , как ты»

-«Идем на ярмарку»;

-«Найди игрушку»-закреплять умение детей двигаться в заданном направлении, менять направление движения по словесному указанию;

Найди и исправь ошибку»-закреплять знания детей о геометрических фигурах, активизировать словарь детей;

- «Чего не хватает?»-уточнять знания детей о геометрических фигурах, формировать умение понимать суть и решать логическую задачу на установление закономерностей;

- «Какой цифры не стало» - закреплять знания детей о последовательности чисел, понимание отношений между числами натурального ряда;

-

Ознакомление с миром природы

Д/И:

-Приметы весны»

-Что это за птица?

-Когда это бывает?

- «Рыбы, птицы, звери» - упражнять в группировке животных, птиц, рыб; закреплять знания о них; развивать внимание, быстроту  реакции.

Наблюдения:

-За появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев;

-Рассматривание коры деревьев (конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования);

-За деревьями и кустарниками;

-За воронами и галками (найти сходство и различие)

- За птицами (выяснить особенности взаимоотношений во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга)

-За сосульками -предложить детям рассказать, как  «растут» сосульки, понаблюдать, как они тают .Пояснить, почему в тёплый день сосульки «плачут», как меняются свойства воды при изменении температуры.

- За погодой- предложить охарактеризовать погоду. Формировать представления детей о чередовании времён года;

- За растениями - рассказать детям, что весной деревья просыпаются, учить детей наблюдать. Развивать речь;

- За небом -предложить описать небо, проследить за движением облаков ,выяснить, о чём можно узнать, рассматривая небо;

- За изменение продолжительности дня – обратить внимание детей на то, что день стал длиннее; предложить сделать вывод об изменении продолжительности дня, пояснить, почему день становится длиннее;

Приметы:

- Красноватое небо к вечеру, а утром сероватое обещает добрую погоду;

-Небо кажется высоким – к ветру;

-

Пословицы:

-Наступил марток, надевай  семь порток;

-Увидел скворца, знай март у крыльца;

- Март зиму кончает, весну начинает;

-И в марте мороз на нос садится;

-Март с водой, апрель с водой, март с цветами;

- Весенний дождь лишним не бывает;

Развитие речи

Беседы:

-«Как я ухаживаю за игрушками»;

- «Матрешка- народная игрушка»

-«О русском народном костюме»;

-«Что интересного заметили по дороге в детский сад»;

-«О посуде»;

Д/И:

-«Подарок для мамы»

-«Выбери картинку»

-«Что когда было»

-«Чья загадка будет интересней»?

-«Подбери нужное слово»

-«Придумай другое слово»

- «Скажи ласково» - учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- «Испорченный телефон»- учить детей придумывать слова на определённый звук, развивать память , мышление;

-  «Веселые стихи» или «Забавные стихи» -  тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам ;

- Работа над звукопроизношением: проговаривание чистоговорок на разные звуки;

Художественная литература

-Стихотворения:

М. Садовский «Это мамин день»

-Г. Виеру «Мамин день»

-П.Синявский «Разноцветный подарок»

-А.Плещеев «Весна»

-Ф.Тютчев «Зима не даром злиться..»

-Н. Родивилина «Весне мы очень рады»

-В. Косовицкая «Мамин праздник»

-А. Берестова «8 Марта»

-М.Садовский «Вот бы как мама»

-В. Шугаева «Маме»

-В.Моисеева «Матрешки»

 -А.Усачев «Масленица»

-Я. Дубенский «Мы разные»

-«Дымковская игрушка»

-«Чем знаменито Дымково»

-«Ой, свистуличка какая»

-«Богородская игрушка»

- «О народных промыслах»

М. Бородицкая «Глиняная свистулька»

Сказки:

-« Домовенок Кузька»

-«Василиса Прекрасная»

-«Никита Кожемяка»

-«Садко»

- «Крылатый , мохнатый да масленый» -учить понимать характер и поступки героев. Учить придумывать окончания сказки;

- «Хаврошечка»

-« Мальчик-с пальчик»

Приобщение к искусству

- Рассматривание предметов прикладного искусства: матрешки, глиняные игрушки, свистульки, дощечки разделочные,  колокольчики, гжельская посуда;

-Рассматривание кокошников , русских сарафанов, косовороток, кушаков,

-Рассматривание женского портрета в картинах русских художников-портретистов;

-Рассматривание тематических  альбомов: «Предметы прикладного искусства» «Золотая хохлома» «Голубая гжель» «Дымковские игрушки» «Городецкая роспись»

-Рассматривание узоров на изделиях прикладного искусства;

-Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

-Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря», « Аленушка», «Иван царевич на сером волке», « Ковер-самолет»;

- Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»-рассказать детям о том, что прилёт грачей знаменует собой начало весны.

-Д/И:

-«Составь узор»,

- «Назови элемент росписи»,

-«Узнай костюм»

-«Разрезные картинки»(по мотивам декоративных игрушек)

Изобразительная деятельность

-«Ваза с цветами» (аппликация)

-«Русский народный костюм» (рисование)

-«Дымковские игрушки» (рисование, лепка)

-«Вот такие мастера» (аппликация)

-«Мамин портрет»( рисование)

-«Подарки для девочек»

-«Украшаем  русский сарафан» (рисование, лепка, аппликация)

-«Бумажные бусы» (аппликация)

-Рисование народных узоров;

-Расписные ложки (рисование)

-«Одень куклу в национальный костюм» (рисование)

-Лепка убранства русской избы;

-Рисование иллюстраций к знакомым потешкам  для книжек-малышек;

- Рисование героев русских народных сказок;

Конструктивно-модельная деятельность

-Составление фигур птиц, лошадок, оленей, козликов из счетных палочек и геометрических фигур;

-Составление из деталей игры «Палочки Кюизенера» домиков для матрешек;

-Игры с пазлами, разрезными картинками «Выложи узор», «Составь картинку»;

-Изготовление кукол из ниток;

-Изготовление кокошников;

-Плетение закладок из косичек, ковриков из полосок бумаги;

-Изготовление бумажных кукол и одежды для них;

-Изготовление из спичечных коробков русской печки;

-Бусы из  скрученных  бумажных  полосок;

-Игры детей с крупным строительным материалом- учить играть дружно. Строить различные постройки. Обыгрывать их;

- Игры с крупным строительным материалом: строим дворец  для сказочных героев - учить детей строить дом, преобразовывать его в теремок, дворец, сооружать постройки соответствующие величине игрушке.

Музыкально-художественная деятельность

- Игры со свистульками, деревянными ложками, дудочками, погремушками,

-Исполнение хороводов на мотивы русских народных песен;

-Слушание русских народных песен;

-Исполнение на детских музыкальных инструментах несложных композиций;

-Придумывание и исполнение импровизированных  танцев, хороводов;

Образовательная область «Физическое здоровье»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

-Беседы:

- «Где прячутся витамины весной»:- поговорить с детьми о правильном питании , о полезных и вредных продуктах;

-«Чем питались люди на Руси?»

- «Чистюля»-учить детей следить за чистотой своего тела, способствовать выработке полезных привычек, их закреплению.

/И с использованием алгоритмов: « Угадай-ка», «Составь салат»

- Составление рассказов на тему: «Путешествие башмачка», «Как обувались люди в древности»

-Д/И: «Назови правильно»

«Подбери пару»

«Расскажи про свой башмачок»

Чтение худ. литературы:

Два зеленых башмака» Г.Сапгир

-«Сережа моет галоши» З.Александрова;

-«Валенки» И.Жуков

- Рассматривание иллюстраций , изображающих различные виды спорта;

- Рассказать о роли растений в поддержании чистоты воздуха, об источниках загрязнения атмосферного воздуха, их влияния на здоровье человека;

-Игры-имитации:

«Деревья в разную погоду»

«Мы -растения»

-«Чей листочек»

Физическая культура

П/И:

-«Мы веселые ребята»

-«Пустое место»

-«Гуси-лебеди» -р.н.игра

-«Кто лучше прыгнет»

-«Ловишки»

-«Кто скорее пролезет через обруч к флажку»

-«Ловишки в паре»

-«Уголки»

-«Птицы и кошка»

-«Веселые обезъянки»

-«Кто ушел?»

-«Карусель»

-«Кот и мыши»- р.н.и.

-«Медведи и пчелы»- р.н.и.

-«Попади в цель» (тувимская народная игра);

-«Встречные перебежки»

-«Не оставайся на полу»

-«Дорожка препятствий»

-«Сделай фигуру»

-«Затейники»(народная игра)

-«Караси и щуки»

-« Классы»

-«Найди себе пару»

-«Гори, гори ясно» (народная игра)

-«Колечко» (белорусская народная игра»

Игровая  деятельность

С/Р игры:

Концерт» ( дети готовятся к  концерту  в честь праздника: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей);

-«Ждем гостей» (дети изображают семью, готовящуюся принять гостей: договариваться о последовательности совместных действий)

На ферме» (дети работают на ферме, ухаживают за животными: договариваться с партнерами кто кем будет в игре)

Идем в гости» (дети идут в гости на день рождения: соблюдать общепринятые нормы поведения в детском саду)

На праздничной ярмарке» (дети пришли на ярмарку в честь Масленицы: одни продают товар, а другие покупают)

В мастерской» (дети-мастера  изготавливают игрушки  для друзей)

Соберем младшего брата (сестру) на прогулку (собрать в соответствии с сезоном ребенка на прогулку)

Семейный отдых» (вся семья отправляется на пикник : уметь разворачивать сюжет игры в зависимости от сюжета)

Айболит» (дети приносят к ветеринару больных животных)

В магазине» (дети пришли в магазин за пластилином, красками для творчества)

На выставке» (дети пришли на экскурсию в музей народной игрушки: оказание помощи в налаживании контактов, взаимодействия сверстников)

-«Уборка квартиры» (вся семья принимает участие в генеральной уборке квартиры)

- Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра - отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра;

Д/И:

-«Узнай музыкальный инструмент»

-«Какой игрушки не стало?»

-«Угадай сказку»

-«Из какой сказки герой»

-«Заштрихуй матрешек»

-«Из чего выполнен предмет?»

-«Одень куклу в национальный костюм»

- «Русская изба»

-«Что такое хорошо и что такое плохо»

Культурно-досуговая деятельность

-Праздник «8 марта»

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики на образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, кот...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ АПРЕЛЬ-МАЙ

План образовательной деятельности, осуществляемый  в ходе режимных моментов...

Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"

Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...

Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах....

«Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов» Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2020 год

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в проце...