Использование электронных средств обучения в образовательном процессе в ходе режимных моментов
статья

Федосова Валентина Сергеевна

О чем мечтают дети, на всей, на всей планете? 

                                                                    Мечтают путешествовать, и новый мир познать,

                                                                    Простых вещей основ, и таинства узнать!..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fedosovoy_v.s.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             В.С.Федосова,

воспитатель   МДОУ Лесноуколовский

  детский  сад «Берёзка»

Использование электронных средств обучения

в образовательном процессе в ходе режимных моментов

                                                                    О чем мечтают дети, на всей, на всей планете? 

                                                                    Мечтают путешествовать, и новый мир познать,

                                                                    Простых вещей основ, и таинства узнать!..

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. [12. с. 81].

Морева И.А. считает, что использование информационно-коммуникативных технологий, является одним из приоритетов дошкольного образования, что позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. [13. с.234]. Использование в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы отечественных и зарубежных исследователей С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и другие [14. с.234].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.  [3] 

Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

В нормативном документе (ФГОС ДО) определены также и требования к педагогам, а, именно, «владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» [7].

В условиях детского сада возможно, использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, телевизора, видео, DVD, CD, то есть то, что может предоставлять себе возможности для коммуникации.

При использовании электронных средств в образовательном процессе, очень важно соблюдение требования СанПиН 2.4.1.3049-13.

НОД в детском саду должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

  Целью работы при использовании ИКТ в НОД является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс информационных технологий.

Задачами стали:

• обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

• основываясь программой «Детство» разработанной на основе ФГОС дошкольного образования создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; [2]

• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

 Во ФГОСах главное не результат, а условия. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка. А так как мы живём в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС являются очень актуальным. [4]

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников.                                          

В педагогической науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. Л. М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии — это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Введение ФГОС дошкольного образования, предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. [6]

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада в ходе режимных моментов имеет много преимуществ, которым мною уделяется значительное внимание: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, просмотр телевизора, видео, DVD после дневного сна и полдника.

Остановлюсь на указанных режимных моментах подробнее. 

  Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных задач.  Она призвана, положительно настроить, ребёнка на весь предстоящий день. «Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением их по словесной команде под счёт для детей непригодна. При проведении утренней гимнастики стала использовать телевизор, DVD, диски «Оздоровительная гимнастика для детей», «Уроки тётушки Совы».  Замечательная гимнастика с сопровождением музыки и показа упражнений одновременно регулирует темп и ритм движения, тем самым способствуя четкому и правильному выполнению упражнения, вызывает положительные эмоции и создаёт бодрое настроение.  

  Гимнастика после сна также является важным направлением в формировании у детей интереса к двигательной активности. Правильно организованная двигательная активность это основной фактор снятия усталости.  Во время проведения гимнастики после сна использую магнитофон с записями спокойных музыкальных произведений.  При выполнении движений потягивания, массаже различных частей тела (уши, шея), упражнение «Лодочка» звучит спокойная, мелодичная музыка. При выполнении более энергичных движений ходьбе по коррекционным дорожкам и прыжков включаю музыку энергичную.

В ходе НОД наполняю повседневную жизнь интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализацию детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

        Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.  Методы: 1. Непосредственное наблюдение предмета; 2. Напоминание последовательности действий в создании предмета; 3. Помощь ребёнка.  4. Помощь воспитателя.
       Приёмы: 1) Словесные (объяснение; наводящие вопросы, указания).
2) Наглядность (схема, примерный образец).  3)  Игровой.  4) Самоанализ.

Чтобы получить удовлетворительный результат на помощь приходят электронные образовательные ресурсы (компьютер) на занятиях по развитию речи, элементарных математических представлений и изобразительной деятельности.

Демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей, поэтому информация, которую я даю по ходу демонстрации, стараюсь, чтобы она соответствовала содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.

 В ходе НОД по ФЭМП показываю на компьютере наглядный счетный материал, геометрические фигуры. Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность воспитанников в течение всего НОД.

 Занятия по речевому развитию строю на игровых методах и приемах, (показ наглядного материала на компьютере) позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.  Провожу индивидуальную работу с ребенком, предлагая ряд консультаций, включающих дополнительные вопросы. При ознакомлении с новым художественным произведением (сказкой, рассказом) даю для просмотра книжки с иллюстрациями, а также иллюстрации дети рассматривают на компьютере. Для заучивания стихов использую схематичные изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Здесь помогает мнемотехника. Разучивание стихотворений при помощи мнемотехники стало для детей делом весёлым, эмоциональным. С помощью этой методики и настроя на позитивный результат, дети получают от этого огромное удовольствие. У них появляется фантазия, существенно сокращается время для заучивания стихов, и кроме этого развиваются творческие способности детей

 Условием успешной работы на занятиях художественно-творческого развития является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации, наглядный практический материал. Дети рисуют изображения овощей, фруктов, животных не только на альбомном листе, но и на компьютере. На компьютере мы с детьми рассматриваем, обсуждаем последовательность выполнения. А в конце занятия предлагаю им обыграть свою поделку, рисунок, задавая наводящие вопросы.  Игровые компьютерные задания в художественном творчестве использую не длительными по времени. Включаю в занятия игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

           В работе с детьми для развития познавательного интереса на НОД окружающего мира использую различные мультимедиа фильмы «Маленький ёжик», «Времена года» и презентации «Мы растём», «Научим куклу одеваться», где показана жизнь разных животных, растений, приёмы самообслуживания.

 Основы безопасности жизни деятельности: (пожарная безопасность, правила дорожного движения, один дома) в цикле этих презентаций показываю различные чрезвычайные ситуации, обращаю внимание детей на технику безопасности, рассказываю про ответственные службы. Использование презентаций в НОД ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя. Но какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

 В наши дни телевизор, видео, компьютер прочно вошли не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов   допустима вторая половина дня.  Телевизор с размером экрана по диагонали 59 – 69 см. Высота установки составлять 1 м. на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже.  При просмотре телепередач детей располагаю на расстоянии не ближе 2 м., длительность просмотра телепередач и диафильмов до 30 мин. 

 Сайт ДОУ носит информационный характер. На главной странице помещены информации о мероприятиях ДОУ, о которых могут узнать родители. Это один из разделов расширения использования ИТ в работе с родителями и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

 ИКТ в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

•     Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. [8]

Таким образом, можно с уверенностью сказать, воспитатель детского сада, освоивший ИКТ открыл безграничные возможности для эффективной творческой работы, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.                                        

 

Список использованной литературы:

  1. Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики.  «ДЕТСТВО – ПРЕСС» Санкт – Петербург» , 2005 г.
  2. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова.  Детство. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «ДЕТСТВО – ПРЕСС» Санкт – Петербург» , 2011 г. с. 6.
  3. Власова С.В. Статья. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС. – 2015 г. с 1.
  4. Гаврилова А. Статья. Использование ИКТ – технологий в образовательном процессе в ДОУ в образовательном процессе. – 2015 г. с.1
  5. Каджаспирова Г.М. Использование Технических средств в дошкольном образовании. - М.: «Просвещение», 2001 г.
  6. Самохвалова И.А. «ИКТ – компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС». – 2014 г. с. 3
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
  8. Цаплина О.В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2013. № 2 (22). – с. 132-134.
  9. Сыч В.Д. Технические средства в детском саду.  М.: «Просвещение», 2000 г.
  10. http://doshkolnik.ru «Дошкольник».
  11.  http://pochemu4ka.ru «Почемучка».      
  12.  Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87
  13.  Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87
  14.   Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов "Развесёлый хоровод"

В процессе игры совершенствовать у детей ходьбу и бег в колонне по одному, парами, по кругу, взявшись за руки. Развивать ловкость, быстроту, выразительность движений. Воспитывать интерес  к народ...

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов для детей старшего дошкольного возраста

Я распланировала через какие виды деятельности может проходить образовательная деяельность в ходе режимных моментов...

"Марья краса - длинная коса" образовательная деятельность в ходе режимных моментов в подготовительной группе.

Данная разработка поможет педагогам в интересной и доступной форме познакомить детей с русскими народными традициями в отношении к своему здоровью и красоте, обогатить словарь детей народными пословиц...

Технические и электронные средства обучения в образовательно-воспитательном процессе. Компетентность воспитателя в их использовании

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а о...