"Марья краса - длинная коса" образовательная деятельность в ходе режимных моментов в подготовительной группе.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Даниленко Татьяна Николаевна

Данная разработка поможет педагогам в интересной и доступной форме познакомить детей с русскими народными традициями в отношении к своему здоровью и красоте, обогатить словарь детей народными пословицами и поговорками, создать у детей радостное настроение и желание активно участвовать в предложенной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marya_krasa_-_dlinnaya_kosa.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов в подготовительной группе.

«Марья краса - длинная коса».

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи: знакомить с русскими народными традициями, воспитывать интерес к фольклору;

 обогащать словарь детей народными пословицами и поговорками;

создать у детей праздничное настроение, вызвать желание активно участвовать в развлечении.

Центральная часть игровой комнаты украшена репродукциями картин, иллюстрациями к сказкам, детскими рисунками с изображением  длинноволосых красавиц с косами и косичками

Ведущая: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Не сеют, не сажают, а сами вырастают?» Правильно, это волосы! А какие вы еще знаете загадки о волосах?

Дети:1.Тонок, долог, в траве не видать?

          2.Носить могу, а сосчитать не могу?

          3.Что растет без цвету?

          4.Что над собой не видишь?

Ведущая:  Все эти загадки придуманы о наших с вами волосами, к которым мы так привыкли, что порой не замечаем и даже забываем их расчесывать. И это неправильно! Потому что издавна чистые и ухоженные волосы наделялись доброй, волшебной силой, способной постоять за наше здоровье, наладить мир, да лад в доме. Еще говорили раньше: «Вспутал волос - потерял голос», а это значит, что в нечесаной голове и мысли путаются. Да и радивые хозяйки неспроста боялись, что б кто-то недобрый не подбросил бы им в дом или в хлев клок спутанных волос. Тогда хозяйство пойдет на убыль, а в доме поселится переполох. Потому то и пеклись о чистоте в своем доме.

А кто знает, какую прическу на Руси носили и женщины, и девушки, и маленькие девочки?                                - Правильно - косу! Существует поверье, что коса обережет и от порчи, и от сглаза, и от всякой недоброты. И, конечно же, коса является символом женской красоты, трудолюбия и верности. Недаром во всех старых сказках различных народов и простые девушки, и царевны, и даже королевны все носили длинные косы. А, давайте-ка мы их сейчас вспомним! Дети:        ,

1.«Золотой волос» П. Бажова

2.«Салаточка» и «Рампунцель» братьев Гримм

3.«Скрипучая старуха» ульчская сказка

4.«Иляна Косыньзяна» румынская сказка

5.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  русская народная сказка

6.«Поди туда, не знаю куда..» русская народная сказка

7.«Спящая царевна», и много-много других сказок

Ведущая: Влюбленные парни слагали песни о своих красавицах, одну из таких песен попробовал исполнить Ф. Киркоров, хотите послушать? Она так и называется: «А у моей Любы русая коса!» Понравилось? А теперь, послушайте какую красивую песню, написал известный певец и композитор Д. Маликов,  называется она: «Золотые косы». Пока звучит песня, обратите внимание, какие шедевры создали знаменитые художники, восхваляя женскую красоту.

Ведущая: А теперь, послушайте еще одну загадку:

Зубаст, а не кусается, как он называется?

Правильно, это гребень. Раньше  расчесок не было, и я того, чтобы волосы хорошо росли и, были здоровыми - их расчесывали деревянными гребешками, которые изготавливали настоящие умельцы. Чем богаче, моднее девушка, тем красивее у нее гребень.

Бывало, расчесывает мать свою дочурку, да и приговаривает:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся!

- Или девушка плетет косу, а сама приговаривает:

Уж я косу заплету, уж я  русу заплету.

Я плету, плету, плету, плету, приговариваю:

 Ты расти, расти, коса - всему городу краса! ( потешки читают дети)

- А кто знает, какой необходим уход за волосами? (ответы детей)

- Чем украшали девушки свои косы? (ленточками) Ими же парни одаривали своих возлюбленных. Вот послушайте одну историю! (читают дети)

Ходил Никита по долине, по широкому раздолью.

Ходил Никита забавлялся, трем девчонкам похвалялся.

 Первой Сашенькой, второю Машенькой, Третьей Дунюшкой-Дуняшей.

 Я Сашеньке куплю ленту алую, Машеньке - голубую.

 А своей ли-то Дуннюшке-Дуняше куплю шалевый платочек.

Где запрячу в узелочек позолочено кольцо!

Подвижная игра «Кто быстрее завяжет ленту своей девочке»

Теперь я предлагаю послушать русские народные пословицы о косе:

Дети:

1.Коса - девичья краса.

2.Красная краса - русая коса.

3.Девичья коса - на все село краса.

4.Девушке косу заплетать - пораньше вставать.

5.У девушки нрав косою закрыт, уши золотом завешаны

Хороводная игра с девочками «Волосянка»

А вы знаете, какие прически носили парни?

 - Парни на Руси носили кудри,  чем кудрявее и длиннее чуб, тем завиднее жених.  

Шли годы, мальчишки поменяли кудрявые чубы на крутые «ежики» и другие стильные прически.

Девочкам стали делать модные стрижки, но коса по-прежнему остается главным украшением и доброй силой женского начала. И сейчас, мы попросим вьйти наших девочек с косичками, чтобы еще раз подивится красоте длинных волос.

Под русскую народную мелодию девочки проходят хороводным шагом

Ведущая: А сейчас пришло время  сказку сказывать. Взрослые - педагоги и родители инсценируют сказку.

Ведущая: Жили-были в одной избе отец, мать, да и было у них три дочери, Старшую звали Варварой. Уж больно ее мать любила и холила. Среднюю дочку звали Настенькой, а младшую - Машенькой.

Отец (входит в горницу): Ох, и мороз крепчает! Мать, дочки-то где?

Мать: Младшие косы плетут, а Варварушка на печи лежит, похрапывает сердечная.

Отец: Варвара, просыпайся! Девке косу заплетать, пораньше вставать.

Варвара: Неохота! Девичьи сны, да бабьи сказки. Орехи - девичьи потехи. Я лучше полежу, да спинку погрею.

Отец: У нашей Варвары волос долог, а язык длинней. Тьфу! Одно наказание.

Мать: Ох, отец, все ты к Варваре цепляешься. На себя гляди: волосом сед, а совести нет

- Эй, Настена, Машуня! Две косы и рядом и в кучке, а две прялки - никак. Живо за работу!

Настенька: Матушка, дозволь березовым веничком, шелковым листочком пол подмести, выгнать всякий сор из избы.

Машенька: А я, медвежьей лапой, из сосновых веток уголья и золу замету по углам протопленной печи.

Мать: Вот и славно. А то, бог даст, и женихи могут пожаловать. Ты, Настя, мети получше, да смотри, что б спутанный волос чужой не попал, иначе  все наше хозяйство на убыль пойдет.                

Отец: И я пойду, голячком крыльцо подмету, чай субботея сегодня. (Уходит и тут же возвращается, держа в руках две стрелы.) Ой, Мать, гляди! Стрелы на наш двор влетели! Дочки, живо собирайтесь, наряжайтесь! Сейчас женихи придут

Мать: Ой, батюшки святы! К кому стрелы во двор упадут там и свадьбу играют. Покрасуйтесь, доченьки, до святой воли батюшки!

Подвижная игра «Наряди невесту» - 2-3 раза

Девочки наперегонки наряжают невест: кольца, клипсы, бусы, фату и т.п.

Входят женихи.

Женихи: Здравствуйте, хозяева!

Хозяева: Здравствуйте, добры молодцы!

Первый жених: Не на ваш ли двор прилетели наши стрелы9

Отец: Так это ваши стрелы?

Второй жених: Да! мы - женихи! Свататься пришли! Где ваши невесты? Хороши?

 Мать: Не ищите красоты, ищите доброты.

Отец: Вы, добры молодцы, посидите и поглядите на наших дочерей. Вот Настенька - грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи.

Женихи: Хороша! Идет, словно павушка плывет.

Отец: А вот и Машенька! Кругла, пухла, румяна, бела. Русая коса на все село краса!

Женихи: Да! Кровь с молоком.

Мать: Женихи-то вы красивые! А вот что делать вы сами умеете? Женихи. Мы - кузнецы! Кузнецкому делу хорошо обучены!

Отец: Покажите своё умение!

Мальчики исполняют русскую народную песню «Во кузнеце», женихи «куют» гвозди.

Первый жених: А вот и умение наше! В доме пригодится! (показывает гвозди)

Мать: Гвозди в доме всегда нужны! Чем бы вам уплатить?

Второй жених.  За работу денег не берём! Берём в жены Машеньку и Настеньку.

Отец: А вы, доченьки что молчите? Настенька, язык что ль проглотила?

Настя: Куда голос, куда голос, куда голос делся? У залеточки в кудрях голос завертелся.

Мать: А ты, Машенька, что за сердце хватаешься? Уж не захворала ли?

Машенька: У залетки кудри вьтся из кольца в колечушко,

                    Да еще бы не болело у меня сердечушко.

Мать: Ну, что. Отец? Отдадим Машеньку и Настеньку замуж за этих молодцев?

Отец: Достойные женихи!

Русская народная игра «Прялица».

 В окно влетает валенок. Отец ловит его.

 Отец: Мать, гляди! А валенок-то откуда? Что такое? Ничего не пойму!

Мать: Не знаю, отец. Откуда он мог взяться?

С песней входит Емеля.

Емеля: Здорово, хозяева! Я свататься пришел!

Отец: Как это свататься?

Емеля:  Валенок мой у вас?

Мать: У нас. Вот он.

Емеля: Ну,  вот! Невесты у вас есть?

Отец: Есть! Но ведь путные-то женихи стрелы в дом запускают, а не валенки!

Емеля: Да мне лень было стрелы вытачивать. Братья мои все переженились. Один я остался без жены! Вот я и решил побыстрее жениться.

Хозяева. Так ты жених?

Варвара. Где жених? Я жениха хочу! Мамка, обувай меня! Мамка, наряжай меня! Настька, щеки крась! Манька, брови наводи!

Емеля. Вот так невеста! Черны брови наводные, русы косы накладные! Да она не то, что одеваться, косу-то сама плести не умеет! Нет! Я уж лучше дальше пойду!

Подвижная игра «Передай валенок»

Варвара: Стой, Емеля! Я смиренна, как ангел; делова, как пчела; красна что райская птица; верна, как горлица!

Емеля: У тебя, Варвара волосы долги, а ум короток. Не стыдно тебе так себя приукрашивать? Да ладно, не реви! Научись лучше косу сама плести, да веретено в руках держать. Тогда и поговорим. Через год за валенком приду. (Уходит)

Варвара: (рыдает) Где Емеля? Где жених мой? У-у-у-у-у- Жениха хочу!

Мать: (успокаивает Варвару) Отец, придумай что-нибудь! Зови гостей, будем дочку веселить.

Народная  игра «Золотые ворота»

Девочки поют русскую народную песню  «У нас нынче субботея»,

Танец с платками.

Хозяйка угощает детей чаем с ватрушками, хозяин дарит всем деревянные расчески, девочки с косами награждаются именными медальками («Алина краса – русая коса», «Настя краса – самая длинная коса», «Света краса – волнистая коса» и т.п.)

Используемая литература:

1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение к истокам русской культуры»,

СП 6 «Детство-Пресс», 2003г.

2. Т.А. Бударина, О.А. Маркеева  «Знакомство детей с русским народным творчеством»,

СП 6 «Детство-Пресс», «2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей группы раннего возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей группы раннего возраста...

Конспект образовательной деятельности в ходе режимного момента – утренняя гимнастика в подготовительной группе «Полет над землей»

Укрепление физического и психического здоровья детей; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни - происходит в организованной образовательной деятельности, через интеграцию образова...

Циклограмма образовательной деятельности в ходе режимных моментов в старшей группе

Циклограмма образовательной деятельности в ходе режимных моментов в старшей группе детского сада...

Циклограмма образовательной деятельности в ходе режимных моментов на 2021-2022 учебный год (подготовительная группа)

Циклограмма образовательной деятельности в ходе режимных моментов на 2021-2022 учебный год (подготовительная группа)...