Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию " Мой город"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нагорнова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию детей 6-7 лет

                                                Тема: «Мой город»

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, символикой; развивать культурно-нравственные познавательные качества личности дошкольника.

Обучающие задачи:

Обобщить знания детей о названии родного города, улица ближайшего окружения, его символике.

Формировать представления о правилах поведения на дорогах (ОБЖ).

Обогащать кругозор детей знаниями по истории возникновения города.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Закреплять умения детей устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Развивать у детей интерес к истории Отечества

Развивать коммуникативные навыки.

Способствовать речевому развитию через обогащение на активизацию словаря.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотизм, уважение к культурно историческому наследию.

Воспитывать эмоционально-целостное отношение к городу, любовь к нему.

Воспитывать желание работать вместе, сообща.

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

1) Рассматривание сюжетных картин с изображением города и деревни, беседы с детьми.

2) Знакомство на занятиях, на прогулках и с совместной деятельности с правилами дорожного движения.

3) Чтение стихотворений С. Я. Маршака, М. В. Дружининой, В. Д. Берестова, А. Л. Барто и других поэтов о правилах поведения на дороге

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда еще никого в детском саду не было, я случайно услышала, как кто-то ворчит и причитывает. Давайте посмотрим, кто там прячется в уголке.

- Ой, да это Старичок-Домовичок. Послушаем, что он там бормочет. (дети садятся на ковер и слушают)

Домовой: Ой, беда-беда, огорчение! Жил я раньше в деревне, ни забот, ни хлопот не знал: пять домов и две дороги, телега с лошадью, коровы пасутся.

Воспитатель: Постой, Домовенок! Поздоровайся сначала с ребятами, а потом расскажи нам свое огорчение.

Домовой: Здравствуйте, ребята! Попал я в ваш город из деревни, тогда и начались у меня все неприятности. Уж очень мне захотелось с другом своим Нафаней повидаться, а он в городе вашем живет. И я увидел, что город совсем не похож на нашу деревню.

Воспитатель: конечно, не похож, город отличается от деревни. Наши ребята могут тебе об этом рассказать. Они хоть и в городе живут, но в деревне бывали и картинки о деревне рассматривали.

Беседа с детьми об отличительных особенностях деревни и города.

 В деревне одноэтажные дома, мало дорог, почти нет асфальта, мало машин, магазинов, мало жителей. А в городе многоэтажные высокие дома, много магазинов, машин, красивые парки, много людей.

Домовой: вот я и заметил разницу. А вы в городе все родились?

- В городе

Воспитатель: а хотите спеть песню для Домового?

Дети поют

Домовой: Славно вы поете, ребята, чувствую, что гордитесь, любите свой город. Да вот беда, я чуть под машину не попал в вашем городе. Может я чего-то не знаю, не понимаю почему так получилось.

-  Ты не знаешь, как вести себя на улицах в городе.

Воспитатель: Как вы считаете, с чего мы начнем знакомство с городом, о чем нужно рассказать домовому?

-  рассказать об улицах, о домах, о правилах дорожного движения.

Воспитатель: Давайте, встанем в круг и начнем знакомство.

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Злата, Даша, Соня, Леша. Что я назвала?

-  Это имена детей.

Воспитатель: Верно. И наш город имеет свое имя. Как называется наш город?

-  Тамбов.

Воспитатель: А почему наш город Тамбов так называется?

Рассказ ребенка о Тамбове.

Рассматриваем карту г.Тамбова

Воспитатель: а как называется река в нашем городе?

-  Цна

Воспитатель: А как называют жителей городаТамбова.

-  Тамбовчане.

Воспитатель: Если девочка – то тамбовчанка, а если мальчик – то тамбовчанин. А сколько лет нашему городуТамбову?

-  380 лет.

Воспитатель: У каждого города есть своя история? Издавна на земле существовала добрая традиция: каждый город имел свой герб, флаг, который отображал прошлое, настоящее города, его богатство, достопримечательности. Такой герб и флаг есть и у нашего города. Он находится в нашей группе. Давайте рассмотрим его.

Дети подходят и становятся вокруг герба и флага.

Воспитатель рассказывает о гербе.

Воспитатель: Место, где мы живем и родились –Тамбов. У каждого человека есть своя Родина. А что такое Родина?

-  Место, где мы родились, где живем, где живут наши друзья.

Воспитатель: А надо ли любить свою Родину?

-  Когда Люди любят свою Родину, она становится богаче, сильнее.

Ее надо защищать, жалеть, стараться сделать все для нее.

Воспитатель: Наша Родина – это страна, которая называется Россией. (Показываем на карте-Россию).

Воспитатель: И в этой большой стране есть город Тамбов. Вы и я тамбовчане – мы здесь живем. Давайте ласково произнесем «Тамбов»

(Чтение стихотворения о Тамбове)

Физминутка:

В садик мы шагаем с мамой (шаг на месте)

Мы по улице идем (шаг на месте)

Повстречаем перекресток, (остановились)

Смотрим мы на светофор. (вверх смотрим)

Не бежим по переходу, (бег на месте)

Мы спокойненько идем. (спокойно шагаем)

Знаем правила движенья

Соблюдаем их во всем. (пригрозить пальчиком)

Воспитатель: В нашем городе очень много улиц. И в свое время люди им придумывали названия. Многие улицы носят имя человека, который это заслужил или названы в честь каких-то событий.

Воспитатель: Назовите главную улицу города?

-  Улица Советская.

Воспитатель: А как называется улица, на которой находится наш детский сад?

-  улица Рылеева.

Воспитатель: А на какой улице живет Даша Сергиенко? Расскажи о своей улице.

(Даша рассказывает о своей улице).

Воспитатель: А на какой улице живет Артем Лаврентьев?

(Артем рассказывает о своей улице).

Воспитатель: А на какой улице живет Лера Кашлева?

(Рассказ Леры об улице)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте рассмотрим на картинках и расскажем Домовенку, что интересного есть на наших улицах.

Рассказы детей «Что мне нравится в моем городе». Дети выставляют на доску, прикрепляя магнитами картинки различных достопримечательностей города, улиц.

Воспитатель: Почему ты выбрал эту картинку, расскажи о ней поподробнее.

Домовой: Как это все интересно. Мне захотелось погулять по вашему городу, но я так боюсь переходить улицу.

Воспитатель: Ничего страшного на улице нет. Если ты знаешь правила дорожного движения, то на улице совсем не опасно, мы сейчас тебе все расскажем. Кем мы становимся тогда, когда идем по улице?

- Пешеходом.

Воспитатель: А как одним словом называется то, что движется по дороге?

- Транспорт.

Воспитатель: Какие виды транспорта есть в нашем городе?

- Автобус, такси, маршрутки, грузовики, легковые автомобили.

Воспитатель: Вы назвали наземный транспорт, а какой вид транспорта ходит по реке?

-  Водный – катера, лодки, пароходы.

Воспитатель: А каким видом транспорта пользуетесь вы чаще всего? Как вы добираетесь утром до детского сада?

-  Пешком, на автобусе, на машине, на маршрутке.

Воспитатель: Для того, чтобы пешеходы не мешали транспорту, мы должны соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним их.

Дети читают стихи – Максим К., Злата Т., Дима Е.

-  По улице идти спокойным шагом, никого не толкая, идти следует только по тротуару, переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.

Воспитатель: У меня в руках сигнальные карточки. Назовите цвета.

-  Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: А что вам это напоминает?

-  Светофор.

Воспитатель: Как следует реагировать на его сигналы?

-  Идти или ехать нужно только на зеленый сигнал, на красный – стоять, на желтый – приготовиться.

Физминутка «Можно или нельзя»

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего нельзя.

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и называет действие, а ребенок у которого мяч называет можно так поступать или нельзя.

Воспитатель: 1) переходить улицу на красный цвет светофора?

2) Рвать цветы на клумбах для подружки?

3) Любоваться цветущей клумбой?

4) Сажать деревья или цветы во дворе?

5) Бросать обертки от мороженного или конфет на тротуар?

6) Переходить на зеленый цвет светофора?

7) Играть на пешеходном переходе?

8) Кататься на велосипеде на дороге, где ездят машины?

Воспитатель: Какой замечательный у нас город. Есть школы, детские сады, библиотеки, зеленый красивый парк, магазины, красивые памятники. Можно целый день гулять по городу и любоваться его красотой.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

- Я пойду в музей, чтобы…

- Я пойду в парк, чтобы…

-Я пойду в библиотеку, чтобы…

- Я пойду в школу, чтобы…

- Я пойду в магазин, чтобы…

- Я пойду в поликлинику, чтобы…

Воспитатель: Ну, что домовой, теперь тебе понятно, как следует переходить улицу?

Домовой: да, теперь понятно, думаю не будет страшно ведь, я и названия улиц запомнил и что на них находится, узнал как переходить дорогу и в каком месте. Спасибо, вам ребята, за помощь! Я еще посижу у Вас, хорошо? Так интересно Вас слушать.

Воспитатель: Ребята, а что нового узнали вы сегодня? Что удивило вас? Что особенно запомнилось? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы детей:

Раздается стук в дверь. Входит почтальон с посылкой.

Почтальон: В наше почтовое отделение поступила посылка. Вот уведомление.

Воспитатель: г.Тамбов, ул.Рылеева, 7, Детский сад «Ласточка», группа «Рябинка», для детей подготовительной  группы, воспитатель Короткова Ольга Анатольевна.

Почтальон: Все правильно?

- Да, все правильно.

Почтальон: Тогда получите и распишитесь.

Воспитатель расписывается, получает посылку. Почтальон уходит. Дети и воспитатель открывают посылку, в которой находится письмо от Нафани и игра. Воспитатель читает письмо.

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Слухом земля полнится, вот я и прослышал, что в детском саду №10 «Ласточка» живут умные и веселые ребята. Хочу подарить вам очень интересную и познавательную игру. Вы очень много всего знаете, а знаки дорожные дополнят ваши знания, играйте, узнавайте новое, да и дружочка моего Кузеньку учите. В письме есть мой адрес, покажите ему, пусть приходит в гости. Буду очень рад. До свидания! Нафаня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Гражданско-правовое воспитание  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по гражданско- правовому воспитанию с использованием здоровье-сберегающих технологий в подготовительной группе «Путешествие по городу Тамбову»

Цель: Продолжать знакомить с историей родного города, достопримечательностями. Задачи:Образовательные: Закрепить в памяти детей знания о родном городе, учить узнавать знакомые места на фотография...

Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию "История и достопримечательности города Мичуринска

Данный материал направлен на формирование познавательного интереса к своей малой Родине, к истории родного города, его культуре, на воспитание гражданско-патриотических чувств: гордость за свою малую ...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой город Барнаул» в старшей группе

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Мой город Барнаул" в старшей группе...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой город"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для средней группы "Мой город"....