КОНСПЕКТ занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Цель: Развитие речевой активности детей в процессе закрепления усвоенных ими знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

1 Образовательные:

1.Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, выделять нужный звук в слове, делить слова на слоги.

2.Закреплять умение узнавать буквы, соотносить звуки и буквы родного языка.

3.Закреплять знание цифр, умение производить порядковый счет.

2.Развивающие

1. Продолжать развивать фонематический слух, четкость дикции детей, умения использовать знакомые выразительные средства речи.

2. Совершенствовать умение детей составлять слова из слогов, изменять слова, различать слова по длительности.

3. Развивать навыки чтения у читающих детей, поддерживать желание учиться читать у не читающих.

3 Воспитательные

1. Поддерживать дружеские отношения, умение действовать сообща, оказывать помощь

2. Стимулировать интерес к речевым играм и упражнениям, желание учиться выразительной грамотной речи.

Интеграция образовательных областей:

Доминирующая ОО - «Речевое развитие»

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Оборудование: Мультимедийное оборудование, конверт с письмом и заданиями, записи звуков, «грамота с царским указом» (презентация); зеркала; карточки с буквами; мяч; карточки-схемы для определения слогов в слове; цветные карандаши; карточки с зашифрованными словами; телефон; раскраски с изображением героев сказки «Золотой ключик или приключение Буратино»

ХОД:

Воспитатель: Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо, а от кого оно Вам подскажет ответ загадки:

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

Ответы детей: Буратино

 

Воспитатель: Какие слова Вам подсказали, что речь идёт о Буратино?

Ответы детей: Деревянный озорник, из сказки, проказник…

 

Воспитатель:(читает письмо на экране)

 «Здравствуйте, ребята. Я отправился в страну «Умников и умниц», где все жители владеют красноречием и очень любят играть в речевые игры.  Царица Грамота пригласила меня поиграть, но я не знаю, что такое «красноречие», «речь» и «речевые игры». На это царица очень рассердилась и приказала заточить меня в высокой башне, пообещав выпустить, если кто – то мне поможет.»

          Ребята, вы поняли, что Буратино попал в очень сложную ситуацию? Как вы считаете, он сможет самостоятельно выбраться из башни?

Ответы детей: Нет!

 

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Ответы детей: Он не может справиться с заданиями. Он сам попросил о помощи…

 

Воспитатель: Вы хотите помочь Буратино? Чем мы можем помочь?

Ответы детей: Надо выполнить задания, которые приготовила царица Грамота.  

 

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к выполнению заданий царицы Грамоты, давайте сами вспомним, что такое «речь»?

Ответы детей: Речь – это то, с помощью чего люди могут общаться друг с другом. Речь – это слова, предложения. Речь – это то, что отличает человека от других живых существ.

 

Воспитатель: Из чего она состоит?

Ответы детей: Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.  Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков.

 

Воспитатель: А что такое красноречие?

Ответы детей: Это умение говорить красиво.

 

Воспитатель: Чтобы речь стала красивой, как нужно научиться говорить?

Ответы детей: Правильно, четко, выразительно, лаконично, последовательно, соблюдать паузы, передавать интонации, настроение, уметь изменять тембр голоса, т.е. говорить, как медведь, как мышка, как …; уметь изменять силу голоса (тихо – средне – громко), уметь изменять темп речи (медленно -  средне – быстро) в предложениях правильно ставить логическое ударение (выделять нужные слова голосом)

 

Воспитатель: Вспомните, что же такое «речевые игры»?

Ответы детей: Игры, которые помогают научиться правильно говорить, научиться красноречию

На экране из конверта нечаянно падают листочки с заданиями

 

Воспитатель: Ой, ребята, как же мы теперь узнаем, что за чем делать?

Ответы детей: На листочках цифры, их нужно выложить по порядку

Дети выкладывают листочки по порядку номеров. Выбирают первое задание

1 задание

Ребенок читает: Рано утром солнце встало
                              Всех с собой играть позвало.

                              Чтобы было все по – порядку

                              Сначала сделаем…

Дети: Зарядку

Воспитатель: Зарядку для язычка и его друзей!

Дети выбирают зеркала и выполняют упражнения:

Упр 1 Язычок проснулся, во рту потянулся. Помыл он пол, и потолок. 

Упр 2 Затем начал играть: вправо – влево весело скакать

Упр 3 Постучал по твердым дверям: «Кто там?», «Кто там?»

Упр 4 Язычок приоткрыл рот осторожно, узнал, выходить можно?

Упр 5 Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо

Дети выполняют каждое движения язычком 3-4 раза. Воспитатель следит за правильностью выполнения и хвалит, подбадривает детей.

2 задание

Ребенок читает: С язычком вы поиграли

                              И немножечко устали                                                        

                              Вы, ребята, не скучайте,

                                   Звуки быстро узнавайте.

Дети прослушивают записи звуков. Определяют их, называют, к какой группе они относятся (звуки неживой природы, звуки живой природы, звуки человека, звуки рукотворного мира – на экране постепенно после ответов детей появляются картинки

3 задание

Ребенок читает: Хорошо сейчас играли,

                              Звуки правильно узнали,

                              А теперь все в круг вставайте

                              Звуками настроение мое передайте!

Дети выстраиваются в круг и передают разные эмоциональные состояния с помощью невербальных средств выразительности и звуков:                            

                               Я могу спросить: А-А-А?

                               Я могу удивить: О!

                               Я могу сердиться: М-М-М

                               Я могу веселиться: Ха – ха – ха,

                               Я могу растеряться: Ух

                               Я могу испугаться: Ой!

                               Я могу приказать: Ну - у – у!

                               Я могу поддержать: Ап!

А теперь карточки возьмите

Из букв слоги соберите.

Дети разбирают карточки с буквами, подходят к столам и складывают слоги (прямые и обратные)

4 задание

Ребенок читает: На картинки посмотрите,

                              Букву к слогу подберите                             

                              Слово четко назовите.

Дети рассматривают картинки с буквами, каждый выбирает подходящую к своему слогу, произносит звук, которого не хватает для получения слова и полученное слово

5 задание

Ребенок читает: Снова в круг скорей вставайте,

                              В слове первый звук лишь поменяйте,

                              Дружно рифмы подбирайте!

Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет слово. Ребенок подбирает к нему рифму, заменяя один первый звук.

6 задание

Ребенок читает:  Быстро новые слова вы получили
                               И меня все очень удивили.

                               Отгадайте теперь поскорей-

                               Сколько в новых словах частей?

                               На картинки посмотрите,

                               К схемам точно слова подберите!

 Дети подбирают картинка к схемам слов и закрашивают столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

7 задание

Ребенок читает: Путаница в гости заходила,

                              Свой порядок наводила.

                              В словах части поменяйте,

                              Что получится узнайте!

Дети в парах читают (слушают) слова, делят их на части, меняют части местами и составляют новое слово.

8 задание

Ребенок читает: Путаница убегала,

                              За собою дверь не закрывала.

                              Ветер быстрый залетал

                              В словах буквы поменял.

                              Внимательно на шифр вы посмотрите,                             

                              И порядок наведите!

Дети на карточках рассматривают буквы. Определяют карточки с одинаковыми буквами и встают парами. По цифрам определяют последовательность букв в слове. Записывают буквы в клетки. Затем сравнивают в парах полученные слова.

9 задание

Ребенок читает: А теперь вы отдохните

                             Да скороговорочку прочтите!

                             Тихо, средне, громко – раз,

                             Медленно и быстро – это два!

Дети встают свободно перед экраном и обыгрывают скороговорку в разном темпе и с разной силой голоса: Ехал Грека через реку,

                                      Видит Грека в реке рак.

                                      Сунул в реку руку Грека.

                                      Рак за руку Греку - цап.

10 задание:

Ребенок читает: Я – Грамота!

                              Я вынесла указ

                              Всего три слова в нем,

                              Зато какие!

                              И от того, как вы прочтете их,

                              Зависит, что же будет с Буратино!

Дети читают слова на экране: «Казнить нельзя помиловать».

Воспитатель: Подумайте, как правильно произнести эти слова, чтобы спасти Буратино? Какое слово нужно выделить голосом?

Дети пробуют проговорить их с использованием пауз, изменяя логическое ударение и делают выбор.

 

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает…

Воспитатель: Ребята, это царица Грамота звонила…

                             Она, оказывается, в саду у нас сейчас побывала

                             Ребят смышленых всех для школы отбирала.

                             Все слышала, как вы играли, из плена Буратино выручали.

                             Решила Буратино в башне не держать,

                             А лучше вместе с вами в школу отдать.

Вы согласны?

Дети: Да! Согласны!

 

Воспитатель: Ребята, а как нам об этом сообщить Буратино?

Ответы детей: Позвонить. Написать…

 

Воспитатель: Давайте напишем Буратино письмо, отправим ему раскраски и пригласим его вместе с нами в школу?

Дети выбирают раскраски и под музыкальное сопровождение «готовят письмо» …

 

Итог, рефлексия:

Воспитатель:

- Как вы думаете, мы смогли помочь Буратино?

- А как нам это удалось? (Что мы сделали?)

- Что вы ему посоветуете, чтобы он больше не попадал в такие ситуации?

- Какое задание для Вас было самое сложное?

- С чем было справиться легко?

- Что вы сможете нового рассказать о нашем сегодняшнем приключении своим родителям?

 Дети отвечают на вопросы, делятся своими эмоциями, высказываются о трудностях и успехах, заканчивают создание «письма» Буратино и переходят постепенно к самостоятельным видам деятельности.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...